Совершенствование педагогического мастерства как ресурс повышения качества образования
статья

Опанасенко Елена Андреевна

Статья для выступления на городских педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

г.Обнинск, 2018

СОВЕРШЕСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА                                                       КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Е.А.Опанасенко, МБОУ «СОШ №12» г.Обнинска,

учитель начальных классов

 

 

«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет» Уильям Уорд (политик, яхтсмен)

«Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся» (А.М. Кашпировксий,  гипнотизёр)

         Как сделать, чтобы у тебя захотели учиться. Почему к одним учителям родители пытаются записать свое чадо за пару лет до школы. «…А встречаются педагоги, которые добросовестные учителя, чуткие воспитатели, но как личности не обладают яркой индивидуальностью, не привлекают к себе внимания. Н.В.Сорока-Росинский http://en.ppt-online.org/77524

В новом Стандарте педагога выстраивается система требований к личности современного  учителя. «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии». ( http://минобрнауки.рф.)

В общем,  к этим требованиям все привыкли. Развитие науки и техники происходит с космическими скоростями.  Новшества не обошли и школу. На помощь учительству пришло много современных средств. Нам уже не уйти от современных технических средств обучения. Трудно себе представить урок без презентаций, ЦОРов, электронного журнала, появились электронные учебники.

Почти у каждого ученика есть компьютер или планшет, выход в интернет, возможно дистанционное обучение. Казалось бы, все есть для повышения качества образования. А процент неуспевающих не снижается, количество круглых отличников не возрастает. А учитель становится заложником разнообразных отчётов, статистических таблиц, рейтингов и мониторингов.

В чём же дело? Может, всё-таки, в учителе? Эта мысль не давала покоя многим выдающимся деятелям науки, искусства и культуры на разных временных отрезках истории. Позволю себе представить  некоторые из них.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» (немецкий педагог Адольф Дистерверг)

«Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у кого мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто нас учит, заслуживает это имя» (немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте)

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (австрийский педагог, пианист, композитор Артур Шнабель)

При всем великолепии технических средств никто и никогда не заменит простого учителя. Его живые глаза, теплые руки, пристальный взгляд, радостная улыбка за успехи ученика  и голос, дрожащий при чтении трагичных или счастливых моментов, а еще постоянные переживания и сомнения, огромная работоспособность и уверенность в необходимости идти дальше по пути просвещения.  Все эти качества, на мой взгляд, и составляют мастерство учителя.  В нашем труде не бывает мелочей. Подтверждение этой мысли нахожу  у естествоиспытателя, хирурга и педагога Николая Ивановича Пирогова : «В воспитании не ничего ничтожного» 

Рассмотрим некоторые составляющие Мастерства Учителя.  Или оно не нужно в классическом понимании на сегодняшний день? В словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова можно проследить  многозначность слова «мастер». Но прежде всего это  – искусный профессионал. В педагогической литературе также встречается множество определений. Но единого мнения на этот счёт нет.

Мастерство педагогическое – это и высокий уровень овладения комплексом специальных знаний, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью, это - и постоянное искусство воспитания и обучения, это – личностные качества педагога и его опыт, это -  целенаправленное воздействие и взаимодействие в педагогической деятельности.  

В статье «Некоторые пути становления педагогического мастерства будущего воспитателя» (//Молодой учёный, - 2014 - №16. – С.364-368.) кандидат педагогических наук Нуржанова Тамара Такисовна определяет «педагогический профессионализм через «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку.  Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к  самосовершенствованию,  и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности».

Таким образом, основу педагогического мастерства составляют личность, знания, опыт. Эти составляющие могут быть сформированы у каждого педагога и дадут возможность  подняться  до вершин педагогического мастерства. Но без основ педагогическое мастерство невозможно, т.к. мастерство – высокий уровень деятельности личности, которую она осуществляет на этих основах.

  В книге И.Н. Кузнецова «Настольная книга практикующего педагога» в главе 8 «Педагогическое мастерство»  раздел 8.4 «Показатели и уровни педагогического мастерства.  Основы и сущность педагогического мастерства преподавателя» находим: «… педагог не использует основы в педагогической работе по каким-либо причинам постоянно или не применяет в отдельных случаях.  Например, плохое настроение, личные переживания, с которыми не может справиться преподаватель, могут наложить настолько сильное  отрицательное воздействие на его деятельность, что он проводит учебное занятие на низком уровне, несмотря на наличие у него всех основ педагогического мастерства.»    

Там же: «… у каждого выдающегося педагога, в мастерстве имеется и специфика – то, что характерно для высокого уровня деятельности этого педагога, и то общее, что присуще любому мастерству педагогического труда. Однако отсутствие специальных разработок, посвящённых этому вопросу, является тормозом в овладении мастерством широким  кругом педагогов, особенно молодых.» (http://www.studmed.ru/kuznecov-i-nastolnaya-kniga-praktikuyuschego-pedagoga_4ff8d150e05.html )

         Нововведения в образовании не могут не затронуть  всех участников образовательного процесса. Коренные изменения произошли в деятельности  самого учителя. Ни для кого не секрет, что прежде чем активно включиться в инновационный процесс, необходимо вооружиться теоретическими знаниями. Отсюда исходит главное качество – умение учиться, не останавливаться  на достигнутом. Ещё в ХVIII французский писатель Жоэеф Жубер заметил: «Обучать – значит вдвойне учиться. Детям больше нужен пример для подражания, чем критика»

15 февраля 2013 года опубликован ПРОЕКТ  КОНЦЕПЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА УЧИТЕЛЯ (http://минобрнауки.рф.)

