Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников
статья

Фёдорова Наталья Геннадьевна

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

                                                                          Знания – дети  удивления и любопытства.

                                                                                                                              Луи де Бройль

   В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

  Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся  начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

  Поэтому  в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

  Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

  Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательности действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с трудностями,  преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.

  Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключатся в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

  Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы  все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

                                                                                          А.П. Чехов

  Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в предельно сжатые сроки. Человеку отпущено катастрофически мало времени для того, чтобы пройти собственный тернистый путь познания. А если учесть, что нужно постараться внести свой, пусть небольшой вклад в процесс эволюции (что останется после меня), то начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с самого раннего возраста.

   Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. В любом случае педагогу предстоит организовать исследовательскую деятельность учащихся.

  Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках  образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем  и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

  Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

  Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение  планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем  составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблем.

  При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя  их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Перед проведением работ по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  • З а д а ч и: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
  • М е т о д ы: виды деятельности.
  • Р е з у л ь т а т: проектная  деятельность успешно сочетается с исследовательской.

 Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

  Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.  

 

 

Проектный метод

Исследовательский метод

  • Процесс создания, какого- либо заранее запланированного объекта;
  • решение определенной, ясно осознаваемой задачи
  • Процесс поиска неизвестного, новых знаний;
  • бескорыстный поиск истины

Рассмотрим  э т а п ы данных методов:

Проект

Исследование

1

2

  1. Выбор темы проекта.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Планирование проектной деятельности.
  4. Реализация проекта.
  5. Оценка и самооценка проекта.
  6. Презентация
  1. Выбор темы исследования.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Выдвижение гипотезы.
  4. Организация исследования:
  • исследования гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;
  • разрешение вопроса и проверка.
  1. Фиксирование результатов                            исследований в форме записи, рисунка, коллекции.
  2. Презентация

Планирование проектной деятельности предполагает:

  • определение источников информации;
  • определение способов сбора и анализа информации;
  • итоговый продукт (формы представления результата);
  • выработку критериев оценки результатов работы;
  • распределение обязанностей среди членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

  • подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
  • посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
  • спросить у взрослых и записать интересную информацию;
  • посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
  • используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
  • понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
  • провести эксперимент и записать план и результаты.

  В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.

  Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля  детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности:   в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.

  Исследовательская  деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

Создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе

  В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные. Под способностями понимаются индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться.

   Осознавая это, администрация школы активизирует свою деятельность по работе со способными детьми. Психологическая и социологическая службы проводят опросы, которые показывают, что педагоги, учащиеся и их родители отмечают значимость проблем, связанных с развитием способных детей. Важным, по мнению 94% респондентов, является необходимость создания в школе системы поддержки и развития способных детей.

   Таким образом, приоритетным направлением работы педагогического коллектива школы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Для  реализации данного направления необходимо решать актуальные задачи: каким должно быть школьное пространство, не сводимое только к классно-урочной системе и дающее возможность развития и реализации детских способностей, и как это пространство в условиях массовой школы организовать.

    Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объема учебного материала, что сегодня и предлагается способным ученикам, можно осуществлять до определенного предела. А вот дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его  в исследовательскую работу по выбранному им направлению. Именно поэтому первым шагом в решении выше обозначенных задач является создание в школе научного общества учащихся. Это первые шаги детей в науку.

Цели работы научного общества:

  1. Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью.
  2. Изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.    

Задачи НОУ:

  1. Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников, а также их обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  2. Формирование и развитие у учащихся начальной школы умений и навыков исследовательского поиска и представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.                                                                                          

Научное общество учащихся имеет название, гимн, девиз, эмблему, в этом году разработали и вручили членские билеты – всё это творчество самих детей, а также разработано Положение, программа, план работы на год.

Стать членом общества может любой желающий ученик начальной школы, начиная со второго класса. Реализуя программу «Преемственность в образовании», с этого учебного года, мы принимаем и учащихся пятых классов. Главное условие – личная увлечённость, интерес ребёнка к этому виду деятельности.

Высшим органом научного общества «Совята» является Учёный совет, в состав которого входят избранные в него учащиеся, педагоги, а также родители. Возглавляет НОУ президент, избираемый на ежегодном организационном собрании из числа педагогов. Протоколы заседаний ведёт секретарь Учёного совета.

