Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Лешукова Людмила Петровна

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ

профессиональной деятельности

Лешуковой Людмилы Петровны,

учителя начальных классов

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней

общеобразовательной школы №17

с. Кручёная Балка

Сальского  района

Информация об учителе.

Я,  Лешукова Людмила Петровна, работаю учителем начальных классов в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» с. Кручёная Балка с 1997года.

С 1986 по 1997 год работала учителем начальных классов в МОУ СОШ № 4 г. Сальска Ростовской области.

        Имею высшее педагогическое образование. Закончила Южный федеральный университет  г. Ростова на Дону в 2009 году по специальности «Педагогика и методика начального образования».

        Общий педагогический стаж 24 года.

Имею высшую квалификационную категорию по должности «учитель» с 2005 года.

        С 2000 года являюсь руководителем МО учителей начальных классов.

        В 2005 учебном году стала победительницей в районном профессиональном конкурсе «Учитель года 2005». Принимала участие в областном конкурсе «Учитель года» в этом же году.  Награждена дипломом финалиста и победителя районного конкурса «Учитель года 2005».

        


Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы воспитания школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Перед нашей школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника.

Наша педагогический коллектив работает над темой «Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся на основе личностно-ориентированного обучения».

Таким образом, кроме юридической стороны решения данного вопроса, т.е. строгого и неукоснительного выполнения федерального компонента государственного стандарта начального образования, целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное общество, обладающего высокими нравственными качествами.

За межаттестационный период я выпустила 4 класс, который обучался по общеобразовательной программе. Я работала в этом классе всего 2 года –

 3 и 4 класс.

 Результаты контрольных работ показали высокое качество знаний (61% по русскому языку, 61 % по математике) . В среднем звене учащиеся подтвердили свои знания. Ученики активно участвовали во всех мероприятиях школы и класса, в различных конкурсах, школьных олимпиадах занимали призовые места. Мои выпускники отличаются хорошей организацией учебной деятельности, высоким уровнем воспитанности, активной жизненной позицией.

В 2008 году я начала работу в классе КРО. Поэтому приступила к работе по теме самообразования: «Диагностика и коррекция психического развития ребенка».

В моём классе 10 учеников турецкой национальности и 2 ребёнка русских. Один из них – это ребёнок, с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Этот учащийся обучается по программе СК (ОУ) VIII вида.

Все  12 учащихся безуспешно проучились в 1 классе по общеобразовательной программе, были оставлены на повторный курс в 1 классе. Однако дублирование 1 класса не принесло желаемых результатов – программу они не усвоили.

Озабоченность  судьбами этих детей, осознание необходимости обеспечения охраны их физического и нравственного здоровья, обеспечения полноценного образования и личностного развития - все это привело к созданию класса коррекционно-развивающего обучения (КРО). 

То, что эти дети не смогли освоить программу массовой школы может быть следствием причин как непсихологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, языковой барьер, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно – мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза.  

     Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, необходимо  прежде всего выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. В этом мне помогли  рекомендации специалистов территориальной ПМПК, которые обследовали  каждого ученика и  составили рекомендации по дальнейшему обучению и педагогическому сопровождению обследованных детей.

С целью исправления недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий изучала специальную литературу, авторами которой являются: Вангер А.Л., Гин А., Давыдов В.В., Калашникова Н.Г., Цукерман Г.А., Эльконин Д.Б., Слободняк Н.П.; выбрала различные диагностические методики.  

Мною, совместно с членами школьного консилиума,  проведены психодиагностические обследования каждого ребенка, которые позволили установить особенности его интеллектуального развития, степень и характер отклонения от нормы, помогли объективно выявить особенности психического и физического развития ребенка, что имело практическое значение при выборе адекватных, оптимальных коррекционных мероприятий для компенсации недостатков познавательной деятельности.

Исследования в данной области необходимы были мне для выбора психологически обоснованных путей оптимизации способов обучения, коррекционно-воспитательной работы. Диагностическое исследование позволило мне выявить сильные и слабые стороны индивидуального развития познавательной сферы и динамику развития личности ребенка.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др. ). В. И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитар-ность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В. Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Первое, на что я обратила внимание, это проблемы коммуникативного общения, т.к.  у некоторых детей наблюдалось несформированность регуляции деятельности, повышенная возбудимость, некоторая агрессивность и раздражительность. В процессе работы с данным классом я составила план диагностико - коррекционных занятий, свои результаты фиксировала, систематизировала, делала выводы, обращалась за помощью к специалистам территориальной ПМПК, обменивалась опытом на школьных и городских методических объединениях.