«В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.»

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. 

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.                                                                              

Учителю предъявлено множество требований, призывающих его к деятельности.  Сегодня учитель должен уметь: анализировать, планировать, программировать, конструировать, владеть, демонстрировать, использовать, оценивать, разрабатывать, регулировать, управлять, вовлекать, мотивировать, искать, развивать, устанавливать, оказывать, принимать, обеспечивать, способствовать, проектировать, реализовывать, поддерживать, привлекать, признавать, создавать, сотрудничать, защищать, общаться, помогать, выявлять, взаимодействовать, диагностировать, отслеживать, корректировать, учитывать, формировать. Другими словами, он должен быть  мастером!

В педагогической деятельности реализуется личностный и профессиональный потенциал каждого из нас.                                                                                                                                Личностный потенциал, данные природой человеку эмоциональные, познавательные, коммуникативные, творческие качества.                                                                                      Профессиональный потенциал - профессиональное мышление, деловые качества и способности, лидерские качества, целеустремленность.

Педагог, воздействуя на воспитанника, проявляет способность управлять другими, регулирует  своё поведение в зависимости от задач, определяет свое развитие, творит себя, реализует  себя в деятельности. Личностный рост, профессиональный потенциал, несомненно, дадут высокое качество образования воспитанников. Важную роль в этом играет желание самосовершенствоваться.  Без постоянного усвоения новых знаний из разных научных областей, непрерывного самообразования не добиться мастерства и профессионального признания. И дело не столько в аттестации учителя, сколько  в естественной потребности знать, потому что учиться интересно. Ежедневная работа с информацией дает учителю импульс к постоянному саморазвитию, поиску и анализу, предположению и апробации фактов, приемов, методов.                                    

Для раскрытия профессионального потенциала необходимо творить. Педагогическая деятельность не возможна без творчества. Творчество должно стать потребностью и   приносить удовлетворение от педагогического труда. Творческим помогает стать учителю самообразование. Изучение научных исследований в области преподавания, ознакомление с новыми программами, учебниками, их анализ, общение с коллегами, посещение как открытых, так обычных рабочих уроков коллег по разным дисциплинам, приобщение к работе в методическом объединении или ассоциации, клубе по интересам, ознакомление с печатными изданиями, новыми технологиями, выбор темы,   глубокое погружение в детали, желание помочь другим понять, разобраться, найти простейший способ для усвоения, заинтересованности в материале и способе деятельности.

Как артист, выходя на сцену в сотый раз, находит новые акценты, нюансы в  своей роли, так учитель  не может провести свой урок, похожим как две капли воды. Урок должен быть интересным, насыщенным, эмоциональным, динамичным, приносить радость,  как ученику, так и творцу – учителю. Творческий подход,  желание сделать больше, лучше приводит к успеху и моральному удовлетворению.

Выдающийся публицист, литературный критик, революционный демократ Дмитрий Иванович Писарев писал: «В воспитании всё дело в том, кто воспитатель». Ему вторит Владимир Иванович Даль: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».                                                                                                                                          

 Так мы подходим к качествам творчески работающего педагога: прежде всего -  нацеленность на достижение успеха – воспитание творческой личности. Для этого необходимо выбирать методы, приёмы, формы и средства педагогического воздействия, которые заставят ученика двигаться вперёд. Например, педагогический такт, артистизм, чувство юмора, доверчивость, искренность, простота, правдивость, умение сочувствовать, сопереживать, наблюдать, умение создавать проблемную ситуацию, застать врасплох, поставить неординарный вопрос, учить задавать вопросы учащихся, возбуждать интерес к познанию, к новому и неизвестному, заставить волноваться, обострить восприятие, активно думать, создавать ситуацию успеха, поощрять воображение, предположения, любое  стремление к размышлению, объяснению и фантазии.  

И здесь неоценима роль педагога в воспитании уверенности ученика и веры в него. Выдающийся американский общественный деятель, мыслитель, пастор, писатель Ральф Уолдо Эмерсон отмечал, что «учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими».

У активного, яркого педагога каждый ученик может перенять  такие качества как высокая активность, инициативность, самостоятельность и ответственность, желание творить и преобразовывать, выходить на новый уровень, создавать новое,  проявлять интерес и осмысливать события. Следует помнить высказывание французского общественного деятеля, иностранного почётного члена АН СССР Анри Барбюса о том, что «школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Уже в сочетании «школа – мастерская» вы выходим на учителя-мастера.

