Педагогический проект Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
проект на тему

Папышкина Ирина Анатольевна

Содержание:

 

 

1.     Введение.

            1.1. Обоснование необходимости проекта……………………………….3

            1.2. Цель, задачи, гипотеза проекта ……………………………………....5

            1.3.  Предмет, объект, методы проекта……………………………….......5

     1.4.  Новизна, теоретическое и практическое значение проекта………..6

 

2. Глава 1. Теоретическое обоснование проекта ………………………..7

 

3. Глава 2. Пути реализации проекта.

2.1. Этапы реализации проекта………………………………………… 13

2.2. Возможные трудности………………………………………………14

2.3. План реализации проекта…………………………………………...15

2.4. Прогноз ожидаемых результатов…………………………………..17

 

4. Заключение ……………………………………………………………18

 

5. Литература  ……………………………………………………………19

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»,

 г.Козельск Калужской области

Педагогический проект

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках окружающего мира

в начальной школе.

                                                                                             Выполнила:

                                                                             учитель начальных классов  

                                                                 Папышкина Ирина Анатольевна

                                               

2013 г.

Содержание:

  1. Введение.
  1. 1.1. Обоснование необходимости проекта……………………………….3
  2. 1.2. Цель, задачи, гипотеза проекта ……………………………………....5
  3. 1.3.  Предмет, объект, методы проекта……………………………….......5

     1.4.  Новизна, теоретическое и практическое значение проекта………..6

2. Глава 1. Теоретическое обоснование проекта ………………………..7

3. Глава 2. Пути реализации проекта.

2.1. Этапы реализации проекта………………………………………… 13

2.2. Возможные трудности………………………………………………14

2.3. План реализации проекта…………………………………………...15

2.4. Прогноз ожидаемых результатов…………………………………..17

4. Заключение ……………………………………………………………18

5. Литература  ……………………………………………………………19

6. Приложение ……………………………………………………………20

Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем 
сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.
Если мы делаем это эффективно и необычно – значит,
нас по праву можно назвать творческими людьми.

Джеймс Алан Гарднер

1. Введение.

1.1. Обоснование необходимости проекта.

Изменения в социально-экономической и духовно-культурной сферах  России ставят перед школой ряд новых педагогических задач. Они продиктованы социальным заказом на личность, способную адаптироваться в сложных общественных преобразованиях. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей свой творческий потенциал и способствующей расширению интересов в различных областях знаний.

Педагогика - наука социальная, её работа направлена на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться  нашими выпускниками школ.

Реформы системы образования, проводимые в настоящее время, направлены на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выявлять возникающие  проблемы и искать пути их  решения, уметь  анализировать получаемые знания и применять их в новых условиях.  

В Концепции модернизации российского образования  поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появления новых знаний,  возникает потребность в новых профессиях, а также в непрерывном повышении своей квалификации.  Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового ФГОС НОО. Некоторые международные исследования показывают, что наши ученики сильно проигрывают сверстникам из других стран в умении использовать школьные знания в жизни. Вот почему новый стандарт  нацеливает систему образования на формирование системы универсальных компетентностей (учебных действий).  Необходимость формирования информационной компетентности младших школьников связана с освоением ими метапредметных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры».

Необходимость такой информационной грамотности способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть значимую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать, писать и считать. Очень  важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Человек,  владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. 

 Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Сегодня начальная школа представляется иначе. Именно она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил.

Высказывание академика А.П. Семенова "Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы", стало определяющим в моей работе. Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.  Овладение компьютерной культурой – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

    Познавательные интересы человека значительно влияют на интенсивность его развития как личности. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Мною был проведен мониторинг уровня развития познавательного интереса учащихся 1 класса на уроках окружающего мира (приложение 1). Были получены следующие результаты:

  • активно-положительное отношение к изучению данного предмета у  54%;
  • положительное отношение у 22 %;
  • безразличное отношение у 24 % обучающихся.

