Выступления на заседаниях ШМО. «Формирование познавательного интереса на уроках Окружающего мира»
материал

ПУШКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

         В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shmo.docx78.29 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Вараксинская основная школа


                    Выступление на педагогическом совете;

«Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира».

                                                                                                           Выступление подготовила

Пушкова Галина Алексеевна,

высшая квалификационная категория

                          Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира

       

                                                                                                 Содержание

Введение  __________________________________________________3

1. Понятие познавательного интереса и его характеристика_________5

2. Методы, приемы и формы развития познавательного интереса

на  уроках окружающего мира_______________________________ 9

Заключение_________________________________________________20

Список литературы__________________________________________ 22

Приложения________________________________________________ 23

Введение

         В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.

          Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы его функцию все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.

          Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. А это значит, что учитель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества. Задача ученика в данном аспекте - приобретать знания и, путем самовоспитания, совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности

      Формирование познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

           Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность  к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду  познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включены в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, её  направленность.

            Таким образом, проблема определяется необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного феномена. Актуальным остается поиск оптимальных условий формирования и развития познавательной активности учащихся начальных классов, что стало основной целью исследования - выявить педагогические приемы формирования познавательной активности младшего школьника на уроках окружающего    мира

         

1. Понятие познавательного интереса и его характеристика

             Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является  присущим человеку от рождения.

           Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

         Анализ психолого- педагогической литературы и практической деятельности позволяет выявить основные показатели сформированности у детей познавательного интереса:

  • определенный фонд ЗУНов, их качество и степень их обобщенности;
  • уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития познавательного интереса: внимания, памяти, воображения;
  • уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных  действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция,  классификация, конкретизация…)

          В условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной деятельности по-прежнему актуальна для современной школы. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и исследовательских умений учащихся  выделяем  следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:
       Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером. 
         Думать
 - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.  

             Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности. 
            Сотрудничать 
- уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности. 
            Приниматься за дело
 - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат.

           Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

              При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован. Формирование познавательных интересов и активности личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

        Среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей начальных классов в условиях развивающего обучения можно выделить:

  1. Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.
  2. Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.
  3. Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы.
  4. Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью.
  5. Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.
  6. Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.

      Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:

  • репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
  • поисково-исполнительная активность; это более высокий  уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
  • творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

     Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

2. Методы, приемы и формы развития познавательного интереса  на  уроках окружающего мира

           Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого самостоятельно.

           Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться? 
Появление новых учебников, основанных на идее личностно ориентированного обучения, заставило учителей переосмыслить свою работу на уроках.  Проблемная технология  обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю отводится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соучастниками своего обучения.

    Однако, увлекаясь новыми технологиями, учителя по непонятной причине перестали  использовать огромный опыт, накопленный талантливыми  отечественными методистами, овладение которым  отличает настоящего учителя от ремесленника. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения, сделать содержание своего предмета богатым, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Как развивать познавательный интерес у конкретного Вани или Пети, которые не хотят учиться вообще? Как построить работу на уроке с Леной, которой в жизни ничего (как она утверждает) кроме математики не надо?

   Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

       В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов  школьников в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета.

   Своеобразие работы учителя начальных классов состоит в том, что ему необходимо быть специалистом в области разноплановых наук – математики, филологии, естествознания и др. Это довольно сложно, и, поскольку вопрос о предметном преподавании в начальной школе  пока не ставится, современный учитель должен творчески подходить к преподаванию предметов.

   В наши дни  проблема взаимоотношений между человеком и окружающей природой приобрела глобальный характер. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном существовании с природой. Поэтому, затронем формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира, который  интегрирует научные понятия биологии, географии, астрономии, экологии, физики.

   Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир  природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие  линии развития личности ученика. Современные школьники отличаются  большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, не систематизированы и раздроблены. Перед педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить  усвоение необходимых знаний.

   Для развития учебно-познавательного интереса существует множество различных приемов и методов. В свое время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт от него дверью класса. Ребенок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в школьном процессе.

     Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание и память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление.

    Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке.

