Главные вкладки

    Формы и методы физического воспитания
    методическая разработка на тему

    Кривкова Ирина Вильевна

    Формы и методы физического воспитания

        Формы организации физического воспитания в школе в системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями.

    1.      Урок физической культуры. Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры.

    По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

    а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

    б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

     в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

    г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

    Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 3 раза в неделю по 40–45 мин каждый. Их основное содержание – двигательная деятельность.

    2.      Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности.

    Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы.

    Физкультминутки и физкулътпаузына уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.)

     Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

    3.      Внеклассные формы организации занятий.

     К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

    1) спортивные секции по видам спорта;

     2) секции общей физической подготовки;

    3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

    4) школьные соревнования;

    5) туристские походы и слеты;

    6) праздники физической культуры;

    7) дни здоровья, плавания и т.д.

    Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы:

     а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»;

     б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта;

     в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых.

    Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

    4.      Формы физического воспитания в семье

    К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

    1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

    2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения домашних заданий. Проводятся после 30–35 мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40–45 мин работы со школьниками среднего и старшего школьного возраста;

    3) индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях: – силовая (атлетическая) гимнастика; - оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

    ; 4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др.

    5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я – спортивная семья) и викторинах;

     6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

     7) закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

    Выводы.

    Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия.

    Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

     

     

     

     

    В физическом воспитанииприменяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

    К специфическим методам физического воспитания относятся:
    1) методы строго регламентированного упражнения;
    2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
    3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

    С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением техникевыполнения физических упражнений и воспитанием физических качествОбщепедагогические методы включают в себя:
    1) словесные методы;
    2) методы наглядного воздействия.

    Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

    ·         Методы физического воспитания

    ·         Общепедагогические методы

    ·         Словесные методы

    ·         Наглядные методы

    ·         Методы строго регламентированного упражнения

    ·         Игровой метод

    ·         Методы воспитания физических качеств

    ·         Методы обучения двигательным действиям

    ·         Музыка на занятиях физической культуры

    ·         Соревновательный метод

     

    К наглядным методам относятся:
    1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
    2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, двигательных действий, рисунков, схем и др.);
    3)  методы срочной информации.

    В системе физического воспитанияигра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
    Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

    Соревновательный метод— это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

    В практике физического воспитаниясоревновательный метод проявляется:
    1) в виде официальных соревнований различного уровня (спортивные игры, соревнования по различным видам спорта;

    2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

    Соревновательный метод позволяет:

    • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
    • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
    • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
    • содействовать воспитанию волевых качеств.

    Вывод .

    Формы и методы физического воспитания направлены на сохранение , укрепление и формирование здорового образа жизни школьников, как в семье

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы духовно-нравственного воспитания в реализации ФГОС

    Формымы и методы духовно-нравственного воспитания в реализации ФГОС из опыта работы. ...

    Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.

    Жизнь заставляет  пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед  школой стоит задача подготовить  такого человека, который не только над...

    Приоритетные формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма в начальной школе

    Из опыта работы. Внеклассная работа учителя по нравственному воспитанию младших школьников....

    Терминологический словарь основных понятий темы «Комплексный подход к применению средств, форм и методов патриотического воспитания»

    В данном словаре в алфавитном порядке собраны основные понятия по теме патриотического воспитания для учащихся начальных классов и их родителей. Словарь можно подразделить на две части: Родители и уче...

    Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"

    Отчет "Современные формы и методы экологического воспитания младших школьников"...

    Игровой метод как форма организации уроков физической культуры в начальных классах

    Презентация на тему применения игровых методов при проведении уроков физической культуры в начальной школе....