Интерактивные технологии в деятельности учителя начальных классов (из опыта работы)
материал на тему

Шевцова Татьяна Васильевна

        С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. На основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx58.75 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные технологии в деятельности учителя начальных классов (из опыта работы)

        С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. На основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

  В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

            Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современном образовательном учреждении - обучающиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. 

     Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

       В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Эти формы работы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте.

       При применении в обучении интерактивных технологий  ученик максимально приближен к условиям учебного материала, включается в изучаемую ситуацию, побуждается к активным действиям, переживает состояние успеха и мотивирует своё поведение.           Интерактивные технологии повышают заинтересованность учащихся к предмету, развивают          творчество, учат работать с различными источниками знаний, в какой-то степени снимают перенагрузки учащихся домашними заданиями, расширяют кругозор.

     В рамках  урока интерактивную модель можно внедрить  при помощи следующих интерактивных технологий:

  1. Работа в парах
  2. Упражнение «Карусель» Учеников разделяют на две равные группы, одна из которых является внутренним кругом, а другая- внешним. При этом ученики сидят  лицом к членам другого круга, образуя с ними пары. Учитель задаёт тему для обсуждения и роли,  к примеру, внешний круг учеников – слушатели, которые могут задавать уточняющие вопросы, а внутренний круг – рассказчики, отвечающие на вопросы. Каждые 2 минуты учитель даёт команду, и внешний круг сдвигается на одного человека в сторону, тем самым меняя пары, при этом члены кругов между собой меняют роли. Таким  способом можно обсуждать не более 3 тем за один раз, и обязательно, чтобы они имели положительную направленность - достижения учеников.
  3. Лекции с проблемным изложением, при которых моделируется проблемная для учеников ситуация, и предполагается, что они найдут новый способ её решения, поскольку используя ему известный, решить ситуацию ученик не может.
  4. Урок – семинар (дебаты, дискуссии)
  5. Эвристическая  беседа, при которой учитель не сообщает ученикам готовые знания, а правильно поставленными  вопросами позволяет им на основе уже имеющихся умений и знаний подойти к новым понятиям.
  6. Урок – конференция.
  7. Деловая игра
  8. Урок с использованием мультимедийных средств.
  9. Технология моделирования
  10. Технология полноценного сотрудничества
  11. Технология  «Незаконченное предложение»

Когда я иду в школу…(каждый день я иду учиться; не хочу  туда идти)

Когда я отвечаю  у доски …(мне потом ставят оценку; надо мной все смеются)

Если я получу «двойку»…(потом исправлю; меня будут ругать)

  1. Технология «Микрофон»  

Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал. Дети берут микрофон и спрашивают. Чаще используя те вопросы, которые слышали на предыдущих уроках. Учитель задает вопрос - ученики отвечают.

  1. Технология «Дерево решений»  

Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством  учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своём «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи

  1. Игра «Реклама на телеканале»

Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы. Мы - пешеходы. Моя Родина. Моя семья. Моя школа.

  1. Игра «Ключевой момент». Тест-проверка знаний (тестирование)
  2. Технология «Работа в группах»

 Игра «Исследователи»:  исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «калина» и т. п.

  1. Упражнение «Бананы».  

Упражнение помогает сломать стереотипы, производить работу левым  полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка. (Надпись на доске: ШБИАСНТАЛНЕЫР) Зачеркните в этой строке шесть букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Бананы)

  1. Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить.

 Мозговой штурм-прекрасный метод для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей. Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5 -7 человек. Основные пункты: четко определите проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу. Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей. Он должен поощрять количество, а не качество идей.

    Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. 

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Формами интерактивного обучения являются:

1.        работа в статичных парах или парах сменного состава;

2.        работа в малых группах;

3.        игровое сотрудничество.

Форма работы

Зона применения

  1. Работа в парах

Уроки всех типов.
Этапы проверки и этапы подготовки к восприятию нового материала.

  1. Работа в малых группах

Комбинированные уроки.
Уроки ознакомления с новым материалом.
Уроки обобщения знаний.
Этапы актуализации знаний, этапы ознакомления с новым материалом, этапы обобщения знаний.

  1. Игровое сотрудничество

Уроки всех типов.
Этапы формирования устойчивых умений.

В структуре процесса обучения с применением ТИО (технология интерактивного обучения)  можно выделить следующие этапы:

1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

2. Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.

3.Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе.

4. Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

      На своих  занятиях стараюсь строить работу так, чтобы были вовлечены в образовательный процесс все обучающиеся.

      Очень нравится моим детям  работа в статичных парах и парах сменного состава, которая  проводится на этапах проверки определенных учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.

        Также использую на уроках коллективные и групповые способы обучения, которые помогают всем учащимся занять активную позицию, чувствовать себя, более раскрепощено, ощущать в выполненной работе поддержку одноклассников

       Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.
Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, могу утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к плодотворной работе, чем группа из восьми  человек. Деятельность группы из четырех обучающихся более продуктивна, чем работа пары.

      Групповая деятельность на занятии позволяет добиваться распределения ролей в группе, (что дает практически каждому обучающемуся успешно проявить себя в ходе обсуждений, выработки совместных решений), происходит корректировка уровня знаний по дисциплине, развивается способность к самостоятельной работе и проявляются лидеры-координаторы. В процессе обсуждения участники группы имеют возможность высказывать собственные предположения о характере работы, предлагать пути решения возникающих в ходе выполнения проекта задач и оценивать свои силы.

При организации групповой работы придерживаюсь следующих требований:

  • чтобы не развивать эгоцентрические качества, стараюсь чаще переключать с дифференцированной работы на совместную, коллективную;
  • создаю ситуацию для самостоятельного выбора заданий обучающимися в соответствии с их учебными возможностями.