В системе работы по оказанию помощи детям с трудностями в обучении использовала  целостную программу по формированию у учащихся приемов саморегуляции, способной вызвать у них потребность самоанализа.

Так как у большинства детей наблюдались первичные интеллектуальные нарушения, я направила  свою работу по формированию познавательных способностей. На первом этапе приоритетным методом была дидактическая игра, которая способствовала не только положительному отношению интереса к учению, но и снижала двигательную расторможенность, повышенную возбудимость, признаки психоподобного поведения. Игровая деятельность помогла моим ученикам развивать элементы фантазии, черты самостоятельности, активности, умение концентрировать внимание, что в свою очередь направляло их деятельность на решение учебных задач.

Уже много лет в своей работе использую личностно-ориентированную технологию  в обучении, и данный класс не стал исключением. Для этого определила  набор критериев, который позволяет увидеть развитие субъективных качеств личности: положительная мотивация учения, умение ставить учебную задачу, планирование процесса решения учебной задач, умение работать с учебной информацией, формирование навыка контроля и самоконтроля. Делая поправку на особенность психического развития своих учеников, добавлю к этому списку коррекционную работу.

На коррекционных занятиях для восполнения дефицита знаний  использую упражнения, которые расширяют представления об окружающем мире, формируют понятия, способы запоминания учебного материала, навыки учебной деятельности. Все это помогает в дальнейшем  интенсифицировать учебный процесс.

Использование диагностических  методик «Несуществующее животное», «Изучение направленности личности» (В. Смекал, М. Кучера) «Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности» (модификация методик Айзенко, Кеттела, Леонгарда, Личко), помогает мне определить уровень развития познавательной деятельности и осуществить дифференцированный подход к детям с ЗПР.  При обучении детей использую разнообразные педагогические приемы (создание проблемной ситуации, возможность выбора задания, которое интересно для самого ученика, прогнозирование результата деятельности, создание ситуации личностной и групповой перспективы и т.д.), повышающие заинтересованность и учебную мотивацию учащихся.

На своих уроках применяю различные методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, аналитический, коллективной познавательной игры и т.д,  для повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков, а также расширения интеллектуального кругозора учащихся.

На уроках математики большое внимание уделяю отработке навыкам устного счета, используя при этом игровые упражнения, наглядность, специальные арифметические карточки для устного счета.

Учитывая опыт ребёнка и опираясь на имеющиеся у него представления,  предлагаю задания на выделение различных свойств предметов, в том числе таких как форма, размер, цвет. Изучаем закономерность последовательностей, решаем задачи на логическое умозаключение.

При изучении окружающего мира дети узнают много нового, но чтобы поддержать интерес, расширить кругозор учащихся использую дополнительный материал, оформляя его в виде игр, загадок, фоторепортажей. На уроках обязательно использую видеоматериалы с фильмами о природе, об интересных событиях, исторических фактах, собственные презентации, электронные тренажёры для отработки практических навыков грамотного письма и счёта. В свою педагогическую деятельность включаю урок – экскурсию, урок –путешествие , урок – деловая игра, урок – соревнование, урок– презентация, постоянно применяю ИКТ.

На уроках русского языка создаю условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, формирую у него уважение к языку, сознательное отношение к своей речи. Такая работа начинается уже в 1 классе, в период обучения грамоте. Именно в период обучения грамоте осуществляю целенаправленное формирование фонематических умений. Стараюсь направить обучение на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. При изучении различных орфографических правил обязательно использую элемент занимательности в виде игр, загадок, стихотворений, развивая словесно-логическое мышление.

Работу по развитию речи строю с учётом того, что у большинства  детей очень бедный словарный запас, наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. В процессе уроков внеклассного чтения знакомлю детей с устным народным творчеством: читаем загадки, сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, это помогает  учить правильной речи, обогащать  эмоционально, развивать нравственно и духовно.

На уроках  и коррекционных занятиях применяю специальные  карточки для чтения (сначала слоговые, далее словесные, с постепенным увеличением слоговой структуры, при этом обязательно работаем над лексикой: объясняем значения слов, составляем предложения, загадки, словосочетания).