Заседания НОУ проходят 1-2 раза в месяц и включают в себя выступления учащихся с сообщениями о текущих результатах своих исследований, дискуссии на актуальные темы, интеллектуальные игры, творческие конкурсы. Ребёнок имеет право выбора темы проекта, над которым он будет работать. Дети с нетерпением ждут этих занятий.

Год работы в НОУ завершается научно-практической конференцией и чаепитием – это праздничное мероприятие.

Главные задачи учителя, который увидел искру исследовательского таланта в процессе индивидуальной работы с учеником: помочь ему выбрать тему предполагаемого исследования; определить круг проблем, подлежащих исследованию; стимулировать исследовательскую активность, поддерживать любознательность, желание получать новые впечатления, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Работа НОУ осуществляется в различных формах:

индивидуальная, предусматривающее:

  • отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
  • работу с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);

             групповая (включает работу над совместными исследовательскими проектами);

             коллективная (встречи с интересными людьми, совместная подготовка с учителями  предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях).

Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможность информационных технологий. Учащиеся учатся проводить наблюдения, брать интервью, систематизировать и обобщать полученную информацию, выдвигать обоснованные гипотезы, делать аргументированные выводы.

             Сегодня мы можем утверждать, что работа в НОУ имеет для учащихся лицея свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности.

Научное общество учащихся способствует формированию у обучающихся таких компетенций, как:

  • учебно-познавательной (знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
  • информационной (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи реальных объектов и информационных технологий);
  • коммуникативной (знание способов общения с людьми, навыки работы в группе, умение быть толерантным и т.д.)
  • компетенция личностного самосовершенствования и др. 

       

  Педагогическая поддержка одарённых детей в реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников необходима, т.к.:

   а) раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества;

   б) дети учатся формулировать и решать проблему, развивать творческое и критическое мышление, доводить начатое дело до конца;

   в) происходит тесное сотрудничество учащихся, учителей, родителей, других кураторов в процессе работы над проблемой;

   г) дети учатся работать с разнообразными источниками знаний и среди обширного материала отбирать главное и интересное, кратко излагать объёмный материал;

   д) навыки исследовательской и проектной деятельности развивают ум, волю, положительные эмоции младших школьников, способствуют их успешной успеваемости, победам на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.

   Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Члены НОУ выступают со своими проектами в классах на уроках и классных часах, перед родителями на родительских собраниях.

Уже четверо учащихся 4-х классов лицея вышли на Всероссийский тур интеллектуального марафона учеников-занковцев, в прошлом году, участвуя в третьем туре марафона, посетили Самару. В 2009/2010 учебном году посетили два победителя город Челябинск. Сергеев Егор, ученик 4б класса победил в номинации «математика». Диплом I степени получил учащийся второго класса, участвуя в 28-й международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития».

 Дополнительная работа с учащимися по предмету является трудным, кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика – это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растёт и учитель. Поэтому вести научно-исследовательскую работу среди учащихся младших классов можно и необходимо.

Создание научного общества учащихся младших классов, осуществление проекта «Педагогическая поддержка одарённых детей в реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в контексте реализации программы научно-практической деятельности в лицее являются реальными предпосылками к созданию системы поддержки талантливых детей в лицее, что сегодня является одним из основных направлений проекта «Наша новая школа».

Неслучайно на встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России - 2009» на вопрос: «Ваше пожелание школе как родителя…», - президент Российской Федерации Д.А.Медведев ответил: «…как родитель я хотел бы как раз сказать одну вещь: считаю, что нужно вкладывать максимальное количество знаний в наших учеников. Только в этом случае у нашей страны есть будущее и только в этом случае мы конкурентноспособны…» Именно это мы и стараемся делать, реализуя различные программы основного и дополнительного образования в лицее.

Использованная литература

  1. В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты»; издательство «Учитель»; 2009.
  2. Н.И. Дереклеева «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся»; издательство «5 за знания»; 2007.
  3. Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина «Метод проектов в начальной школе. Система реализации»; издательство «Учитель»; 2009.
  4. Г.И. Осипова «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.
  5. С.Г. Щербакова, Л.А.Выткалова, Н.В. Кобченко «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.
  6. К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников»; М: «Просвещение»; 2008.

ГОУ лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Научно-исследовательская работа по теме:

«Педагогическая поддержка одарённых детей в реализации

проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

   

                   Выполнила: Фёдорова Н.Г.,

                                                                                                       учитель начальных классов

г. Петергоф

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...

Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"

В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленна...

Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение ...

1.Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника.

Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьник. Выступление: 14.09.2019г....