Родительское собрание "Стили воспитания"
методическая разработка (1 класс) по теме

Как быть для ребёнка авторитетом? Как научить его отвечать за свои поступки? Давайте поможем родителям в этом разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_vospitaniya.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Стили воспитания»

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас сегодня здесь видеть. Сегодня  мы хотим поговорить о наших детях. Какими мы хотим их видеть, когда они вырастут? Импульсивными и своенравными или спокойными и рассудительными, озлобленными и агрессивными или доброжелательными и умеющими ладить с окружающими людьми. Несомненно, надо любить ребенка таким, какой  он есть. Наша с вами задача – помочь ребенку вырасти полноценной личностью. Решающее влияние на ребенка оказывают родители. И о том, как действуют родители, мы поговорим сегодня. Поговорим о разных стилях воспитания.

Конечно, определить по вопросам анкеты стили воспитания можно весьма условно. Но мы попытались это сделать, и сейчас познакомим вас с результатами анкетирования.

 Были опрошены 24 человека. Из них 10 человек придерживаются разрешающего стиля воспитания. Это очень большой %. Эти родители должны найти ту разумную грань, чтобы всёразрешение не переросло во вседозволенность.

2 человека имеют авторитетный стиль воспитания. Несомненно, самый весомый, действенный, но в то же время, самый требующий от родителей много любви, внимания и понимания ребенка.

Нас, воспитателей, радует, что среди наших родителей нет таких, которые придерживаются авторитарного и безучастного стилей воспитания.

Многие родители при общении с детьми используют разные стили, чередуя их в той или иной мере. Так, 10 человек, опрошенных нами, используют авторитетно-разрешающие стили.

 И 2 человека чередуют авторитетно- авторитарные стили. Другими словами – метод кнута и пряника.

Вывод: конечно, все думы у родителей о своих детях, о том, как их вырастить достойными людьми, хорошо, комфортно чувствующими себя в окружающем мире. Для этого  нужно приложить много сил, разумно воспитывать, размышляя о том, как слово или поступок взрослого может повлиять на формирование личности ребенка, как можно больше уделять внимания детям. И они откликнуться на ваше понимание, заботу  и любовь. Мы спросили у детей, что они думают о своих родителях. И знаете, что они нам ответили?  - (ответ на слайде ).

Родился ребенок. С первых минут жизни он попадает в мир людей  с их сложными взаимоотношениями. Пока он маленький – его любят, о нем заботятся  и не предъявляют к нему никаких требований. Но  вот он научился сидеть, а потом и пошел. Появляются первые запреты, новые требования. Нельзя трогать горячий чайник, нельзя брать мамину косметику, кушай кашу и вырастишь большим. И вот ребенок дорос до такого возраста, когда он говорит: « А я не буду, а я не хочу!» Вы собираете его в детский сад, а он говорит: « А я не буду одевать колготки !!!»

Ваши действия: 1-                            2-                            3-

Записать ответы.

Ответы разные. А почему? А потому что мы с вами тоже разные. Ученые психологи пришли к мнению, что  существуют  4 типа отношения родителей к воспитанию детей. На эти отношения влияют два фактора: любовь или поддержка и контроль.

Давайте построим систему координат. ( Пишется на доске по мере рассказа.)

                                                       поддержка и понимание

                              III                                  IV

                      0                                                               контроль

                                 II                                    I

                                                   0

Горизонтальная прямая говорит о контроле, который переходит от нулевого до очень жесткого.

Контроль – это мера влияния, которую вы пытаетесь оказать на ребенка. Вы принимаете на себя  ответственность: контролировать ребенка или нет, объяснять ему причины и следствия его поступков или будете командовать им.

Вертикальная прямая говорит о степени поддержки и понимания.

Итак.        I тип отношений.

Семилетняя Катюша ждала этого дня целую неделю. Мама отведет ее к  подруге на день рождения. Платье готово, белые колготки и туфельки. И вот она уже готова. А мама говорит: « Только попробуй испачкать платье!» Они вышли из дома. Катя аккуратно перешагивала через лужи, придерживая платье. Колька, их сосед, пробежал мимо и оглянулся  на маленькую принцессу. Катя тоже оглянулась и …споткнулась и упала прямо в лужу.

« Так я и знала! Не смотришь под ноги. Отправляйся домой и никакого тебе дня рождения! Жди меня дома с работы» .