      Полученные результаты (приложение 2) показали, что решение  проблемы развития познавательного интереса при изучении окружающего мира требуют совершенствования активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

        Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учеников, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен полностью, а ученик не только расширил горизонты своих познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из эффективных способов решения этой  задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников познавательного интереса через использование ИКТ.

Ни для кого не секрет, что современные дети очень быстро осваивают работу на компьютере, т.к. во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них, правда, вся их «работа» ограничивается играми. Но ведь этого явно не достаточно. На мой взгляд,  формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием познавательного интереса младшего школьника. Ключом, который является соблюдением  баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

      Отсюда вытекает проблема: противоречие между новыми требованиями общества и семьи к формированию самостоятельной творческой личности и недостаточностью механизмов удовлетворения  этих запросов средствами традиционного обучения. В связи с этим, определилась тема моего педагогического проекта «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе».

1.2. Цель, задачи, гипотеза проекта.

Цель: создание условий и   экспериментальная проверка процесса эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по использованию ИКТ в процессе формирования познавательных интересов младших школьников.

2. Выявить значение ИКТ в формировании познавательного интереса младших школьников.

3. Разработать учебные занятия и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников.

Гипотеза: введение информационных технологий при изучении окружающего мира позволит:

          1. Рационально организовывать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

          2. Использовать различные свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обращаться к принципиально новым познавательным средствам.

1.3. Предмет, объект, методы проекта.

          Предметом исследования являются информационно-коммуникационные технологии на уроке окружающего мира, являющиеся средством развития познавательного интереса у младших школьников.

         Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в 1 классе на уроках окружающего мира и на внеклассных занятиях по этому предмету.     

 Методы проекта:

  • анализ педагогической, психологической, методической литературы по данной проблеме;
  • диагностика (анкетирование, наблюдение, беседа);
  • мониторинг учебного процесса;
  • обработка полученных  результатов;
  • коррекция учебно-воспитательного процесса.

1.4. Новизна, теоретическое и практическое значение проекта.

Новизна проекта: разработка условий применения ИКТ в общеобразовательной  школе, направленных на информатизацию образовательной среды школы и развитие познавательного интереса учащихся младших классов.

 Теоретическое значение:

  1. Изучена психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования.
  2.  Поставлены цели и определены задачи исследования, задано направление  деятельности.
  3. Подобраны и разработаны методики для диагностики начального уровня развития познавательного интереса у младших школьников и выявления динамики дальнейшего его развития.

Практическое значение:

  1. Апробировала  различные приёмы использования ИКТ на уроке окружающего мира в условиях  общеобразовательной школы.
  2. Провела отбор наиболее оптимальных  приёмов обучения средствами ИКТ.

2. Глава 1. Теоретическое обоснование проекта.

  Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого  определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес".

Интерес в  переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогике интерес трактуется как реальная причина действий человека к овладению тем или иным видом деятельности.

Познавательный интерес – одна из важнейших областей общего  интереса. Его предметом является  свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании различные стороны, закономерности, противоречивости. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в настойчивом преодолении трудностей.

В исследованиях ученого-педагога Галины Ивановны Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется" Она указывает, что это интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом.

Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к удовлетворению имеющейся у него "жажды знаний". Этой позиции придерживались такие педагоги и психологи как  Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров.

По мнению ряда авторов, таких как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.

В.А. Сластенин рассматривает познавательный интерес как внутреннюю движущую силу учения, характеризующуюся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию, приносящую удовлетворение.

Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, утверждения собственного мнения.

Итак, мы видим, что познавательный интерес - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация  развития индивидуальных познавательных интересов,  возможностей и способностей ребенка,  нацеленность на открытие новых и интересных знаний,  а также воспроизведение известных для ребенка ценностей.

    Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как  их использование создает возможность доступа к свежей информации, мультипликации, музыке, звуковой речи, «диалогу» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации.

     Применение информационно-коммуникационных технологий в начальных классах не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме урока, а должно носить поисково-творческий характер, умение создавать новый творческий продукт, а возможно и проект. Этим требованиям отвечает  исследовательская деятельность школьников, которая  усиливает творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка.