Один из важнейших выводов А.С.Макаренко состоит в том, что каждый человек способен овладеть педагогическим мастерством. Он говорил: «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача или музыканта». В чем же заключается «мастерство  по Макаренко»? В него вкладывался глубокий и широкий смысл. Это «знание воспитательного процесса» и «воспитательное умение», «создание коллектива во времени и пространстве» и «организация разносторонней деятельности воспитанников».

         Для успеха в воспитании, подчёркивал Макаренко, необходимо хорошо знать жизнь и особенности характера воспитанника,  его стремления, особенности, слабости, достоинства.        Макаренко ввёл в педагогику ряд новых понятий, таких, как «близкая, средняя и далёкая перспективы», «гимнастика поведения», «педагогика параллельного действия»  и многие другие. Большое значение уделялось постановке голоса, мимике, жестам учителя, умению «читать по лицу ребенка» и узнавать по нему о «душевных движениях». Сегодня мы пользуемся этими инструментами, не задумываясь, что почти сто лет назад они были новаторскими. Педагог-мастер считал, что «в перспективе иногда должно быть простое детское удовольствие, например, говорил он, дети должны знать, что через неделю на обед будет мороженое». (http://nazarovilya.alnaz.ru/pedagogika/pedagogicheskoje-masterstvo-makarenko.html) 

Такое «мороженое» необходимо искать и для сегодняшних детей в предстоящей работе. Оно усиливает педагогическое воздействие, сплачивает детский коллектив,  помогает проявить инициативу и энтузиазм, направить энергию к деятельности в нужном направлении.

Педагогическим мастерством нельзя овладеть, слушая разговоры о нём. Я считаю, что чем шире и ближе контакт с детьми, тем больше усиливается воспитательное воздействие на них. Систематическое разностороннее общение с учениками, деловые отношения с ними способствуют воспитанию самостоятельности и ответственности у воспитанников и накопления педагогического опыта у воспитателя. Подтверждаю свою идею строками книги В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Он считал одним из качеств мастерства воспитателя «способность чувствовать духовный мир ребят». Жить с ними одними интересами, увлечениями и стремлениями, и непосредственно влиять на них.

Как артист, выходя на сцену в сотый раз, находит новые акценты, нюансы в  своей роли, так учитель не может провести свой урок дважды, похожим как две капли воды. Урок должен быть интересным, насыщенным, эмоциональным, динамичным, приносить радость как ученику, так и творцу – учителю. Творческий подход,  желание сделать больше, лучше приводит к успеху и моральному удовлетворению.

Литература

 Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: 2000

 Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 4-е изд., - М.:2006

 Российская педагогическая энциклопедия/под ред. Горкина, А.П. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993

Макаренко, А.С. О коммунистическом воспитании. М.: 1956, С.410, 417.    

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st012.shtml

Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Киев: 1969, С.85.

Основы педагогического мастерства/под ред. Зязюна, И.А. – М.: Просвещение, 1989. – С.85-91, 142-154.

Комаров, А.А. Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка //Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 268-270. http://moluch.ru/archive/18/1844/

Нуржанова, Т.Т. Некоторые пути становления педагогического мастерства молодого воспитателя //Молодой учёный. – 2014. - №16. С.364-368

Проект Концепции и содержания профессионального стандарта учителя 15 февраля 2013 [Электронный ресурс], http://минобрнауки.рф 

Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности [Электронный ресурс],

http://studopedia.ru/18_49413_tema-pedagogicheskoe-masterstvo-kak-kompleks-svoystv-lichnosti.html

Афоризмы, цитаты, высказывания, мысли, фразы [Электронный ресурс], SlovoNeVorobei.Ru http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_233_1.shtml

  Кузнецов, И.Н. Настольная книга практикующего педагога [Электронный ресурс], http://www.studmed.ru/kuznecov-i-nastolnaya-kniga-praktikuyuschego-pedagoga_4ff8d150e05.html

Сорока-Росинский, В.Н. Школа Достоевского [Электронный ресурс], http://en.ppt-online.org/77524, http://www.studfiles.ru/preview/5183121/page:17/#24

Ганина, Т.В. Личность современного учителя [Электронный ресурс], http://ppt-online.org/77524

Назаров, И.Ф.  Жизнь и творчество «Стать воспитателем». Алма-Ата, 1980 [Электронный ресурс], http://nazarovilya.alnaz.ru/pedagogika/pedagogicheskoje-masterstvo-makarenko.html

Высказывания великих людей о школе   [Электронный ресурс], https://multiurok.ru/blog/vyskazyvaniia-vielikikh-liudiei-o-shkolie.html

Профессия «Учитель» Высказывания мыслителей и педагогов о роли учителя [Электронный ресурс], http://music-fantasy.ru/materials/professiya-uchitel-vyskazyvaniya-mysliteley-i-pedagogov-o-roli-uchitelya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся

Учите           Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одно...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Статья Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.

Принципы гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», реализуются в образовательном процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка.Статья, которую...

Статья "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

В последнее время много событий происходит  в жизни педагогического сообщества. Это принятие нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», работа по внедрению федерального г...

Доклад "Компетентностный подход как ресурс повышения качества образования при реализации программы "Школа Россия"

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов...

МО начальных классов"Система работы с родителями как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» 2022 -2023

Система работы с родителями как ресурс повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»...