Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Николаевна Потапова

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_issledovatelskoy_i_proektnoy_deyatelnosti.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Организация       учебно    -    исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

   Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Именно поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников я уделяю первостепенное внимание.
    Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. 

   Для развития у детей навыков исследовательского поведения формирую у них следующие умения:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • доказывать и защищать свои идеи;
  • адекватно оценивать себя и друг друга.

При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, я стараюсь  соблюдать требования:

  • положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;
  • предоставление права на свободу выбора;
  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  •  учет индивидуально-психологических особенностей детей.

  Проектно -  исследовательскую работу начинаю реализовывать с 1 класса. Так как в первом классе дети ещё плохо пишут и читают, то работа включает в себя устные рассказы, рисунки, творческие работы.  Работы носят  как коллективный, так и индивидуальный характер. Но задача каждого ребёнка внести частичку своего труда в общую работу. Первоклассникам  сама предлагаю темы работ, которые им близки: «Я и моя семья», «Моё имя», «Правила здорового питания», «Правила поведения на природе», «Жители подводного мира», «Страна здоровья», и т. д. Например, выполняя проект «Страна здоровья» дети поделились на группы и выполнили творческую работу. Каждая группа образно представила свою страну и подготовила небольшой рассказ или сказку. На уроке литературного чтения выполнили проект «Мы в ответе за тех, кого приручили». Одна группа нашла стихи о животных, другая нашла и оформила песню, третья сочинила сказку, четвёртая нашла загадки, пятая выполнила рисунки.  А когда вся информация была собрана и обработана, тогда конечно дети сделали сами вывод, об ответственности за тех животных, которых мы берём  к себе в дом.

   Во втором классе дети уже сами частично могут находить информацию, пользоваться дополнительной литературой. Знакомятся с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание. Выполняя  на уроках окружающего мира такие  проекты, как «Как разные животные готовятся к зиме», «Времена года»,        « Будь здоров! Опасные игры»,  дети глубоко проникают  в тайны природы.   По литературному чтению выполнили проект «Весна, весна и всё ей радо». Эта работа позволила детям не только познакомиться с произведениями различных авторов на весеннюю тематику, но и  закрепила знание весенних изменений в природе, правил поведения весной и развила творческие способности посредством выполнения рисунков. По русскому языку выполняя проект «Многозначные слова», дети получили первоначальное знакомство со словами русского языка имеющими несколько значений. Учащиеся  составили  книжки – раскладушки, плакаты, открытки.

В третьем классе дети активно участвуют в подготовке и реализации проектов. Увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования, проводят простые опыты (под руководством учителя). На уроках математики вызывают интерес темы: «Числа вокруг нас», «Меры длины», «Свойства геометрических фигур». На уроках русского языка составляем тематические словари, работаем по темам «История слова» «Как правильно назвать жителей городов, местностей?», «Фразеологизмы». На уроках окружающего мира мы выполняли такие проекты, как «Мой город в моём рисунке», «Здоровое питание». На уроках технологии учились строить детские площадки при помощи разных техник изготовления: лего, пластилин, аппликация, рисунок.

    В 4 классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Мы выполняем как индивидуальные проектно-исследовательские работы,  так и групповые. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно. Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование?

     Вместе со мной ученик составляет план работы по выбранной теме Следующий этап - ознакомительный. Ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении. На этом этапе выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самым трудным и важным этапом работы является сбор материала. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы. Когда исследование завершено, начинается этап оформления. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена.

  Работы, которые были выполнены в 4 классе  с учащимися: «Вода и водные ресурсы», «Фонтаны нашего города», «Клуб путешественников», «Экологические проблемы города Мамадыш», «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», «История возникновения чисел», «Планеты Солнечной системы», «История моей семьи в истории Родины».

    Выполняя проектные  работы на уроках по учебным предметам, учащиеся активно включаются в исследования и во внеурочное время.

       По требованиям ФГОС значительно расширить поле исследовательской деятельности позволяют занятия с учащимися во внеурочное время. Я провожу кружок научно - познавательного направления  «Почемучка». На занятиях дети  часто сами выбирают тему, работают или индивидуально или в группе.

     Выполняя во втором классе исследовательскую работу «Бездомные животные», дети проделали огромную работу: изучили много художественной  литературы, журналы, нашли заметки в нашей районной газете «Вятка», сделали фоторепортаж с улиц города, опросили учеников школы, взяли интервью у незнакомых  людей, написали сказку, выполнили рисунки, сделали выводы. Итогом стало выступление на региональной научно - практической конференции «Наше наследие»  в г. Елабуга, где  дети заняли 2 место.

    В 3 классе темой нашего исследования стали исторические здания нашего города. Ученик моего класса Белоусов Данил выбрал здание, которое часто у нас в городе называют городской ратушей. Проведя исследование исторических фактов начиная с XIX  века, мы обобщили полученные сведения и выполнили работу, которую назвали «Дом для присутственных мест». С этой работой мы приняли участие  в  конкурсе «Вперёд в прошлое», который проводит Казанский национальный исследовательский технологический университет . Выступив на Всероссийской детской конференции «Вперед в прошлое. Историко – архитектурное наследие Отечества» заняли 1 место.

   Изучив тему «Влияние пыли на здоровье человека» приняли участие с этой работой в республиканской научно - практической конференции им ак. К. А. Валиева.

     В 4 классе мы провели обширную работу с книгами конца XIX -  начала XX  века. Провели историческое исследование, изучили старинный алфавит , узнали историю книг, изучили неожиданно обнаруженную этикетку на книге, касающуюся нашего города, собрали краеведческий материал, провели эксперимент в классе. С работой, которую мы назвали  «По тропинкам старинных книг», Костина Анастасия выступила на республиканской научно - практической конференции им ак. К. А. Валиева и заняла 1 место.

   Ученик моего класса Белоусов Данил выполнил проект - презентацию «Психологический портрет любимого героя», принял участие в Международном конкурсе исследовательских и творческих работ младших школьников «Открытие» и стал лауреатом конкурса.

Участие в данных конкурсах, научно- практических конференциях  способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, способствует формированию предметных умений и универсальных учебных действий. 

 Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

    «Учитесь у вчера, живите сегодня, надейтесь на завтра. Главное — не прекращать задавать вопросы… Никогда не теряйте ... любознательности».                            

                                                                                        Альберт Эйнштейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....

Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...

Презентация Влияние информационных технологий на проектную деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС

Главная задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и в достижении нового качества результатов...

Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.

 Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, ...