       Информационные технологии выступают при этом средством:

  • поиска дополнительной информации по различным учебным предметам;
  • способ представления учебной информации, контроля и диагностики;
  • организации деятельности учащихся (индивидуальная и групповая работа на персональном компьютере, с использованием локальных сетей, с применением современных телекоммуникаций);
  • использования технологий, направленных на развитие личности учащегося (работа в парах, работа в группах и др.).

Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить, разнообразить его, сделать более интересным и позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

     Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем постановки разно-уровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать так называемую “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный подарок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.

Изучение предмета «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» предполагает освоение доступных способов изучения природы и общества в открытом информационном пространстве.

     Использование ИКТ на уроках окружающего мира способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал,  что приводит к прочности и быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки к активной речевой деятельности, развивается мышление.

     Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках окружающего мира обучающихся является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном  напряжении). Ребенок становится ищущим, инициативным, настойчивым, трудолюбивым, творческим. Активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.

Применение на уроках окружающего мира компьютерных технологий позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала по предмету и своевременно его скорректировать дальнейшую работу. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. А занятия с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием данных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. 

Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности при изучении предметов естествоведческого цикла:

  1. Принцип равенства позиций.
  2. Принцип доверительности.
  3. Принцип обратной связи.
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Дидактический материал ИКТ, применяемый на уроках окружающего мира, очень разнообразный по содержанию и по форме.  Часто применяются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Из вышесказанного мы видим, что основной целью применения ИКТ на уроках является:

  • развитие мышления;
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого я использую различные методы и приемы:

  1. Метод анализа.
  2. Метод сравнения.
  3. Метод обобщения.
  4. Метод классификации.
  5. Формулировка понятий.
  6. Внутренний план действий.

При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения:

  1. Мультимедийные курсы.
  2. Презентации к урокам.
  3. Логические игры.
  4. Тестовые тренажёры.
  5. Ресурсы Интернета.
  6. Электронные энциклопедии.

Сегодня издательство “Дрофа” предлагает различные виды электронных учебников, а также электронных приложений к учебникам, практически по всем предметам, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов позволяющих изучить новый материал и проверить полученные знания. Эти пособия предназначены для учителей, учащихся, а также их родителей. В качестве рекламы, я могу порекомендовать детские энциклопедии “Кирилл и Мефодий”. В них представлен материал по всем предметам курса начальной школы, особенно много материала природоведческого характера.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт визуализации, наглядности. На уроках окружающего мира очень часто используются аудио-эффекты, позволяющие передать голоса и звуки природы.

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам. В своей работе я очень часто использую ресурсы Интернета - сайт “Умник”: - это сайт для учителей начальных классов. Здесь представлены:

  • материалы по всем предметам;
  • нестандартные и очень оригинальные игры, опыты, которые помогут учителю сделать любой урок развивающим.

С введением ФГОС НОО широкое распространение в школах получил так называемый метод проектов.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Поэтому проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность.

Учащиеся моего класса уже  разрабатывают собственные проекты по предмету «Окружающий мир». Правда, это только первые шаги в проектной деятельности, но с уверенностью могу сказать, что они дают положительные результаты в развитии познавательного интереса младших школьников.

Проекты готовим по темам  с 1 класса, начиная с недолговременных  проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и  общеклассным. Темы проектов  обсуждаются и выбираются ребятами. В 1 классе были разработаны проекты по темам: «Моя малая родина»,  «Мой класс и моя школа»,  «Моя семья»,  «Что такое Красная книга?» и   «Мои домашние питомцы». Защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Компьютеры предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов для подготовки  сообщений, при этом есть замечательная возможность представить работу в виде презентации, т. е. проиллюстрировать сообщением наглядно.

Имея в кабинете интерактивную доску Smart Notebook, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Первоклассники научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Smart  Notebook  позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить  записи.  Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Дети с интересом осваивают большинство инструментов доски. На каждом  уроке мы работаем с интерактивной доской не более 5-10 минут.

