Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья по теме

Чулкова Елена Александровна

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира

 в начальной школе.

Овладение методами учебно-исследовательской деятельности ученые относят к важным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников. К настоящему времени решением этой проблемы занимаются школы, гимназии, ими разрабатываются концепции, модели, технологии приобщения учащихся к исследовательской деятельности, организовываются научные детские общества, проводятся конкурсы исследовательских работ учащихся.

Дети по своей природе - исследователи. Они любят удивляться. Ещё Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы.

Для того чтобы успешно заниматься исследовательской деятельностью, выполнять длительные исследовательские работы необходимо обучать детей исследовательским приемам и отводить этому специальное время и  отдельные  уроки.

Под специальными исследовательскими знаниями, по мнению  А.И.Савенкова следует понимать знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующие: умение наблюдать; видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; умение классифицировать; делать выводы и умозаключения; умение работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Развитию у детей данных умений способствуют уроки курса окружающий мир, проводимые в форме  лабораторного исследования. (В программе «Перспективная начальная школа» это  – заседания клуба любителей природы «Мы и окружающий мир») Это могут быть  уроки по темам: «Органы чувств», «Свойства воздуха», «Свойства воды», «Для чего выращивают культурные растения», «От чего зависит твой режим дня?», «Почва и её состав», «Тела, вещества, частицы» и т.д.

В ходе лабораторных работ дети учатся  использовать лабораторное оборудование; самостоятельное открывать свойства веществ, закономерностей явлений и т.д.; умение вести записи в ходе работы в разных видах,  формулировать выводы, делать обобщения; умение сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

Приобщение к исследовательской деятельности – лучший способ формирования общеучебных, социальных и личностных компетенций школьника. А исследовательское поведение человека выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.    

Литература:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006г.
  2. Тимофеева В.П. Программа поисково-исследовательского клуба "Почемучек" – http://festival.1september.ru/
  3. Золотухина Г.Ф. Исследовательская работа как средство развития познавательных способностей у детей. -  http://festival.1september.ru/ 
  4. Винокуров А.К. Организация поисково-исследовательской работы младших школьников- http://festival.1september.ru/
  5. Т.Г. Зорина Организация проектно-исследовательской  деятельности младших школьников – ж-л. «Начальное образование» №6/2009



Предварительный просмотр:

Из опыта работы по формированию коммуникативной  компетенции младших школьников

(на примере содержания образовательной области «филология»)

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова... и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка»

 К.Д. Ушинский

Невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовать свои жизненные планы, не умеющим излагать свои мысли и  грамотно писать. 

Ведущее место в формировании коммуникативной компетенции младших школьников отводится урокам обучения грамоте, русского языка и литературного чтения.

Обогащение словарного запаса ребенка, работа над лексическим значением слова помогают в решении данной задачи. Поэтому, начиная с первого класса,  я обращаю внимание школьников на значение слова, даю упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов  (например: Игра «Переводчик» и другие)

Проблема понимания учебного текста —  одна из самых трудных. Дети часто не понимают требования, не умеют осознанно прочитать правило, постоянно требуют пошаговых инструкций к работе. Я стараюсь учить  младших школьников воспринимать речь устную и письменную: адекватно осознавать, выделять главную мысль, вычленять основные факты, определять смысловые части, анализировать текст и др.

Детей необходимо специально учить задавать вопросы, отвечать на них, строить диалогическую речь (обмениваться информацией, учитывать особенности участников, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы и др.).

Большую трудность вызывает у них словесное творчество в рассказывании, поэтому на своих уроках я стараюсь отрабатывать следующие умения:

•    передавать основное содержание текста, пересказывать;

•    строить описание, рассуждение, повествование;

•    сравнивать разные по характеру тексты;

•    восстанавливать нарушенную логику учебных текстов.

Высшим уровнем развития коммуникативных умений является способность ученика к речевому творчеству. Это умения импровизировать, сочинять, анализировать творческие работы. Для того чтобы побудить ребёнка высказаться, поделиться своими впечатлениями, темы для сочинений необходимо давать близкие опыту ребенка и интересные для него.

Существуют такие общие условия   успешного речевого развития ребенка в процессе школьного обучения:

♦   в классе (в школе) должна быть культурная языковая среда.

♦   нужно воспитывать интерес детей к чтению, потому что книга является не только источником знаний, но и образцом правильной речи;

♦  чаще организовывать учебные диалоги: пусть школьники высказы вают свое мнение об изученном объекте, про читанном художественном произведении, просмотренном фильме;

♦   приучать младшего школьника контролировать свою речь, формировать у него умения пользоваться справочной литературой, - словарями, энциклопедиями, и т.д., - так как постепенно дети должны научиться самостоятельно искать ответы на свои вопросы, пользоваться разными информационными источниками, включая и возможности компьютера;

♦   очень полезно для развития речи младших школьников разучивание стихов, участие в театрализованных спектаклях, играх-драматизациях, различных словесных играх.

Литература:

1.Дмитриенко 3. И. «Формирование социокоммуникативной компетенции средствами уроков русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

2.Чуракова, Р. Г. Формируем общие учебные навыки и способы работы с учеником / Р. Г. Чуракова // Методист. -- 2005. -- № 4.—С. 13--16.

3. Е.В. Головко, учитель начальных классов МОУ СОШ № 6 Ленинградского района Краснодарского края.  Работа по развитию речи - один из путей повышения письменной грамотности младших школьников

4. Арефьева Оксана Михайловна, учитель начальных классов.  Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников //http://festival.1september.ru/

5. Виноградова Н. «О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования»//ж-л «Начальное образование» №2/2008

6. Е.В.Головко «Работа по развитию речи – один из путей повышения письменной грамотности младших школьников»// ж.-л. «Начальное образование» №4/2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира

Данный материал раскрывает суть исследовательской работы на уроках окружающего мира в начальной школе....

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Выступление с темой "Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира" на августовской конференции....