           Организация групповой работы меняет функции преподавателя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Функции преподавателя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании преподаватель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

         

           Потенциал групповой работы велик. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

       Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Если какая-то из групп справилась с заданием раньше остальных, то учителю нужно занять эту группу ещё чем-то. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников. Учитель должен быть готов к шуму, который возникает при такой работе. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания. При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учитель комментирует работу групп с точки зрения учебных задач и задаёт вопрос, была ли полезна для учащихся эта работа, и чему они научились.

      Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах.

 «Диалог» - его суть заключается в том, что группы ищут согласованное решение, а результат работы должен быть отображён в виде схемы, перечисление признаков, конечном тексте, который потом записывается в тетрадях. Эта методика включает противостояние и критику позиций той или иной группы, а всё внимание сосредоточено на сильных моментах позиции других. Эксперты фиксируют общие взгляды и под завершение работы дают обобщённый ответ на задание, который записывается всеми.

    «Синтез мыслей» - похож на предыдущий метод с той разницей, что ученики не ведут записи на доске, а все записи делают на листах, которые потом передают следующей группе. В этом листе подчёркиваются мысли, с которыми данная группа не согласна. Эксперты обрабатывают эти листы, сопоставляя написанное, делают общий отчёт, который затем обсуждает весь класс.

 «Общий проект» - в этом случае группы получают задания разного содержания, которые освещают проблему с разных сторон. При завершении работы каждая группа делает отчёт и делает свои записи на доске. С этих записей как бы составляется общий проект, который рецензируется и дополняется группой экспертов.

«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой, зачастую неинтересный материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации, которая дополняет уже имеющуюся (прочитанную учителем лекцию или домашнее задание) с последующими ответами на вопросы. Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в учебниках, раздаточном материале, документах и т. д. Всегда определяется время.

«Круг идей» - целью является разрешение острых спорных вопросов, составление списка идей и привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно и то же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой.

            Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Трудности заключаются в умении учителя организовать работу учеников и приучить их к такой работе как постоянной. Конечно, это не всё, что можно использовать. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое, в этом и заключается преимущество интерактивного обучения.

Ещё одним вариантом обучения, который использую  для развития умения общаться в группе, умения убеждать и вести дискуссию, является метод «два – четыре – все вместе». Он заключается в том, что учащимся даётся гипотетическая ситуация и 1-2 минуты для обдумывания индивидуального ответа или решения. Затем ученики объединяются в пары и проводят обсуждение своих идей друг с другом. Далее происходит высказывание каждого в паре и общее обсуждение, обязательным является то, что пары должны прийти к  общему результату  в отношении ответа. Затем объединяю  пары в четвёрки по своему усмотрению и происходит дальнейший поиск ответа, только теперь к общему решению должна прийти вся четвёрка. Таким образом, можно плавно перейти к коллективному обсуждению вопроса. В этой работе тоже нет места для симулянтов, все дети активно работают, обсуждая и заодно активно усваивая материал.

Если необходимо сделать проверку объёма и глубины знаний с одновременным активным участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса, то в этом случае очень эффективным будет метод карусели. А, кроме того, ученики развивают свои умения аргументировать ответы и выбранную позицию.

Технология проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга (внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит обсуждение вопроса. Возможны варианты, когда представители внутреннего кольца являются поклонниками одной точки зрения, а внешнего - противоположной. В работе используются записи аргументов противоположной стороны. По команде учителя происходит смена партнёров по кругу (как карусель), дискуссия продолжается, а её участникам необходимо подбирать новые контраргументы. В итоге ученики отшлифовывают свою систему аргументов и приобретают опыт общения с разными партнёрами.

Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внешнего круга есть листик с конкретным вопросом и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.

 В третьем варианте использования «карусели» работа приобретает соревновательный характер. Ученикам нужно заранее приготовить вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.

         Из опыта групповой работы замечено, что повышается учебная и познавательная мотивация, обучающиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на занятии, развитию толерантности. Кроме того, групповая деятельность позволяет снижать уровень тревожности обучающихся, страх оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, что позволяет создать ситуацию успеха у обучающихся, а также позволяет приобрести опыт ведения диалога, умение аргументировать свою точку зрения, что немаловажно на современном этапе развития общества.  Работая в группах, обучающиеся отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу.

Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Также  использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивную доску, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).  Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

При использовании доски,  не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам интерактивной доски  изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У меня  появилась возможность демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и просто использовать доску как обычную. Во время работы на интерактивной доске, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал. 

Диск предназначен для демонстрации учителем дидактического материала  с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора.

         Применение на уроках в начальной школе интерактивных методов обучения способствует успешному освоению учащимися материала и повышению качества образования. Учащиеся с большим желанием общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают свои мысли, доказывают утверждения.

       Таким образом, интерактивное обучение в начальной школе способствует вовлечению обучающихся в процесс познания, даёт возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, за счет обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Такое обучение позволяет школьникам не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Применение Технологий  Интерактивного  Обучения  позволяет учителю соединить  деятельность каждого школьника: возникает целая система взаимодействий, таких как,  учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа, а также  связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.

 

Выступление на РМО

«Начальные классы»

Интерактивные технологии

в деятельности

учителя начальных классов

(из опыта работы)

Подготовила  Шевцова Т. В.

учитель начальных классов

МБОУ «Летуновская средняя школа»

2017год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление учителей начальных классов с опытом работы Титовой Е.В.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ГБОУ СОШ №394....

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.

В работе  представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно  описан материал  проекта " Береза-символ  России"...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...