При разработке  любого урока с использованием ИКТ обращается особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план обязательно должен включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

 Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности;
  • вносит радость в жизнь ребенка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Анализ проведённых мною уроков и  занятий по окружающему миру показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Глава 2. Пути реализации проекта.

2.1. Этапы реализации проекта.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1

Прогностический этап:

  • изучение теоретических основ применения информационных технологий в образовании;
  • определение объекта и предмета;
  • предварительная диагностика классного коллектива.

I  четверть 2011 – 2012 учебного года

2

Организационный этап:  

  • разработка методики использования информационных технологий на уроках окружающего мира;
  • проведение пробных уроков с использованием информационных технологий;

II четверть

 2011 – 2012 учебного года

3

Практический этап:

  • внедрение информационных технологий на уроках окружающего мира;
  • диагностика классного коллектива.

2011 – 2012 учебный год

4

Обобщающий этап:

  • проведение итоговой диагностики классного коллектива;
  • пропагандирование результатов деятельности в педагогическом коллективе своей школы и педагогических коллективах других школ.
  • разработка методической базы на следующий учебный год.

2011 – 2012 учебный год

2.1. Возможные трудности.

п/п

Возможные трудности

Пути преодоления трудностей

1

Отсутствие навыков работы некоторых учащихся  с компьютером.

1. Соединение учащихся в пары или микрогруппы по наличию навыков работы с компьютером.

2. Использование компьютера учителя (временно) в качестве демонстрационного варианте.

2

 Необходимость изучения большого объема теоретического и практического материала.

Изучение большого объема теоретического и практического материла

2.3. План реализации проекта

Задачи проекта

Подзадачи

Сроки

Результаты

  1. Теоретически обосновать  раз-личные подходы к понятию  познава-тельного интереса, уточнить понятие ИКТ.

1.Используя лите-ратурные источники и интернет-ресурсы сформулировать по-нятие познавательная деятельность.

2.Уточнить понятие ИКТ, средства ИКТ, программные обеспе-чения ИКТ.

сентябрь 2011 – 2012 учебного года

 Обоснование выбора темы проекта.

2. Изучить пе-редовой опыт учи-телей, внедряющих ИКТ.

1.Изучить методичес-кое обеспечение  ИКТ, используемое учителями начальных классов.

2.Познакомиться с методическими за-дачами, которые ре-шают учителя, внед-ряя  ИКТ  в процесс  преподавания окру-жающего мира

3. Изучить методи-ческие приёмы ис-пользования ИКТ на уроках окружающего мира.

I четверть 2011 – 2012 учебного года

 Обоснование выбора темы проекта.

3.Провести анализ методичес-кой базы по внедрению ИКТ в образовательный процесс по окружа-ющему миру.

1.Изучить все ресур-сы ИКТ, имеющиеся в кабинете.

2.Апробировать дан-ные ресурсы.

3.Выявить  приемле-мые и соответствую-щие образователь-ному комплексу в соответствии с ФГОС НОО.

I - II четверть 2011 – 2012 учебного года

Составить алгоритм проведения урока с использованием ИКТ (приложение 3);

календарно-темати-ческое планирование  с учётом программ-много обеспечения ИКТ (приложение 4)

4. Ввести ИКТ в учебный процесс и выявить условия эффективного ис-пользования их на уроках окружаю-щего мира, способ-ствующие разви-тию познаватель-ного интереса  обучающихся.

1.Описать приёмы использования ИКТ на уроке окружаю-щего мира в 1 клас-се, способствующие развитию позна-вательного интереса обучающихся.

2011-2012 уч.г.

1.Описание форм взаимодействия с ИКТ и приёмов использования   ИКТ как средства разви-тия познавательного интереса на уроках окружающего мира. 2. Определение ус-ловий эффективного использования ИКТ для развития позна-вательного интереса (приложение 5)

3.Методические раз-работки  с исполь-зованием ИКТ на уроках окружаю-щего мира и на внеклассных заня-тиях по окружа-ющему миру. (приложение 6 ) 

5.  Организовать и провести педагоги-ческий экспери-мент по проверке гипотезы исследо-вания.

