Формирование познавательных УУД на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
методическая разработка по окружающему миру на тему

Соловьева Елена Николаевна

Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2  г. Тайшета

Мастер-класс

Соловьева Елена Николаевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

г. Тайшет

2015г

 «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

Л. Н. Толстой

Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

 1) личностные;

2) регулятивные;

3) коммуникативные действия;

4) познавательные.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. 

Считаю, что наиболее благоприятные условия для формирования познавательных УУД возможно создать на уроке «Окружающего мира»,  основной целью изучения которого формирование  практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; ведь уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Игры, логические и творческие задачи в начальной школе обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования логических универсальных учебных действий. УМК «Школа России» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.

Система заданий, использованная на уроках, включает в себя следующие виды:

  • Загадки.
  • «Философские задачи».
  • Чтение дополнительных текстов.
  • Практические методы (опыты).
  • Дидактическая игра.
  • Проблемное обучение.
  • Творческие задания.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Каждый  урок    я  планирую,  прописывая  методы  и  пути  формирования  УУД  на  всех  этапах.

Например, урок «Окружающего мира» в 3 классе по теме «Растениеводство»

Задачи урока:

образовательные: знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства;  умения сравнивать культурные  растения и описывать их по плану; объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются.

развивающие: развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения; умения находить общие и отличительные свойства растений ; работать в парах, группах, анализировать, обобщать полученные знания.        

воспитательные: воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к продуктам растениеводства

оборудование: гербарий, презентация, листы самооценки, тесты, мини проекты.  

При объявлении темы и целей урока задача учителя состоит в том, чтобы  подвести  детей  к  самостоятельной  постановке  задач,  при  этом  учащиеся должны чѐтко понимать границы своих знаний и незнаний. На этом этапе  я использовала загадку, подходящую по теме: Дышит, растет, а ходить не умеет. (растение) Дети назвали знакомые им признаки жизни растений: они дышат, растут, питаются, развиваются, размножаются и умирают. На этом же этапе детьми была проведена классификация растений по группам, что позволило им вспомнить виды и группы растений, выявить, что они знают и что предстоит узнать и составить план работы, который выглядел следующим образом:

1.Что такое растениеводство?

2.Для чего люди занимаются растениеводством?

3.На какие группы делят культурные растения?

4.Профессии людей в растениеводстве.

5. Взаимопроверка.

Эта работа направлена на формирование следующих познавательных умений:

  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существен​ных, несущественных) Самостоятельно классифицировать объекты
  • Строить логические цепи рассуждений
  • Доказывать
  • Выбирать основания и критерии для сравнения

Самостоятельная работа по учебнику и в тетради обучает самостоятельно находить  решение данного задания, вопроса, проблемы и определять успешность его выполнения. Так на данном уроке детям было предложено найти определение растениеводству и записать его в тетрадь.

Эта работа направлена на формирование следующих познавательных умений:

  • Понимать цель чтения и осмысливание прочитанного
  • Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов
  • Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информацию
  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • Структурировать знания

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Дети, работая группами:

  • решают, составляют задачи,
  • ищут наиболее рациональный способ решения;
  • составляют план произведения, инсценируют;
  • готовят коллективный пересказ,
  • пишут продолжение рассказа;
  • разгадывают кроссворды, головоломки.

На данном уроке детям была предложена работа с гербарным материалом. Задание: рассмотрите предложенные образцы. Составьте описание растений по плану. Занесите в таблицу.

1 группа: зерновые культуры

2 группа: прядильные культуры

3 группа: кормовые культуры

Выступления по группам  (после выступления высвечивался слайд с заполненной таблицей)

Эта работа направлена на формирование следующих познавательных умений:

  • Проводить синтез (ребенок составляет целое из частей, в т. ч. самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты)
  • Самостоятельно классифицирует объекты
  • Подводит под понятие, выводит следствие
  • Самостоятельно формулирует проблемы
  • Самостоятельно создает способы решения проблем творческого и поискового характера

Часто  дети  получают  задания подготовить сообщение о каком-либо растении, животном, предмете, явлении,  используя дополнительный материал книг УМК «Школа России»: Атлас-определитель  для  начальной  школы «От земли до  неба»,  «Зеленые  страницы»  «Великан  на  поляне  или  Первые  уроки  экологической  этики»,  другой  художественной,  научной  литературы,  справочников,  энциклопедий, источников Интернета.  До проведения  данного урока  обучающимся по желанию было предложено приготовить сообщения  о льне и гречихе (нужно отметить, что вызвались обучающиеся 7 вида).

Такая работа позволяет формировать следующие познавательные УУД:

  • Применение методов информационного поиска, в т. ч. с помощью компьютерных средств
  • Обработка полученной информации
  • Исследование, поиск, отбор и структурирование  необходимой  информации,  моделирование  изучаемого  содержания.
  • Свободно ориентироваться в текстах художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, воспринимать их
  • Структурировать знания
  • Выбирать вид чтения в зависимости от цели

Мини проекты и проекты представляют собой творческую  работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации педагога. На данном уроке детям был предложено создать страницу о

1 группа:  Зерновые культуры,

2 группа: Прядильные культуры,

3 группа: Кормовые культуры

Обучающимся был выдан одинаковый набор карточек. Их задача была выбрать нужный материал, оформить страницу и защитить проект. У детей получились такие проекты….. ПОКАЗАТЬ

Такая работа помогает формированию следующих познавательных УУД:

  • Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
  • Работать над описанием проекта, создавать презентаций, краткие выступления, тезисы, статьи в СМИ.

Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить о качестве усвоения. Главное достоинство тестовой проверки в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности. Недостатки: если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет. К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.

На  данном уроке детям был предложен следующий тест с последующей взаимопроверкой: ПОКАЗАТЬ НА СЛАЙДЕ.

Такая работа позволяет формировать следующие познавательные УУД:

  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • Структурирует знания
  • Умеет выявить общие законы, определяющие данную предметную область
  • Оценивают работу товарища

Хочу добавить, что данный урок был уроком-рефлексией, где дети на каждом этапе оценивали свою работу и заносили результат в маршрутный лист.

Заключение 

При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

Результатом своей работы считаю следующие показатели:

умение работать по плану

умение сравнивать и группировать предметы

умение получать информацию из рисунков, схем, таблиц

умение излагать полученную информацию

1 класс

19

5

10

-

5

2 класс

14

10

10

10

9

3 класс

13

13

13

12

10

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных компетентностей на уроках окружающего мира

Упражнения в формировании познавательных компетентностей на уроках окружающего миоа в 1 классе...

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира

В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие л...

Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира

Задания, способствующие формированию  познавательных УУД на уроках окружающего мира...

Выступление на МО "Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира"

Выступление на МО "Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира"...

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира

Формированиепознавательных УУД на уроках окружающего мира...

Выступления на заседаниях ШМО. «Формирование познавательного интереса на уроках Окружающего мира»

       В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьни...