Главные вкладки

    Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)
    статья

    Годовых Инна Геннадьевна

    Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные педагогические технологии

     в работе учителя начальных классов

     (из опыта работы)

          Для решения поставленных задач и  успешной реализации учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС в своей работе активно применяю современные  педагогические технологии, которые способствуют  созданию оптимальных условий для развития способностей детей, их самовыражению,  самореализации. 

          Самые применяемые и используемые  педагогические технологии:

    • технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
    • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
    • технологии, основанные на создании учебных ситуаций
    • технологии, основанные на реализации проектной деятельности
    • технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
    • проектная технология
    • информационно-коммуникативные технологии
    • здороьесберегающие технологи
    • игровые технологии
    • технология КТД

    Здоровьесберегающие технологии

    - это сохранение физического и психического здоровья детей и обучение навыкам его сохранения

    • соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота, дезинфекция во время карантина), правил техники безопасности; 
    • беседы о ЗОЖ (о здоровом питании, по профилактике заболевания гриппом, гепатит, пневмония,  по профилактике употребления ПАВ);
    • пропаганда ЗОЖ;
    • проведение физкультминуток; 
    • прогулки, игры на свежем воздухе,
    • организация спортивных мероприятий, осуществляем контроль за посещение спортивных секций

           Проведение данных мероприятий  помогает сохранению и укреплению здоровья  школьников, предупреждает переутомления,  улучшает психологический климат,  повышает концентрацию внимания,  снижает уровень тревожности.

    Проектная технология

            Дети проявляют особый интерес к проектной и исследовательской деятельности и активно включаются в проектную деятельность.

            Суть данной технологии:  проведение воспитанниками самостоятельных мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов Данная технология подразумевает триаду действий: замысел-реализация-продуктприобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление,  учатся прогнозировать, анализировать. 

          Наиболее интересные наши проекты «Орфографический словарь», «Математическая сказка», «Природа родного края», «История моего села», «Здоров будешь - все добудешь!»

    Информационно – коммуникационная технология (ИКТ)

          Применение ИКТ технологии помогает, облегчает нашу работу при объяснении нового материала,  систематизации и обобщении опыта, повышая  эффективность воздействия  на обучающихся.  Использую ИКТ технологию при проведении уроков и мероприятий в любой из представленных форм: мультимедийные презентации, просмотр фотографий, видеофрагментов, прослушивание музыки, а также в качестве  источника информации при подготовке к урокам и мероприятиям.

           Результат применения: подбор готовых медиаресурсов , создание новых медиапродуктов  (фотоотчеты, презентации, видеоролики, дистанционные конкурсы, сообщения, доклады, проекты).  

           

           Эффективность применения педагогических технологий - это педагогическое мастерство,  которое состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства в соответствии с программой и поставленными задачами

         

      Результатом применения в воспитательном процессе названных педагогических технологий   могу с уверенностью  назвать следующее                                                                                            

    - приобретение навыка самостоятельно организовывать творческую деятельность,                                    

    - активизация творческой и познавательной активности учащихся,             

     - формирование положительных личностных качеств  воспитанников,          

     - формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.           

    - участие детей в  творческих конкурсах, проектах различного уровня, занимая призовые места и становясь победителями. расширяет кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку.

    Технология КТД  (коллективные творческие дела)

          Главное в реализации  КТД технологии - это позитивный настрой и активность детей, т.е. единое дело и добровольное участие в нём;

    -  Интеллектуальные КТД (применяется на классных часах: игры «Что? Где? Когда?», «Никогда не поздно поумнеть», Познай себя,

    - Художественные КТД (участие и проведение общеинтернатных мероприятий (Посвящение в 5-классники, День учителя, Битва хоров, Ералаш, Минута славы, Клипомания, День матери, День защитника Отечества, Международный женский день)

     - Трудовые КТД:  генеральная уборка в комнатах и на закрепленных участках, субботники, уборка территории, дежурство по интернату.

    -  Спортивные КТД (участие в ежегодных соревнованиях по футболу среди девочек и мальчиков по классам

    -  Экологические КТД (изготовление кормушек для птиц, озеленение и благоустройство закрепленных участков вокруг интерната)

        На всех этапах организации КТД необходимо уделить внимание трудным детям, детям с заниженной самооценкой, «новеньким». Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха. Эта технология позволит всем увидеть таких детей с неожиданной (неожиданно хорошей) стороны, изменить отношение к ним в лучшую сторону, а им самим – занять достойное место в команде, включиться в общую работу.  Очень важный момент  в реализации КТД технологии - это похвала и поощрение детей за инициативу и участие в мероприятиях.

    Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

    • технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
    • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
    • технологии, основанные на создании учебных ситуаций
    • технологии, основанные на реализации проектной деятельности
    • технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
    • информационно-коммуникативные технологии

    Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

    В своей работе я использую следующие технологии: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

    1. Технология проблемного обучения

    Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

    Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

    2.Игровые технологии.

    Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

    Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

    На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

    3. Технология критического мышления.

    Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

    • приём «Чтение с остановками»;
    • приём «Взаимовопрос»;
    • приём «Корзина идей»;
    • приём «Составление синквейнов»;
    • интеллектуальная разминка;
    • приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
    • таблица;
    • написание творческих работ;
    • кластер;
    • «Верно – неверно».

    Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

    Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

    4. Здоровьесберегающая технология.

    Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

    5. Технологии дифференцированного обучения.

    Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

    6. Технология “Портфолио”.

    В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» использую для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.

    Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

    Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.

    Создание «Портфолио» -  долгосрочная программа.   Под моим руководством она проходит 4 года.

    В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.

    В конце учебного года традиционно проходит классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».

    7. Информационно – коммуникационные технологии.

    В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

    Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

    Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.

    Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

    • мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;
    • дистанционные олимпиады и конкурсы;
    • телекоммуникационные проекты;
    • уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
    • виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

    Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
    Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

    Библиографический список

    1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
    2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
    3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.
    4. Педагогические Интернет-ресурсы.
    5. Громова О.К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества. // БШ №12, 2001
    6. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
    7. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

     Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

    Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

    Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

    Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

    Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

    Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

      В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

    Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

    Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

    Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)

    Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...

    Интерактивные технологии в деятельности учителя начальных классов (из опыта работы)

          С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, кото...