В процессе многолетних наблюдений я пришла к выводу, что статические (однодневные) мероприятия не дают нужных результатов, поэтому осуществляю динамичную систему внеклассной работы, направленной не только на воспитание, но и на обучение.

Использую  систему проведения предметных недель. Они проходят по русскому языку, чтению, математике, окружающему миру.

При проведении недель по окружающему миру для детей организую экскурсии  в школьный музей, походы в лес,  просмотр видеофильмов, конкурсы рисунков, выявление лучших «Знатоков природы». Такого рода мероприятия расширяют у детей диапазон предметных знаний, определяющий дальнейший круг интересов ребёнка.

В рамках недель родного языка проводятся конкурсы по каллиграфии, выразительному чтению стихов, познавательные беседы, конкурсы по истории русского языка.

Основная цель проведения предметных недель по русскому языку направлена на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. Ученикам предлагаю различные задания, которые обеспечивают развитие языкового и абстрактно-логического мышления.

В своей работе стараюсь помочь ученику сформировать адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в своих силах, собственной успешности.

Воспитательные мероприятия направлены на формирование у учащихся культуры общения и развития коммуникативных умений. Каждый ребёнок учится формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту или ошибки.

В воспитательной деятельности выделяю следующие положения: развитие  у учащихся интереса к самому себе, самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность, создание положительной эмоциональной психофизической обстановки.

Процесс воспитания направлен на развитие трудолюбия, формирование сознательной дисциплины через использование методов переубеждения, который включает в себя создание позитивного общественного мнения, воздействия на ребенка с помощью слова и деятельности; создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта; метод поощрения и наказания, который стимулирует положительное поведение учащихся и сдерживает отрицательное поведение. Сознательная дисциплина лучше всего формируется в коллективно-творческих делах.

Сплочению классного коллектива способствуют общешкольные мероприятия, где учащиеся сопереживают и поддерживают своих одноклассников, общение в неформальной обстановке  - в походах,  на экскурсиях, во время игры на переменах, при подготовке к различным мероприятиям.

В воспитательной работе используется индивидуальный подход к личности с учетом ее психофизиологических особенностей, стадии развития познавательного интереса, выбранной цели и мотивации. Так, при закреплении учебного материала использовались индивидуальные задания с учетом достигнутого уровня знаний, повседневный контроль, анализ ошибок. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе повседневно использую методические приемы воздействия на эмоциональное состояние личности.

Дети стали проявлять большой интерес ко всему новому, посещают различные секции, кружки по различным направлениям, что позволяет им проявлять свои творческие, физические, интеллектуальные способности,  учатся самостоятельно планировать и организовывать свою внешкольную деятельность. У детей повысилась самооценка, вследствие чего наблюдается положительная динамика развития ученика как субъективной личности.

     В моём 3 классе, учащиеся имеют 100% успеваемость, качество знаний по русскому языку стабильно 25%, по математике 9%. Многим детям учеба дается с трудом, но в классе царит атмосфера взаимопомощи, поддержки. Учащиеся  понимают, что можно ошибиться, можно и исправить ошибку- главное достичь положительного результата деятельности.

Важнейшим параметром оценки результатов деятельности ученика является полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи.

Очень значима для детей эмоциональная функция оценки. Положительный эмоциональный фон помогает настроить ученика на преодоление трудностей. Я учу своих учеников адекватно воспринимать оценку, формирую самоконтроль, умение анализировать и объективно оценивать свою деятельность. Любое продвижение в учебе отмечаю вместе с учеником, использую метод поощрения: в классном уголке есть рубрика «Наши достижения», где отмечается самый малейший успех ребёнка, что в свою очередь стимулирует положительную мотивацию.

Главнейшую роль в воспитании и обучении ребенка играют родители. С первого класса мне пришлось проводить очень кропотливую работу по вовлечению родителей в учебно - воспитательный процесс их детей. Посещала многократно семьи, беседовала индивидуально, на классных собраниях применяла  тестирование, на основе которых проводились диспуты, обмен мнениями,  лектории, приглашала социального педагога, психолога, логопеда, медицинского работника. Обязательно провожу индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и учебы, постоянно поддерживаю связь по телефону. Такая работа дала положительные результаты: некоторые родители стали помогать своим детям в учёбе, интересоваться жизнью классного коллектива, появился позитивный настрой по отношению к школе.

