ЦОР – как средство развития познавательного интереса учащихся к русскому языку в начальных классах
статья по русскому языку по теме

Слабий Надежда Фёдоровна

Творческий отчёт: развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tv.otchet.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ЦОР – как средство развития познавательного интереса учащихся к русскому языку в начальных классах.

Вступление

Происходящие в стране политические, экономические и социальные преобразования создали ситуацию, связанную с поиском принципиально новых подходов, ведущих к изменению образовательной парадигмы. Время радикальных перемен требует от школы ориентации на развитие социально активной, коммуникабельной личности, проявляющей познавательный интерес к окружающему миру во всем его многообразии.

Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать его внутренние побуждение расширять свой общий и специальный кругозор, в связи с этим у учителя возникает необходимость самостоятельного поиска альтернативных источников информации, позволяющих осмыслить различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побудить ученика к формированию собственной позиции на основе познавательного интереса.

Одним из возможных вариантов решения проблемы является информатизация образования, которая включает в себя компьютерно - развивающее обучение, позволяющее значительно расширить диапазон познавательных возможностей учащихся. Это направление предусмотрено не только в концепции модернизации, но и в Программе развития лицея, в программе информатизации лицея, в которых поставлены задачи по внедрению современных образовательных технологий.

Главная причина школьных бед и неприятностей: неумение заинтересоваться учением. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.  Тот, кому интересно учиться, никогда не страдает от лени и неорганизованности.         

Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить мышление ученика - в этом я вижу свою задачу как учителя.

         Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль. Наблюдая за своими учениками, пришла к выводу, что  учащиеся слабо владеют формами самостоятельной работы с информацией различных источников, у ребят отсутствует желание заглянуть за страницы учебника, на уроках русского языка не проявляется активного отношения к процессу познания.  Общеизвестно, что основной критерий оценки урока учеником выражается словами «интересно» - «неинтересно».  Сделать уроки русского языка яркими, интересными, познавательными, творческими - такую цель я поставила перед собой и для её достижения во-первых, изучила работы педагогов и психологов о познавательном интересе; и во-вторых,  стала осваивать компьютерную технологию.

Проблема интереса, как сложного и очень значимого для человека образования,  очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии. Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно – таково широкое понимание слова интерес, что соответствует буквальному переводу слова « interest » с латинского

Интерес, имеет множество трактовок  в   определениях современных психологов, он рассматривается как:

  • Г.И. Щукина, утверждает, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру».
  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
  • активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).

Я придерживаюсь  совокупности всех мнений изложенных выше: “ интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес..
Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

 Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда фундаментальной основой жизни становится учение

 Поэтому необходимость формирования интереса в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
      Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО интереса рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность, связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание
— в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, — таковы наставления К.Д. Ушинского.

Проблема познавательного интереса достаточно широко освещена и в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. выдающиеся педагоги и методисты: Г.И.Щукина, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Б.Д. Эльконин И ДР.связывают Успехи учебной деятельности с наличием ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО интереса к предмету. “На высоком уровне развития, повторяясь, укрепляясь во многих ситуациях, познавательный интерес играет роль ведущего мотива учения...» — утверждает Ф.К. Савина.
 Для формирования познавательного интереса необходимо сосредоточить внимание на приёмах и средствах обучения.  С этой целью я насыщаю свою деятельность приемами (занимательный и  познавательный материал, сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации) и средствами обучения, пробуждающими непосредственный интерес учащегося.

В науке нет строгой классификации средств развития познавательного интереса учащихся. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя.
      Простые средства 1. Словесные: учебники и другие тексты.

   2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели,

          картины и пр.
 Сложные средства    3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.

                                        4.        Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио.

                                        5.        Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

                                        6.        Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, ИКТ.

Итак, сегодня есть множество разнообразных средств для развития познавательного интереса. Следовательно, появилась новая проблема для учителя – правильный выбор средств обучения. Я считаю наиболее эффективным средством для развития познавательного интереса использование в учебном процессе ЦОР (которые являются ядром ИКТ).

Они дают возможность сделать урок русского языка ярким, наглядным, озвученным – иллюстрации, видеофрагменты, фотографии повышают интерес учащихся. К тому же все вышеперечисленные средства успешно заменяются компьютером (за исключением книги, учебника)

Для реализации  цели, развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и внеклассной работе, на протяжении нескольких лет я применяю ЦОРы

не только профессионально разработанные фирмами в рамках тендеров, но и создаваемые мною в программах ВОРД, МАЙКРОСОФТ, ПЭЙНТ.. 10мин

На уроках русского языка я использую следующие ресурсы:

 Общая классификация электронных изданий и ресурсов.

  • Информационно-справочные источники – обеспечивают мне информационную поддержку к материалам учебника. Это – энциклопедии, справочники, словари. А также в поисковой системе Интернет  нахожу нужный материал и к уроку, и к внеклассному мероприятию. Это и портреты писателей, и картины известных художников, пейзажи, информация из энциклопедий и словарей и т д.
  • Электронные издания и ресурсы общекультурного характера – предназначены для создания культурной среды. Учебные  ЭИР – обеспечивают поддержку и развитие процесса обучения - электронные издания и ресурсы, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предполагают поддержку различных видов учебной деятельности – информационную, практические занятия. Расширяет возможности развития познавательного интереса и самостоятельной работы учащихся.

Я применяю на уроках русского языка ЦОР следующих типов:

  1. Тесты:
  • Проверочные работы в форме теста (например, проверка теоретических знаний)
  • Тесты, направленные на формирование сложного поэтапного действия (например, проверка орфограмм в определенной части слова).
  1. Практикумы:
  • Языковые и речевые практикумы: составление слова из морфем, морфемы из фонем.

