Использование современных технологий и обоснование их выбора
материал (4 класс) по теме

Материал можно использовать для написания отзыва или для отчёта о работе МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obosnovanie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ОБОСНОВАНИЕМ ИХ ВЫБОРА

(из опыта работы Пчёлкиной В.И.)

(Публикация на личном сайте в социальной сети работников образования)

В президентской инициативе «Наша новая школа»  даны 5  направлений

реформирования с целью достижения «Главного результата школьного образования: его соответствия целям опережающего развития.  Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого,  но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем»:

1. Обновление образовательных стандартов, которое связано с осуществлением компетентностно –  ориентированного содержания образования, с использование современных технологий, позволяющих осуществить компетентностный подход к образованию, индивидуализацию процесса обучения,  способствующих здоровьесбережению.

2. Система поддержки талантливых детей, которая направлена на создание образовательной среды для развития одаренности обучающихся.  

3. Развитие учительского потенциала.  

4. Современная школьная инфраструктура, в которой  особое внимание уделено совершенствованию инфраструктуры старшей ступени обучения (осуществление предпрофильной подготовки, профильного обучения на основе индивидуальной образовательной траектории (индивидуальной образовательной программы,  индивидуальногоучебного плана.  

5. Здоровье школьника.

Таким образом,  главный ориентир выбора   современных технологий в

школе -  создание условий для саморазвития,  самовыражения и самоопределения обучающихся на основе сформированных предметных и ключевых компетентностей с целью индивидуализации образовательного процесса.

Для достижения этой цели педагоги используют такие развивающие образовательные технологии,  как:  игровые, «дебаты»,  коллективный способ обучения,  технология критического мышления,  проблемное и проектное обучение,  портфолио.

В своей учительской деятельности я использую различные инновационные технологии. Особо хотелось рассказать об элементах личностно ориентированных,  здоровьесберегающих и ИКТ - технологий.

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения - создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей (отсюда происходит и название технологии). «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.

Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников,  а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений по различным областям знаний, и перевести этот опыт на научно-значимые образы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие знания по данному материалу уже накоплены учениками (как результат их предшествующего обучения и собственной жизнедеятельности).

Задачи учителя  при  проведении личностно ориентированного урока:

  1. Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  2. Оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно - неправильно»).
  3. Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.
  4. Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта.
  5. Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
  6. Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.
  7. Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  8. Стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.
  9. Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.
  10. Помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность.
  11. Поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  12. Учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
  13. Побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

          •             Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу,  самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять       возможности       для       естественного самовыражения ученика.

Критерии        эффективности        проведения          личностно ориентированного урока:

  1. использование проблемных творческих заданий;
  2. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму работы;
  3. создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
  4. сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка  организации учебной  деятельности;
  5. обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  6. оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
  7. оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья.

Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Сейчас для ведения здорового     образа     жизни     человеку     надо     прилагать     определенные

интеллектуально-волевые усилия, поскольку реальные условия жизни сейчас таковы, что естественным образом здоровый образ жизни не складывается. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, школа на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

В связи с этим на своих уроках ищу наиболее оптимальные пути предъявления информации и ее усвоения. Используемые элементы педагогических технологий: технологий дифференцированного, проблемного обучения, эффективной речевой деятельности - создают благоприятный психологический микроклимат, условия для самовыражения учащихся, способствуют развитию социальных и коммуникативных умений, располагают учащихся к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненных задач, в том числе задач сохранения и укрепления здоровья.

Школа тесно сотрудничает с работниками ЦРБ. Для начальных классов мы ведём курс «Школа здорового образа жизни». В ходе работы данного проекта ребята постоянно встречаются с работниками больницы. Совместно с медицинскими работниками проводим беседы на темы об укреплении здоровья. Дети очень многое узнают о том, как сделать здоровыми свои глаза, уши. Зубы, как сделать красивой осанку, как правильно питаться, чтоб оставаться здоровым. Во время работы «Школы здорового образа жизни ребята создают альбом «Правила здорового образа жизни», содержащий памятки, правила, стихотворения, рисунки. Такая работа не проходит бесследно. У детей формируются основы здорового образа жизни, они стараются придерживаться тех правил, с которыми их знакомят.

Использование ИКТ,  собственных   медиапродуктов позволяет повысить   мотивацию обучающихся,  формирует и развивает их ключевые компетентности и самостоятельность,  способствует повышению качества обучения.  

Системное использование информационных технологий позволяют более четко

простраивать индивидуальную,  активизировать самостоятельную работу, обеспечивает  оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения.  

Во внеурочное время обучающиеся,  используя ресурсы Internet, могут подготовить необходимую информацию для доклада,  проекта или презентации,  воспользоваться виртуальными энциклопедиями,  а также разнообразными презентациями (POWER POINT) по декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

Средства ИКТ   облегчают учителю высокоэффективное проведение как самих занятий,  так и подготовку методических,  наглядных, справочных и иных материалов, позволяющих индивидуализировать  процесс обучения и достичь высоких образовательных результатов

Вышеизложенная информация  свидетельствует о продуктивном использовании

современных образовательных технологий в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в начальной школе

В этом материале описываю  современные образовательые технологие, которые я использую на уроках и внеурочное время....

Использование современных технологий в начальных классах.

Данная статья познакомит учителей с новинками в сфере образования в начальных классах. Использование современных обучающих технологий в начальной школе Емельянова Л.П.учитель начальных класс...

Использование современных технологий в начальной школе

Моделирование уроков в различных технологиях- дело не простое ,но сегодня это требование времени. Учитель в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформулироват...

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Использование современных технологий в образовательном процессе, обеспечивающем личностно ориентированную направленность

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его....