Проектная деятельность в начальной школе.
статья (4 класс) по теме

Мамакова Физания Атласовна

      В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Что же такое проект?

Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и потому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, поэтому незаменим.

Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета «Технология». Проектирование может быть отдельным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект « не вписывается» в уроки. Это альтернатива классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.

Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет соединить несоединимое: ценностно -  смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.

Школа будущего – школа проектов.

    Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

     Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

      Важно правильно выбрать тему проекта, она должна быть интересна ребенку. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Учитывая интересы детей, стараюсь держаться ближе к той сфере, в которой сама лучше всего разбираюсь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Поэтому сначала предлагаю детям ответить на вопросы:

*   Что мне интереснее всего?

*     Чем я хочу заниматься в первую очередь?

*     Что изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

      Темы проекта могут быть разнообразными, даже фантастическими.

После определения темы важно определить цели и задачи проекта. Определить цель – значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

Проекты классифицируются:

ü    Практико-ориентированный – цель такого проекта направлена на социальные интересы самих участников проекта. Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы.

ü    Исследовательский – по структуре  напоминает научное исследование.

ü    Информационный – направлен на сбор информации о каком – либо объекте или явлении с целью его анализа.

ü    Творческий – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению. Это могут быть журналы, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.д.

При организации проекта предлагаю ребятам:

*  Подумать самостоятельно:

·     Что я знаю об этом?

·     Какие суждения я могу высказать по этому поводу?

·     Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования?

 

- Просмотреть книги по данной теме: запиши важную информацию, которую узнал из книг.

-  Спроси у других людей: запиши интересную информацию, полученную от других людей.

-  Просмотр телепередач.

-  Использование интернета.

- Наблюдение.

-  Эксперимент: запиши план и результат эксперимента.

После проделанной работы, на уроке или во внеурочное время ребята делятся своими наработками и наблюдениями, оформляют проект и презентуют.

       Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.

 

 Представлю темы проектов, которые были проведены в 3 классе:

v «Моя сказка».

Ребята сначала выяснили, что такое сказка, основные моменты в сказке. Придумали своего сказочного героя, дали ему характеристику, потом используя всех героев, придумали сказку и показали её при помощи своих рисунков.

v «В здоровом теле – здоровый дух».

Проект, в котором ребята выясняли значение спорта для организма человека. Узнавали более подробно о тех видах спорта, которые наиболее интересны.

v «Мы - друзья природы».

Каждый ребенок в этом проекте выяснял, чем может помочь природе и рисовал агитационные плакаты по теме.

v «Моя будущая профессия».

Индивидуальный проект, в котором ребята узнавали о выбранной ими профессии, рассказывали, почему выбрали именно эту профессию, готовили рисунки и фотографии.

v «Наши питомцы».

Проект, в котором ребята рассказывали о своих любимцах (что любит кушать, во что играет, характер).

         Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. 

             Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....