   Учителя начальных классов чаще всего используют такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, информацию из Книги рекордов Гинесса или из рубрики «Знаете ли вы?».

   Например, по теме «Вода в природе можно предложить следующую любопытную информацию:

  1. Самая крупная дождевая капля составила 9.4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
  2. Самый продолжительный дождь шёл в Индии 12 месяцев – с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
  3. Самая крупная градина весом в 1 кг  была отмечена в Бангладеш 14 апреля 1986 г.  тогда от града погибло 92 человека.

      Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает

прослушивание или разбор «подслушанных» в природе разговоров между растениями, птицами и зверями. Например, на уроке по теме «Зима в природе»:

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь  животных с приходом зимы?

Вот какой разговор удалось подслушать между синицей и белочкой.

                                        Синица и белка.

 - Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?

 -  Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь нос высунуть.

 - А чем же ты кормишься?

 - А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы и отсижусь!

      - Как зимует белочка?  Почему она не впадает в спячку?

 

                                   Сорока и медведь.  

 - Эй, медведь, спишь, что ли?

 - Хр-р-р!.. Уснешь тут... Чего тебе, стрекотуха?

 - Да вот не пойму я, почему тебя медведем зовут? Ну, заяц беляк, птица глухарь – это понятно. А вот медведь... Ну что такое медведь?

 - О-хо-хо! Бестолковая ты птица. «Медведь» - значит «мед ведающий». Знаю, где мед в лесу спрятан, потому и медведь.  Понятно? Вот окаянная птица, покоя от нее нет. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево растет, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я, медведь ведаю. И будто бы... Хр-р-р, хр-р-р!

  - Почему медведь зимой спит?

  - Какие еще звери впадают в спячку?

                                    Заяц и снегирь.

 -  Заяц белый, куда бегал?

 -  На деревню.

 -  Для чего?

 -  Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти.

 -  И удачно?

 -  Как бы ни так! Сено  в сараях, зелень под снегом, а в огороде собаки злющие!

 -  А теперь ты куда?

 -  Осинку глодать.

 -  Да она, поди, горькая.

 - Сладкая! Вчера не поел, сегодня не ел – куда как сладкой осинкой покажется.

  - Чем питается заяц зимой?

           Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие – запасают корм, какие – ведут активный образ жизни.

           Есть хорошее слово «почему». С него начинается всякое открытие. Люди знают уже очень много, но все новые «почему» встают перед ними, никогда не настанет время, когда человек скажет: «Хватит, я больше ничего не хочу знать». Ученик пока ничего не открывает. Ему надо узнать, что открыто до него. И тут на его пути появляются многочисленные «почему?». Важно чтобы не только любознательный, размышляющий ученик, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься. Многие из явлений, с которыми детям приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме. Не страшно, если на некоторые вопросы дает ответ учитель, поясняет, что непонятно. Любознательность будет удовлетворена, ответы запомнятся надолго и послужат стимулом для приобретения более глубоких знаний. Поэтому,  в формировании учебно-познавательного интереса велика  роль    познавательных заданий и вопросов.  Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факторами, умеет ли он думать. Например, можно предложить детям такие вопросы:

  1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?
  2. Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
  3. Есть дерево, у которого  не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
  4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
  5. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина?

          Тысячу раз сказано: «ученье – труд, и его нельзя превращать в игру». Но нельзя поставить стену между трудом и игрой. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки (Приложение 1).

 

           Большой учебный и воспитательный потенциал несет в себе и метод проектов. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности. Он реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка; формирует активное отношение ребенка к окружающему миру (Приложение 2).  

           Проект – вид деятельности, который предполагает проведение исследовательской  и поисковой работы, представление общественности готового продукта и защиту его в той или иной форме.  Реализация проекта связана с пятью  «П»:

  • проблема;
  • проектирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация.

            Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха.  Для учителя начальных классов  важно сохранить положительный эмоциональный  настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему формированию познавательного интереса к окружающему миру, развитию творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы учителя с учащимися  в данном аспекте  является сочинение  сказок. Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине, в том числе и по окружающему миру (Приложение 3). Методика сочинения сказок включает  несколько этапов:

  • обсуждение с младшими школьниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В.Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных  особенностях клюва птиц) и др.;
  • придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета;
  • сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
  • сочинение детьми собственных сказок;
  • красочное оформление своих произведений;
  • организация выставки лучших работ.