        В моей профессиональной деятельности  имею тесную связь с коллегами по работе города и района (Проценко А.Я.,Свирь Р.Г., Хворост Е.В., Погорелова В.В.,Зубенко Н.Н., Нестеренко Е.В., Рыбас И.В.), а также с коллегами по школе. Мы обмениваемся опытом, новинками педагогической литературы, методическими разработками,  помогаем друг другу в подготовке к различным мероприятиям; кроме этого постоянно обращаюсь к специалистам территориальной ПМПК (психологу, логопеду, социальному работнику) за консультациями, помощью в коррекционной работе с детьми, имеющими ЗПР.

Обучая детей, учитель должен самосовершенствоваться, повышать свой образовательный уровень, поэтому я постоянно изучаю новинки педагогической литературы (Н. Ф. Дик
«Современный справочник учителя начальных классов в вопросах», Н. Х. Гафиатулина, А. В.Роженко «Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов»,  
Н. Д. Рындина. Мир логики. «Развивающие занятия для начальной школы»,  Е. А. Сорокоумова. «Уроки общения в начальной школе»,
Н. Ф. Дик, Н. Ф. Белостоцкая
«Школа полного дня. Целый день идет игра! Игровые технологии обучения и воспитания. Государственные стандарты второго поколения»),  
читаю журнальные статьи, газеты, использую интернет, узнавая о педагогической деятельности своих коллег в других регионах (Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Владимир Филиппович работает в хуторе Клюев Зерноградского района. Он является основателем нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики.

В своей работе я стараюсь использовать  здоровьеразвивающую технологию  Базарного В.Ф: «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающейсреде».
        Кроме этого участвую  в различных городских и районных  конкурсах, по проектированию уроков,  которые требуют огромной подготовки в плане проработки педагогической литературы.

        Являюсь членом школьного методического совета, выступала с различными темами («Новые подходы к контролю и оценке в начальной школе», «Личность современного учителя», «Педагогическое сопровождение ребёнка в системе коррекционно-развивающего обучения») на районных семинарах, педагогических советах школы, методическом объединении начальных классов. Участвовала в заседаниях творческой группы учителей, работающих в классах КРО, посещала уроки  и коррекционные занятия учителей города и района (Гладунова Н.И.-МОУ СОШ №86, Ляшева И.П.-МОУ СОШ №86, Холоденко В.В. МОУ СОШ №7, Грабченко И.А.-МОУ СОШ № 4).

         В 2007 году прошла курсы повышения квалификации по теме: «Конструирование содержания образования в ОУ на основе инновационных образовательных программ».

      Рациональное построение коррекционно-развивающей среды  возможно в том случае, если педагог владеет соответствующими знаниями и профессиональными навыками.

      Он должен быть личностно готовым к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, что предполагает в том числе и принятие на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный рост. Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью является психолого-педагогическая компетентность педагога: деликатность, такт, желание помочь ребенку в осознании его успехов и причин неудач, создание условий для его личностного роста.

Возрастающая роль необходимости рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания, приводит к созданию новых условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, формированию социальных компетенций у воспитанников через различные формы урочной и внеклассной работы по предметам.

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Если нормально развивающийся ребенок усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении со взрослыми (при этом активно работают механизмы саморазвития), то при ЗПР каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния.

Жизнь диктует новые требования и подходы к обучению. Проблем всегда будет много. Но никогда нельзя останавливаться на достигнутом, потому что как только учитель перестает заниматься самообразованием, то в нем умирает Учитель.

Подписи:

_________ Л.П.Лешукова – автор самоанализа

_________ М.А. Романенко –директор школы                                                                                  

        15 ноября 2010г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация руководителя методического объединения учителей начальных классов

Представлены: 1. Перечень документов МО начальных классов2. Примерные образцы заполнения документов МО начальных классов...

Отчёт руководителя Методического объединения учителей начальных классов МБОУ "СОШ п. Искателей" Заполярного района.

В отчёте руководителя МО представлена работа всех педагогов начальной школы за период 2013-2014 учебного года....

Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сегодня профессиональный успех завтра», 2014 год

Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов  в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сего...

Работа руководителя методического объединения учителей начальных классов

Работа руководителя и учителей начальных классов за 2016/2017уч.год...

Протокол заседания районного профессионального (методического) объединения учителей начальных классов №3 от 19.04.2018

1. «Коуч – сопровождение работы с одаренными детьми в образовательномпространстве», (разработка индивидуального образовательного маршрута)2. «Работа с одаренными детьми в образ...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....