Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся
статья по теме

Менджул Зинаида Алексеевна

Учите

           Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство". Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mendzhul_pedsovet.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся»

Сообщение на педсовете

Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство". Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Так кто же он — педагог-мастер? Вл. Даль так определяет понятие «мастер» в своем «толковом словаре». Мастер - это искусный в своем деле человек

Определений педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Поражает то, что (абсурдных определений нет) в любом из них подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством. Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».
Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.

Итак, мастер – это учитель, умеющий  в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.

Можно ли этому научиться? Опыт многих учителей-мастеров показывает, что можно. Этапы этого пути такие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изучение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых методов преподавания, самоанализ.

На мой взгляд, современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Педагогическая деятельность - будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Надо учить своих воспитанников трудиться, думать, созидать, творить; построить свою работу, чтобы ученик всегда выступал в соавторстве с тобой: спорил, делился мнениями, выступал, отстаивал свою точку зрения. Все дети без исключения талантливы: каждый ребёнок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, сферах общения и лидерства.

Таким образом, отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Существует философский принцип — подобное создается подобным: нравственность ученика — формируется нравственностью учителя; знание — знанием; мастерство — мастерством. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Повышение качества образования – одна из основных задач, модернизации российского образования.  

Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости падает. Это можно отметить и в сильных классах. Следовательно, актуальность вопроса качества обучения очевидна. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Неудовлетворенность современным образованием – явление всеобщее и, как показывает жизнь, начинает охватывать весь мир. Но обучение не может быть качественным, если оно не личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка, даже не очень способного к обучению. На новое отношение к качеству образования должно уделяться внимание всех участников образовательного процесса.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации.

Рекомендации для реализации повышения качества обучения:

 1. Личностно-ориентированный подход.

 2. Создание ситуации успеха.

 3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся.

 4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.

 5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся.

 6. Вовлекать родителей в учебный процесс.

 7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.

 8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной

 деятельности.

 9. Обучение через диалог.

 10. Обучение через интерес.

 11. Психологическое единство с классом.

 12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой.

 13. Мотивация познавательной деятельности.

 14. Дифференциация заданий.

 15.Разнообразие форм организации учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успех в труде –– первостепенное условие повышения качества знаний учащихся

Когда же ученику хочется учиться? А когда интересно, когда получается, когда ребёнок чувствует успехи от приложенного труда. Значит, педагог...

Работа учителя по повышению качества знаний, эффективности обучения и воспитания учащихся.

"Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него" К.Д.Ушинский.Хочу поделиться со своим мнением: что является, на мой взгляд, слагаемыми успеха в обучении и что даст в итоге качественную сумму....

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний

Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Использование современных педагогических технологий, как средство повышения качества знаний учащихся.

Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса....

Совершенствование педагогического мастерства как ресурс повышения качества образования

Статья для выступления на городских педагогических чтениях...

Коррекционно-педагогическая работа по повышению качества знаний учащихся с ОВЗ

Коррекционно-педагогическая работа по повышению качества знаний учащихся с ОВЗ...