Этот тип называется авторитарный. Авторитарные отношения почти всегда исключают аргументацию, не дают детям возможности самостоятельно принимать решение. Дети, выросшие в авторитарных семьях, не проявляют гибкости в общении с людьми, возникают комплексы, самооценка занижена. Когда они вырастают - срабатывает принцип разжатой пружины.

  1. Если характер сильный - восстают, уходят из дома, проклиная родителей.
  2. Если слабый характер – нерешительный, слабовольный, не личность.

II тип.      Родители этого типа обычно очень занятые люди, имеющие свой  бизнес, делающие карьеру, часто  они перепоручают заботу о ребенке чужим людям. Им просто некогда обдумывать справедливое требование к ребенку, легче отказать ему в своей  эмоциональной поддержке. Он не обратит внимания, что ребенок вышел на улицу в носочках вместо колготок. Да и послушать, поучаствовать в жизни ребенка тоже некогда. А ведь сегодня Колька получил двойку, Серёжка 4 раза дернул Лену за косичку, а у Дениса зуб качается.  Мама безучастно качает головой, досматривая какой-нибудь  фильм, а папа опять нажимает на кнопки компьютера.

Дети вырастают:

- равнодушными к другим;

- ищут поддержку вне дома – ранняя половая жизнь;

- неуверенность в своих силах;

- озлобленность на родителей.

III тип.    Девятилетний Артём ударил соседа по парте во время ссоры. У мальчика появился синяк.  Мама в очередной раз оправдывая сына, объясняет поступок: «Ну что же поделаешь, он у меня такой активный!»  В поликлинике я видела двоих детей, которые визжали и кричали, догоняя друг друга. При всем при этом посетители закрывали уши и втягивали головы в плечи, чтобы не слышать этого визга, а мамы с довольной улыбкой смотрели на детей: « Как они милы!»

Этот тип отношений называется отношения вседозволенности:

-  потакают ребенку в его желаниях;

-  никаких требований – нет возможностей достичь определенной зрелости;

-  дети делают, что хотят;

-  режим под детей.

Дети:    - импульсивны, своенравны;

             - нет устойчивой системы ценностей;

             - избалованные;

            -  агрессивные.

IV тип.     Вечером мама заходит в комнату десятилетнего сына. Он играет в компьютерную игру.

- Витя, убери, пожалуйста, свои вещи в комнате, потому что скоро спать.

- Мама, сейчас, я доиграю.

- Надо  навести порядок и тогда можно поиграть намного.

- Ну, мам!

- Хорошо, ты играешь ровно 10 минут, а потом убираешься и сразу идёшь спать.

- Ладно.

Это авторитетный тип отношений. Родители постоянны в требованиях, понимают и участвуют в делах детей. Требования  на 1 шаг опережают возможности детей – рост в духовных, эмоциональных вопросах – стимуляция продвижения к зрелости. Наказание  в таких семьях бывает в тех случаях, если уговоры не помогают. Но делается это не из властолюбия, а доброжелательно и с состраданием. Даже наказание - это проявление любви.

Дети в таких семьях: - уверены в своих силах;

                                    -компетентны;

                                    - умеют слушать других , с пониманием относятся к другим людям;

                                    - умеют отстоять свое мнение.

Давайте возьмем любую конфликтную ситуацию (т. к. она более ярко покажет тип отношений) и посмотрим, как она будет развиваться во всех четырех случаях.

- Все проследили, кто в каком  квадрате находится? Хочется оказаться в четвертом. Давайте поможем нашим детям вырасти зрелыми, цельными личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Данное собрание проводится с целью выяснить какие отношения между детьми и родителями в семьях. Какие методы поощрения и наказания используют родители, по отношению к детям....

Родительское собрание:"Воспитание в семье"

Совместное родительское собрание для родителей и детей.Возраст детей - 10-12 лет....

Родительское собрание "Воспитание у ребенка любви к чтению"

Подготовка и проведение родительского собрания....

Родительское собрание «Воспитание доброты, чуткости, отзывчивости»

Цели и задачи:- помочь родителям осознать  как важно  и необходимо для формирования личности ребенка воспитание доброты, чуткости, отзывчивости,- построить тесное взаимодействие и взаимопони...

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание "Воспитание толерантности"

Теперь, когда мы научилисьлетать по  воздуху, как птицы,   плавать под водой, как рыбы,нам не хватает только одного:научиться  жить на земле,  как люди....