Формы и методы патриотического воспитания. Алгоритм действий.
статья

Миронова Наталья Васильевна

Выступление на педагогическом совете "Формы и методы патриотического воспитания. Алгоритм действий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы патриотического воспитания.

Алгоритм действий.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

В данный момент, по словам министра просвещения С.Кравцова, по поручению президента разрабатывается федеральный проект по патриотическому воспитанию молодёжи, который войдёт в нацпроект «Образование».

Под патриотическим воспитанием понимается систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Для того, чтобы чувство патриотизма возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своего края: о подвигах героев, достижениях учёных, деятелей культуры, которые прославили свой край,  Отечество.

Мы, совместно с родителями, формируем патриотическое сознание и гражданское поведение наших детей; развиваем нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.

Остановлюсь немного на методологических основах гражданско-патриотического воспитания. Для того, чтобы качественно строить свою практическую деятельность, мы должны владеть хорошей теоретической базой.

Итак, методы – это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Конечно, их немало.  Предлагаемая классификация объединяет все методы в 3 группы.

I.

Методы

формирования

нравственного поведения

Убеждение, упражнения, требования, положительный  пример взрослых    

II.

Методы формирования нравственного сознания

Поручение, объяснение, внушение, просьба, коллективное творческое дело,  метод проектов

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, награждение, одобрение, взаимовыручка,  создание ситуации успеха

Какие же формы гражданско-патриотического воспитания можно использовать. 

Беседа — метод убеждения.

Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Конечно, классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Выделяют три функции классного часа.

Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д.

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир.

Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Виды  классного часа.

Информационный час — одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания.

Основное назначение информационного часа — приобщать школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Дискуссионные формы проведения классного часа

Дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность. К дискуссионным формам классного часа можно отнести: диспуты, конференции, круглые столы и др. Главная ценность этих форм состоит в том, что они помогают формировать диалектическое мышление школьников. Позволяют решать и многие другие педагогические задачи.

Детям очень нравятся мероприятия состязательного характера: конкурсы, викторины, блиц-турниры, КВНы и т.д.

Все эти формы имеют в своей основе конкурсные программы, которые, в свою очередь, являются мощным стимулом к развитию ребёнка, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими.  Конкурсные программы позволяют:

  • сформировать адекватную самооценку;
  • развить волевые качества;
  • воспитать эстетический вкус;
  • самоопределиться в мире увлечений и профессий.

Большой потенциал несут в себе творческие формы классных часов. В основном, это те формы, которые можно ещё назвать массовыми празднествами, это показ определённых достижений. Обычно, все эти формы яркого эмоционального характера 

Игровые формы классных часов

Игра в начальной школе является важнейшей сферой жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

Поэтому, патриотическое воспитание младших школьников также невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.

Мы очень часто используем формы работы вне школы. Это, например, экскурсии и путешествия.

В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.

Путешествие —это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся. Очень часто такую форму стали называть современным словом  квест.

Небольшой акцент ещё хочется сделать на коллективных творческих делах. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Фестиваль дружбы» и др. Данные формы работы особенно помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего и совместного труда.

Таким образом, патриотизм формируется и в процессе обучения, и в процессе социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения и др.

В 2019-20 учебном году нам с вами не только процесс обучения, но и процесс воспитания «посчастливилось» осуществлять в необычном дистанционном режиме. 2020 год объявлен годом Памяти и Славы. Конечно, нам всем хотелось встретить такую славную дату Великой Победы очень достойно, и планы были грандиозные. Но определённые обстоятельства заставили нас работать по-другому.  Несмотря на все сложившиеся обстоятельства, программа, намеченная нами, выполнена, а некоторыми классными коллективами даже перевыполнена. Какие интересные ценные материалы собраны в копилке каждого классного руководителя! Какое активное участие в новых формах и с применением новых технологий мы увидели! Участие в конкурсном движении, в акциях, флешмобах, творческих проектах,  публикация наработок,  осуществлялись на сайтах различного уровня. Я считаю, что мы все – МОЛОДЦЫ: и дети, и родители, и педагоги!

Ещё древнегреческие и древнеримские философы отмечали, что воспитание детей является самым трудным видом деятельности в мире. Поэтому, я от души желаю всем успехов этом виде деятельности! А также – взаимного уважения, желания слышать и понимать друг друга! Пусть новый учебный год принесёт нам новые победы и достижения! Пусть он будет позитивный и подарит нам много радостных впечатлений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы физического воспитания

Формы и методы физического воспитания    Формы организации физического воспитания в школе в системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий...

Средства и методы патриотического воспитания в начальной школе

К эффективным средствам исторического образования относятся разнообразные формы уроков героико-патриотической тематики: интегрированные, проблемные, дискуссии, театра­лизованные, групповые семинары, у...

Терминологический словарь основных понятий темы «Комплексный подход к применению средств, форм и методов патриотического воспитания»

В данном словаре в алфавитном порядке собраны основные понятия по теме патриотического воспитания для учащихся начальных классов и их родителей. Словарь можно подразделить на две части: Родители и уче...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье раскрывается сущность основных форм и методов формирования универсальных учебных действий младших школьников....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются остновные формы и методы формирования УУД у младших школьников....

Средства и методы патриотического воспитания школьников

В статье рассматриваются актуальные вопросы нравственного воспитания школьников, приводятся конкретные примеры возможных воспитательных методов. Статья будет полезна воспитателям групп продленного дня...

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....