Успех в труде –– первостепенное условие повышения качества знаний учащихся
статья на тему

Тарасова Надежда Степановна

         Когда же ученику хочется учиться? А когда интересно, когда получается, когда ребёнок чувствует успехи от приложенного труда. Значит, педагог  так должен строить работу, чтобы каждому хотелось учиться, чтобы в глазах учеников не погас огонёк познания, чтобы учебный труд приносил радость успеха, а не муки и горечь неудач. Ребята очень подвижны, внимание у них неустойчиво. Как заставить ребёнка слушать, c  помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uspeh_v_trude.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

       

Успех в труде –

первостепенное условие повышения качества знаний учащихся

         Младшие школьники –  это особый народ в детском государстве. В этом возрасте самый высокий авторитет для детей -  учитель. Учение и учитель для него неразделимы. Они верят в своего педагога, в его знания, в справедливость при оценивании его успехов  в учёбе и поведения, в справедливость при решении спорных вопросов. Если ребёнок полюбит учителя, значит, полюбит учиться, полюбит школу, уроки, книги; не любит учителя, боится его, значит, учение переживает как мучение, тревожится, в  школу идёт без охоты. Педагоги должны быть людьми доброй души и любить детей  такими, какие они есть. Надо одинаково  любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного.

         Когда же хочется учиться? А когда интересно, когда получается, когда ребёнок чувствует успехи от приложенного труда. Значит, педагог  так должен строить работу, чтобы каждому хотелось учиться, чтобы в глазах учеников не погас огонёк познания, чтобы учебный труд приносил радость успеха, а не муки и горечь неудач. Тот, кто работал с младшими школьниками, хорошо знает, как нелегко приходится учителю. Особенно первоклассниками. Ребята очень подвижны, внимание у них неустойчиво. Как заставить ребёнка слушать, c  помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?   Как и все учителя начальных классов я для этого в своей работе широко использую игровой и наглядный методы обучения .Но для учителя важно понять, что игры в школе это не игры- развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразности заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряжённо мыслить.  Одно только слово «игра» снимает скованность, усталость, даёт простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности детей. (пример использования наглядности и игрового метода при изучении состава числа. Показать дидактический материал для изучения состава чисел)

       Метод от простого к сложному, от наглядного к абстрактному.

           -домино

          -круги  по составу чисел

          -карточки по составу чисел с возможностью проверки (точечками и числами)

          -монеты

      Опережающий программу метод ( кто-то запомнит с одного раза, а для некоторых учеников нужно повторить 15-20 раз. Поэтому повторяем не только состав одного числа, а всех чисел до 10.

        Методика обратной связи.

         -ученики раскладывают на партах карточки с цифрами и показывают ответ при решении примеров или изучении состава чисел. Работает весь класс и учитель видит ответы каждого ученика.

          Все мы знаем, что дошкольники и младшие школьники обожают ролевую игру «Учитель и ученик». Я по- настоящему разрешаю ученикам быть учителями, даже разрешаю ставить оценку в тетрадь, но только  зелёной ручкой. Красный цвет- это цвет ручки учителя. Рядом оценкой проверяющий пишет свою фамилию. Все мои ученики очень хорошо знают норму оценок за письменную работу, она всегда висит на видном месте. Меняются тетрадями с соседом, открывают учебник или я доску, и проверяют. Иногда дети оценивают свою работу. Так мы проверяем письмо по памяти, зрительные диктанты, cловарные слова. Что интересно, дети, оказывается, даже при открытых учебниках не видят свои ошибки, а чужие находят. Развивается внимательность, зрительная память и орфографическая зоркость. Бывает в начале, что некоторые специально завышают или занижают оценку. Всегда спрашиваю: «Кто не согласен своей оценкой?» Конечно, работу всегда перепроверяю. На следующий день выясняем, кто были самыми хорошими учителями. «2» не ставим. Так учимся жить в коллективе, учимся быть честными и справедливыми.

        Следующий метод проверки знаний «Каждый учит каждого». Этот приём использую при закреплении умения решать примеры. Ученик, который первым закончил работу, после проверки задания, становится помощником учителя. Он не только должен проверять ошибки второго ученика, а будет ещё объяснять, чтобы их не было. При устном счёте целый класс  справляется на «4» и «5». Без этой технологии я бы этого не добилась.

       Метод работы в малых группах при проверке содержания  позволяет экономить время и опросить многих учащихся.  

       Хочется ли ребёнку брать от учителя готовые, разжёванные знания и глотать их без усилий? Нет, не хочется. На таких уроках ему становится скучно, неинтересно. Учиться с увлечением и охотой он будет в том  случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой ребёнок сам добывает знания, наблюдая, исследуя, делая выводы. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие-это и есть педагогика сотрудничества, проблемное обучение. Моим ученикам  по русскому языку очень нравится задание «Мозговой штурм». Это кода на доске дан текст с ошибками и дети должны не только находить ошибки, но и доказать правильное написание. Иногда такое задание даю для творческого списывания. Чтобы предупредить ошибки, ставлю на поля палочки по количеству ошибок на этой строке. Выполняем упражнения с пропущенными буквами. Дети устно или письменно доказывают, почему выбрали ту или иную орфограмму.

         С.Н. Лысенкова в своей книге «Когда легко учиться» пишет о методе комментированного управления-это когда учит не только учитель, но и каждый ученик в классе, когда мысля вслух, объясняя свои действия, « ведёт» за собой остальных. Учить мыслить вслух - отсюда начинается развитие не только речи, но и мысли, чувства ответственности перед товарищами и самим собой за свои слова и действия, самоанализа и саморегуляции учебно - познавательной деятельности.   Обратите внимание: учитель не говорит « отвечай», а именно «веди класс». Сколько ответственности! А если вдруг ошибается ведущий, то говорим: «давайте поможем». Вот где взаимовыручка и взаимопомощь, чувство коллектива. Не забываю об индивидуальном подходе к каждому. По русскому языку при закреплении и повторении  хорошие результаты даёт пособие О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку» и ежедневная самостоятельная работа над ошибками.

          Стараюсь, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно в классе, стараюсь создать ситуацию успеха. Никогда не ругаю за ошибки. Ребёнок имеет право ошибаться. Если бы мы всё знали, тогда бы и в школу не ходили. Поэтому  мои ученики не боятся отвечать.

          Письменную работу оцениваю двумя оценками. Первая оценка за работу, а вторая за чистописание. Ведь даже при большом старании у некоторых получается немало ошибок. Но он рад за вторую оценку. Всегда говорю « спасибо» за старательность, т.е. за «5» по чистописанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся

Учите           Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одно...

Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся

В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроке как средства повышения качества знаний....

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

В выступлении приводится несколько видов работы над ошибками, способствующих повышению качества знаний учащихся по русскому языку...