«Использование современных педагогических технологий как условие повышения качества образования в школе»
статья на тему

Данная разработка поможет составить выступление на ШМО и много полезной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

 

«Использование современных педагогических технологий

как условие повышения качества образования в школе»

подготовил учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№4» г. Меленки

Чванова С.В.

2018г.

Столетья таинства полны,

И не исчезнет жизнь, покуда

Есть ощущенье новизны,

И удивления, и чуда.

Расул Гамзатов

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она  должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Поэтому  я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют   формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

        Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные задачи мне помогает комплексное использование следующих  образовательных технологийигровые технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технология проектного обучения; технология портфолио.

В первую очередь  имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

   Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»). В качестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёртыши», «Соедини половинки слов», Игра «Снежный ком», «Арифметическая эстафета»

        Иногда провожу весь урок в форме игры, например, урок–сказка, КВН, «Путешествие по станциям», и другие.

        Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

        Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

        Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Проблемное обучение  использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

       Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка  по теме «Безударная гласная» предлагаю учащимся под диктовку написать слова «гора», «волна», «коса». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с безударным гласным, о её роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о безударном гласном звуке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация.

Информационно-коммуникативные технологии использую   на уроках,  во внеурочной деятельности.

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Мне всегда интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. По новому ФГОС  одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. 

В математике я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи.  Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. тренажёры.  «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету. На уроках русского языка я использую таблицы, презентации и отрывки из мультфильмов.

      На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедии, презентации и видеоролики. Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к предметам. На данный момент пятеро детей активные пользователи платформы «Учи.ру». В игровой форме дети выполняют задания и по результатам получают награды: грамоты и дипломы.

Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Использование данной технологии позволяет мне значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать ученикам аккуратные, чёткие образцы оформления решений; повысить уровень наглядности в ходе обучения; внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

         На уроках я провожу физкультминутки, двигательно-речевые упражнения,  оздоровительные игры  на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную  гимнастику, беседы на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности»

Выбираю физкультминутку  в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или   локального утомления,   упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха,  дыхательную  гимнастику.  

         Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.

         Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.

 Психологический климат на уроке.

        Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Словарик настроения». Из предложенных слов они должны выбрать одно, соответствующую их настроению на данный момент. В конце урока предлагаю выбрать снова слово. Это позволяет школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок.

 В настоящее время большую популярность приобретает образовательная  технология  Портфолио

 Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

 Портфолио в начальной школе представляет собой портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, фото и др.).
      Важным моментом является начало работы с портфолио. В начальной школе дети приступают к этой работе совместно с учителем и родителями, которые помогают отобрать материал и оформить разделы. Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио. Ребенок не просто ведет портфолио, а организует самоконтроль за размещением и пополнением разделов, оценивает свои достижения и возможности.  Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех.

Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и следовательно, повышается качество знаний по предмету.

Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.

Принципы гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», реализуются в образовательном процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка.Статья, которую...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Тема;"Современные педагогические технологии , как условия повышения качества образования»

Разработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы....

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...