Главные вкладки

    Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».
    статья по теме

    КУЛИКОВА  НАТАЛЬЯ  ЮРЬЕВНА

    В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                          Тезисы выступлений:

        «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся

                                             в начальной школе».

          В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании

    и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду,

    что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры

    надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с уче

    том того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они разви

    вают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.

         Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия.

    Справедливо замечено, что» школа отводит слишком мало место игре, сразу навязывая ре

    бенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает ор

    ганизационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между

    свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают

    дидактические игры «Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался

    будущий урок».

          В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед

    детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть

    полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в

    духовной мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружаю

    щем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Педа

    гог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

           Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способству

    ет их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные моти

    вационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планиро

    ванию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

          Цель игр, проводимых на уроках – пробудить интерес к познанию, науке, книге, уче

    нию. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действенных средств, спо

    собных вызвать интерес к занятиям. Функции игр:

    -«Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль вы

    полняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов

    и пр.

    -Вторая функция – «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой

    элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приемы используются в ро

    левых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в состав

    лении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.

    - Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, воз

    буждает активность, стремление к  лидерству, от простейших случаев игра переходит к

    олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и

    глубине знаний.

        Названные три функции игры представляют собой ступени от игры – забавы к игре – ув

    лечению познанием. Это   высшая ступень - от игры к творчеству, к научной логике, к опе

    режению школьных программ».

         Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности уча

    щихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того,

    игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

    Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое – воспринима

    ется как развлечение. Игра должна быть посильной, но в тоже время содержать некоторые

    трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

         Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения:

    - дидактическая задача;

    - игровые действия;

    - правила игры;

    - результат.

          Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия.

    Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность.

          Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игро

    вую задачу, которая решается учащимися. Она определяет игровые действия, становится

    задачей самого ребенка.

          Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интерес

    нее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

          в разных играх игровые действия различны и по отношению к играющим. Это, напри

    мер, ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д.

    Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средст

    вами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение

    дидактической задачи.

        Организация и проведение игры:

    Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводится,

    предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание

    школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет

    правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедив

    шись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учи

    тель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение,

    направляет действия играющих

         Перечислим основные правила проведения игры:

    1. Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.

    2. Отличительной особенностью игры является её добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.

    3. Важно соблюдать  соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает

    отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.

    4.Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательнос

    ти к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность  и инициативу детей. Если ответ не верен, следует тактично поправить ученика Не нужно стремиться во что бы то ни стало довести до сознания ребёнка допущенную ошибку, так как это наруша

    ет темп игры и отрицательно действует на играющего.

    5. Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школь

    ники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от

    сознания своей самостоятельности.

    6. Дидактические игры можно проводить как соревнования команд, групп и т. д. В этом случае избираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью отве

    тов, решений и устанавливают порядок, очерёдность ответов. На первых порах роль конт

    ролера учитель берет на себя. В последующих играх учитель следит только за правильнос

    тью действий капитанов. Желательно, чтобы учащиеся по очереди становились капитана

    ми команд.

    7. В каждую команду лучше включать школьников с различной подготовкой. Желательно,

    чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторной игре

    нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.

    8. Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего. Это один из учеников, ко

    торому в процессе игры приходится что-то отгадывать, находить спрятанные предметы, от

    вечать на  вопросы других учащихся и т. п., можно выбирать водящего с помощью счита

    лок.

    9. Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подво

    дятся итоги, объявляются победители. учитель напоминает, какой материал надо повто

    рить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает участие

    весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, само

    оценки. В некоторых играх результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и

    ведущими. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил рабо

    ту первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.

          Игра может проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организо

    вать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактичес

    кая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поиско

    вый характер.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

    Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

    «Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте».

    Проблема исследованиявытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидакт...

    Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

    Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

    Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

    ЦОР – как средство развития познавательного интереса учащихся к русскому языку в начальных классах

    Творческий отчёт: развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка....

    Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

    Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...