             3. Тренажеры

  • Тренажёр по разным видам разбора – фонетического, морфемного и т д

             4. Тексты:

  • Готовые тексты с редактором, позволяющие выбрать главные мысли и из них составить план ответа, переставить местами абзацы, вставлять пропущенные слова (синонимы)

            5. Демонстрации:

  • Анимации
  • Схемы, таблицы и др. материалы.

Каждый ЦОР имеет четкую привязку к тому или иному учебному материалу. Тематика урока помогает мне сориентироваться,  на каком именно этапе необходимо включить тот или иной ресурс.

 (Слайд со схемой) Это может быть на этапе актуализации знаний, где использую кроссворды, ребусы, различные занимательные задания,  логические задачи, которые  повышают интерес к уроку; делают его более ярким запоминающимся и являются логическим мостиком к новой теме.

                 

Примеры (основа, Э, клубок)

изучения новой темы, где с  помощью цифровых образовательных ресурсов учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы.

Например, при изучении темы «Приставка часть слова» можно проиллюстрировать образование новых слов при помощи приставки

     

         Проверку ЗУНов тоже можно сделать интересной и многообразной при помощи компьютерного тестирования, которое даёт возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. В программе 2100 есть электронное приложение к русскому языку, которое помогает отследить изменения в уровне подготовки учащихся в процессе обучения и получить данные о возрастных нормах, связанных с уровнем подготовки уч-ся по основным темам курса русского языка. И представлено это  в виде диаграмм и в баллах.                  

На стадии закрепления материала я составляю свой  ЦОР, например, по теме «Безударная гласная в корне» (2 класс) дети проверяют свои знания самостоятельно.

Средствами ЦОР можно организовать одновременно работу учащихся, обладающих различными способностями и возможностями и осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Пример.

 3 класс  тема  «Правописание парной согласной в корне»

На этапе обобщения и систематизации знаний важно собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания; выйти за пределы уже затронутых проблем. Эту задачу средствами ресурсов можно выполнить наиболее ярко, доходчиво. Ученики тоже участвуют в создании презентации.  

Например, в период обучения грамоте дети рисовали предметы похожие на буквы, в результате родилась такая презентация, в которой дети увидели плоды своего труда в компьютерной обработке.

Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, наблюдения с помощью учителя над выразительными средствами языка рождается интерес к слову.

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Использование ЦОР по развитию письменной речи учащихся даёт  возможность достичь более совершенного уровня.

Картины природы и музыка рождают у ребенка образы, эмоции, чувства, которые стараются передать в своих работах

НастяЯ вечером была на крыше и  увидела то, что, возможно, не повторится: багровые, золотые, пурпурные, лимонные листья деревьев вырисовывались на фоне заката, чаруещего заката, ярко-красного солнца.

Осень бывает разной. Она бывает ранней, это, когда цветут астры на дачной клумбе, когда наступает «бабье лето» и носится паутина, (Полина

Золотая осень! Самый разгар осени, когда «В багрец и золото одетые леса» радуют всех (Миша)

А в позднюю осень «глухая пора листопада», листья шуршат под ногами, небо тусклое и наступают холода. (Диана)» Унылая пора! очей очарованье» «В багрец и золото одетые леса» Это про золотую осень. Начинается листопад из пурпурных, лиловых, лимонных и зеленоватых листьев. (Алина)

Листья желтеют и падают на землю

И птицы улетают в тёплые края

Леса покроются золотом и дремлют

Вот такая осенняя песенка моя (Медведева Ариша.Сочинение)

Выполняя творческие работы по русскому языку мы с детьми готовим презентации из 5-6 сладов, с которыми мои ученики выступают и на родительских собраниях, и перед первоклассниками. Одну из презентаций представляю вашему вниманию.

Я показала, как средствами ЦОР развиваю познавательный интерес         на уроках русского языка.

Но под влиянием познавательного интереса развивается мыслительная активность моих учеников и в чтении книг по  интересующей их проблеме, и в более углублённом изучении предмета, и в участии в разных видах внеклассной работы, идущей в тесном контакте с уроками, и в обращении с вопросами к учителю, родителям, сверстникам в работе со справочной и научно-популярной литературой.

 Дети составляют кроссворды, шарады,  пытаются писать стихи, сочинять сказки. Активно участвуют в лицейских конкурсах, в X международном конкурсе «Русский Медвежонок  - языкознание для всех»  и показали неплохой результат.

        Средствами ЦОР поддерживается  интерес одаренных детей. У нас есть программы для составления мультфильмов, дизайнер интерьеров. Дети берут программы домой, готовят продукт, приносят в класс и демонстрируют одноклассникам

  Итак, использование ЦОР в учебном процессе позволяет:

усилить познавательный интерес, а значит -  повысить качество усвоенного материала.

        Результаты психолого-педагогической диагностики проведённой нами во 2 и 3 классах свидетельствует о том:

  • что  у учащихся повышается качество знаний по русскому языку,
  • растёт уровень умений работать с дополнительной  информацией,
  • повышается учебная мотивация у учащихся,
  • растет познавательная активность на уроке.

Я выстроила диаграмму среднего балла ученицы, имеющей низкую успеваемость по русскому языку, мы видим рост

Заключение

Результаты диагностики свидетельствует о перспективе работы средствами ЦОР для развития познавательного интереса к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка при помощи курса Т.Н. Соколовой "Речь"

В материале рассказывается о необходимости формирования познавательного интереса на уроках русского языка и как помогает курс Т.Н. Соколовой решить эту проблему, какие задачи ставит, какие знания форм...

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей....

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка

Роль игры  в развитии познавательного интереса на уроках  русского языка...

Статья для выступления (доклад) на заседании РМО на тему: «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку»

   Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится п...

Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.

В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....