Главные вкладки

    Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
    методическая разработка на тему

    Лехова Наталья Игоревна

    Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения.

    Как добиться высокого показателя в начальной школе?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

             Выступление на педсовете.            

    Тема: Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения.

    Как добиться высокого показателя в начальной школе?

              Одна из гипотез возникновения языка у наших отдаленных предков гласит: язык возник из настоятельной потребности сообщить что-либо друг другу. Нечто подобное происходит у каждого ребенка (1 год 3 месяца).

            Наступает целая новая эпоха в жизни ребенка - у него возникает потребность общения, обмена мыслями, разговора, и даже самовыражения в речи. Это первые шаги формирования личности,  начало процесса социализации: ребенок становится членом общества, пробуждается его активность. Эту потребность нужно ценить на вес золота, так

    рождается  пытливость ума, тут зарождаются корни познания. В дальнейшей жизни          

    ребенка, и в семье, и в школе, это стремление у него угасает; эту мысль прекрасно выразил поэт С.Я.Маршак:

    « Он взрослых изводил вопросом « Почему?»,

    Его прозвали « маленький философ».

    Но вскоре он подрос, и начали ему

    Преподносить ответы без вопросов…

    И с этих пор он больше никому

    Не докучал вопросом «Почему?»

           Совершенно очевидно, что потребность общения, потребность речи, знания действуют в человеке на любом  возрастном этапе, принимая формы:

    - общения непосредственного

    - общения отсроченного

    - самовыражения внешнего

    - самовыражения внутреннего, мысленного диалога с самим собой.

            Все познание мира человеком – потребность обобщения и номинации- присуща и детям, и взрослым, и нашим современникам, и предкам.  По богатству словаря  судят о знаниях человека, о его образованности. В словаре ребенка двух лет – до 30 слов, у 4-х летнего- до 3000 и более слов, у 6-7 летних- не менее 2500 и до 7-12 тысяч слов.

    В начальных классах словарь школьника ежедневно обогащается 4-10 словами. У нашего взрослого современника, имеющего высшее образование, не менее 120000 лексических единиц. Общее развитие интеллекта определяется не столько по количеству слов в памяти, сколько по активности словаря, по точному и моментальному выбору слова, по механизмам построения предложений и текста, по строгости логики речи.  

    Что же случилось с нашими детьми? Многие не хотят читать, боятся книг. Мы часто встречаем учеников 5-9 классов, которые читают плохо. А ведь мы прекрасно знаем, что и русский язык, и другие гуманитарные предметы детям даются не очень легко, но, прослушав материал, прочитанный взрослым, дети его усваивают. Чтение обогащает ребят, словарь расширяется, устанавливаются причинно-следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений. Тогда и природоведение, и география, и история, и литература даются ученикам хорошо и радостно.

             Л.Н.Толстой сказал:»Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…»

    Задумывались ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся художниками, поэтами, скульпторами? Зависит ли это от их умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть и слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.

               Поэтесса Л. Кудрявская сказала об этом так:

    Собирайте счастье по крупицам,                                                                        

    Ведь оно рассыпано во всем:

    В синем блеске звезд, в полете птицы

    И в волне, дрожащей под веслом.                                        

    Отсюда следует вывод: надо научить детей видеть прекрасное, развить в них эстетические чувства, это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.

    Здесь мало увидеть,

    Здесь нужно всмотреться,

    Чтоб ясной любовью

    Наполнилось сердце.

    Н. Рыленков.

            Как же «наполнить» сердца детей? Ведь наши методы и приемы в основном направлены на умственное развитие детей. Дети художественного типа с довольно развитым воображением, эмоциональные, импульсивные часто остаются за чертой нашего внимания. Осознавая это, в своей работе на уроках русского языка, литературы я стараюсь уделять внимание всему, что так или иначе связано с духовным миром ребенка. Для меня важно все: интонация, мимика, жесты, выражения глаз. Ведь по эмоциональным откликам на события, факты мы можем судить о потребностях, интересах, пристрастиях наших детей.

           Уникальное средство воспитания духовности- детские творческие работы. Многие видные педагоги рассматривали сочинения как форму самовыражения, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями.

    Каковы этапы этой работы?

    1. Создание особой творческой атмосферы не только на уроках, но и во внеурочное время.

    2. Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей.

    3. Формирование у  учащихся чувства любви и сострадания. Большое значение здесь имеет работа над устными сочинениями на темы:

    -Я – бабочка, порхающая над лугом,

    -Я – замерзающий воробышек,

    -Я – раненый лосенок.

    4.Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.

    5.Обогащение опыта детей непосредственными наблюдениями за природой; выражение чувств словами, рисунками, сравнениями, составление словаря настроений, подбор слов, фраз, образов.

    6.Чтение высокохудожественных произведений о природе дает возможность в нужный момент выбрать из памяти и выстроить цепочку или ряд слов с тематическими или ассоциативными связями. Дети выписывают эти слова и фразы в специальную тетрадь.

    ( Трава- изумрудная, мягкая, шелковистая, нежная, травушка-муравушка, стелется ковром, блестит изумрудным блеском, упругая, вянет, тянется к солнышку, пестреет желтыми одуванчиками, заблестела каплями росы.)

    7.Коллективное и индивидуальное создание своего варианта развития сюжета известных сказок.

    Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, если тема сформулирована широко и оригинально, что позволяет каждому раскрыть свои представления о мире.

            Психологи отмечают, что ученики начальных классов эмоционально более возбудимы, чем старшеклассники, и поэтому способны к более глубокому сопереживанию и проникновению в образы искусства. Искусство, оперируя образами, выступает в качестве основы в процессе формирования образа младших школьников.

           В заключение хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве- это огромная радость, которую оно несет и учителю, и ученику.

                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

    Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

    «Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»

    Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации....

    «Повышение качества образования основные проблемы и перспективы развития» Педагогический совет

    Педагогический совет проведен с целью: определения направления развития школы в соответствии с современными преобразованиями имеющимися в ОУ ресурсами....

    Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

    Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...