Развитие познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Я   слышу , и я забываю.

                                                                                          Я  вижу , и я запоминаю.

                                                                         Я    делаю ,  и я понимаю.   

 

 В данной статье рассматриваются  аспекты современных образовательных технологий  в начальной школе  и особенности организации учебного процесса , связанные с их применением .Раскрыты  теоретические и практические обоснования использования цифровой лаборатории Лабдиск.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ov-9_sektsiya_4golikova.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной самостоятельности  на уроках окружающего мира в начальной школе

         Голикова Е.Ю.

          ГБОУ лицей №410,г. Санкт-Петербург

                                                                                      Я   слышу , и я забываю.

                                                                                          Я  вижу , и я запоминаю.

                                                                         Я    делаю ,  и я понимаю.    

 В данной статье рассматриваются  аспекты современных образовательных технологий  в начальной школе  и особенности организации учебного процесса , связанные с их применением .Раскрыты  теоретические и практические обоснования использования цифровой лаборатории Лабдиск.

В настоящее время все более актуальным в  образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Полагаясь на Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях в дальнейшей жизни. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

    Основным направлением в работе учителя становится использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения: информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, системно-деятельностного подхода. Реализуемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом объем и скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается.  Возникает необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания и традиционной методики преподавания.  Учащиеся  хотят и должны открывать знания самостоятельно , а не получать их в готовом виде. Необходимость внедрения в  педагогическую практику  инновационных технологий весьма актуальна и логически обоснованна темпом и уровнем современной жизни.

    Образовательный процесс имеет сегодня информационную природу, его развитие происходит в единстве с информационным процессом и определяется им. Качественный уровень образования достигается степенью вовлеченности в информационную деятельность. Широкое применение информационных компьютерных технологий в работе  с учащимися существенно улучшает  положительную динамику в  обучении , их качественную составляющую. Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении выполняется единственная задача: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Тема исследования приобретает особую актуальность в контексте оптимизации использования в образовательном процессе начальной школы новых информационных технологий, которые создают индивидуальные условия потребления информации обучающимся.

Одной из инноваций, составляющей современные  образовательные технологии  в начальной школе, является использование цифровой лаборатории Лабдиск. Цифровая лаборатория ЛабДиск  адресована в первую очередь начальной школе. Она предназначена для поддержки современных тенденций усиления исследовательского компонента в естественнонаучном образовании младших школьников. Вся лаборатория умещается на ладони, с ней можно отправиться в лес, на экскурсию, в поход. В рамках научно-исследовательской деятельности, участники проектов сотрудничают друг с другом, как настоящие ученые, создавая новое знание в ходе совместной работы. Участвуя в проекте, школьники из объекта получения знаний переходят в категорию субъекта конструирования собственного знания. Это повышает их мотивацию, знакомит с научным подходом, делает знания личностно значимыми.  Модульная структура позволяет учителю самому решать, как и какие из предлагаемых в проекте материалов использовать. Главная особенность – минимум действий, максимум информации и знаний. Полученные данные в ходе работы с цифровой лабораторией, учитель вместе с учащимися может сопровождать текстовыми комментариями, иллюстрациями, звуковым сопровождением, результаты  можно экспортировать в редакторы Excel и Word.

   Программное обеспечение GlobiWorld цифровой лаборатории Лабдиск предназначено для любознательных юных исследователей – оно имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к семи «научно-тематическим паркам». В каждом из них учащиеся могут ознакомиться с биографиями великих ученых, занимательными научными фактами и подробными анимированными описаниями экспериментов, которые можно провести самостоятельно. В любой момент школьники могут просмотреть результаты ранее проведенных экспериментов  подключив лабораторию к компьютеру. При проведении эксперимента под управлением настольного компьютера показания датчиков можно отображать практически любым способом – на циферблате, в виде столбчатой диаграммы, на цветной шкале, на графике, на цифровом табло, в виде таблицы. Если целью эксперимента является определение параметров окружающей среды в различных точках местности, можно воспользоваться функцией нанесения координат ЛабДиска на карту Google. Двойной щелчок на любой точке траектории перемещения открывает доступ к показаниям датчиков, записанных в тот момент, когда экспериментатор находился в этой точке. Это открывает перспективы для участия в международных школьных проектах: например ученики легко могут нанести на карту места локальных загрязнений и местных погодных условий и разместить эти сведения на общем веб-сайте проекта «Глобальная школьная лаборатория» .

Преимущества использования цифровой лаборатории очевидны: позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах; дает возможность производить удобную обработку результатов; обладает мобильностью, что позволяет проводить исследования в «полевых условиях».

   По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он увидел, услышал  и сделал сам. Поэтому применение цифровой лаборатории в учебном процессе становится незаменимом компонентом для усвоения и получения  новых знаний.  

   При грамотном применении информационно-коммуникативных технологий  существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

   Литература

1. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2000.


2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. Москва, 2006


3. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. «Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин»


4. Окулова Е., психолог ст. «Ребёнок в заэкранье», журнал «Наука и жизнь», № 3, 2005  


5. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org


6. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.-  2010 г.


7. Книга для учителя, ИТОКС,2011г, Санкт-Петербург




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Формирование познавательных УУД на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли э...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....