1.Провести анализ компьютерной гра-мотности обучаю-щихся.

2.Провести диагнос-тику развития позна-вательного интереса обучающихся на момент внедрения ИКТ на уроках окружающего мира и на момент окончания исследования.

3.Изучить динамику развития познава-тельного интереса  на уроках окружающего мира.

сентябрь

2011г

ноябрь

 2011 г.

апрель-май

 2012 г.

Результаты экспе-римента оформить  и представить как подтверждение или опровержение гипо-тезы исследования.

2.4. Прогноз ожидаемых результатов

  • Использование ИКТ позволит сочетать новые и традиционные технологии.
  • Использование ИКТ на уроках окружающего мира даст возможность для разнообразия форм работы, деятельности учащихся,  а также позволит активизировать внимание младших школьников, повысит  их познавательный интерес к обучению.  
  • Использование тестовых заданий не только сэкономит время на уроке и расходные материалы, но и даст возможность детям самим оценить свои знания по полученным результатам.
  • Применение ИКТ на уроках окружающего мира позволит учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях, видеороликах, презентациях,  закреплять материал в интересной нестандартной  форме. 
  • Систематичное и активное использование ИКТ на уроках окружающего мира  приведёт к повышению интереса у учащихся, а значит, повысит качество знаний по предмету.

Заключение.

Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках окружающего мира показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовала ИКТ. 

В конце учебного года мною был повторно проведён мониторинг уровня развития познавательного интереса учащихся 1 класса на уроках окружающего мира. В результате  мониторинга  я получила  показатели уровней познавательного интереса, которые были проанализированы на заключительном   этапе проекта. На диаграмме (приложение 7) видно, что значительно выросло  активно-положительное отношение к изучению данного предмета и снизилось безразличное отношение. Это свидетельствует о том, что уровень познавательного интереса к изучению окружающего мира значительно возрос.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках окружающего мира, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  • повысить объём выполняемой на уроке работы;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

К концу первого года обучения под руководством учителя дети создали проекты «Моя малая родина»,  «Мой класс и моя школа»,  «Моя семья»,  «Что такое Красная книга?» и   «Мои домашние питомцы».

Проверочные и контрольные работы по окружающему миру показывают положительную динамику усвоения знаний, общего уровня информированности.

С результатами своего проекта я выступала на педагогическом совете школы, а так же на заседании ШМО. Данный проект был одобрен коллегами.

                Мною намечены перспективы дальнейшей работы:

  • продолжить применение информационно - коммуникационных технологий в своей работе;
  • распространить опыт своей работы среди коллег;
  • продолжить работу над созданием учебно-методической копилки;
  • создание своего сайта в сети Интернет.

Литература:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994 г.

2. Волкова А.И. развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1994 г.

3. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009 г.

4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008 г.

5. Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981 г.

6. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. «Начальное образование» №1 2003.г

7.Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и тематическое планирование для начальной школы. – М.: Просвещение, 2012.

8. Педагогический словарь/под общ. ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю. Коджаспирова.- М.:Издательский центр «Академия», 2000 г.

9. Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников. «Начальная школа». № 4 2006г.

7. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.- С-П.: Издательство «Питер», 2000 г.

8. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2,  2007г

10.  http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html – Приказ Минобрнауки №373 от 09.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

11. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: «Просвещение», 1971 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

«Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира».

Педагогический проект  «Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира» Цель: создание условий для формирования познавательных интересов младши...

Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира

Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии в урочное и внеурочное время:Создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе классаУчащиеся используют различные способ...

Использование технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе

Выступление на заседании ШМО с целью познакомить педагогов с методическими приемами личностно-ориентированной технологии развитие критического мышления...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕТРАДИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений в современном профессиональном образовании. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей. Использ...