 

            Существуют и другие приемы формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира. Перечислим некоторые из них, которые особенно любимы детьми.

    «Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать,  как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.

   «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

   «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

    «Реставрация». Учащиеся получают или рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить пробелы. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

     «Случайность». Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Это игры, в которых выбор вопроса или объекта определяет жребий. Существует много таких  игр. В качестве жребия используют кубик, волчок, мишень, билетики с номерами, названиями.

    «Вопрос к тексту». Перед изучением текста классу дается задание: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать учащимся задание составить вопросы, на которые они с легкостью ответят сами, либо задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки  на следующем уроке. Таким образом, учитель опосредованно выявляет уровень усвоения материала и получает список вопросов для проведения опроса на следующем уроке.

    Фактологический диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. На партах остаются только листки и ручки. Вопросы задаются быстро, и ответ требуется очень быстрый, из двух-трех слов.

    Щадящий опрос. Учитель проводит фронтальный опрос, но ответы не выслушивает. Ученики отвечают друг другу в паре или группе. Затем учитель сам отвечает на заданный вопрос, и ученики сравнивают ответы товарищей с ответом учителя. Такой опрос целесообразно проводить перед обобщением  или проверочной работой, но можно и на любом уроке.  После щадящего опроса можно дать небольшую работу на оценку.

        В методической литературе последних лет вопрос о роли и функциях домашних заданий рассматривается по-разному.  Одни методисты считают, что они приносят «вред физический и моральный», поэтому их надо отменить. Но, вариативность домашних заданий велика, каждое домашнее задание имеет содержательную сторону, преследует определенную дидактическую цель, в том числе, и развитие познавательной активности.

        В  зависимости от дидактического назначения можно выделить следующие виды домашних заданий:

  1. Домашние задания, направленные на закрепление знаний и умений. К ним относятся: сбор дополнительного материала из других источников, а не только из учебника. Посадить семена гороха, сравнить всходы и рост, в зависимости от освещенности. Сделать вывод о значении света в жизни растений.
  2. Домашние задания, направленные на систематизацию изученного материала. Для выполнения заданий этого вида обучающиеся должны уметь выделять последовательность событий, классифицировать фактические данные. Например, подсчитать результаты наблюдений за погодой и составить характеристику осенней погоды.
  3. Домашние задания на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, сравнение, классификация, обобщение. Примеры таких заданий: «Сравнить причины раннего цветения растений в степи и в лесу», «Приготовь рассказ о лесе вашей местности. Подумай, о каких объектах природы ты будешь писать, в каком порядке», «Выдели существенные признаки животных-хищников» и др.
  4. Домашние задания на применение знаний. К этой группе можно отнести задания по подготовке опытов, проведению домашних экспериментов, практической работы, изготовление наглядных пособий (например, гербария, экологических знаков), написания рефератов, докладов и др. Примеры таких заданий: «Измерь с помощью термометра температуру воздуха в своей комнате – у окна, у батареи».
  5. Домашние задания, направленные на подготовку к восприятию материала следующего урока. Это так называемые «опережающие задания». Например: «Узнай, какие полезные  ископаемые  добываются в нашей местности. Где их используют?».
  6. Особую группу составляют задания творческого характера, для выполнения которых недостаточно знаний, усвоенных на уроке. Необходимо самостоятельно «шагнуть» из незнания в знание. При этом ученик должен решить проблемную задачу. Выполнение этих заданий требует от учащихся установления разнообразных связей в окружающем мире, глубокой мыслительной работы по анализу фактического материала. Это такие задания, как написание собственной сказки, рассказа, истории; представление себя в роли учителя и выбор оптимальных, со своей точки зрения, вариантов объяснения того или иного природного явления.

                Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему обучения.  

Заключение

        Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной деятельности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Формирование познавательного интереса школьников представляет собой целенаправленный процесс, предусматривающий поиск путей и способов его организации через включение школьников в поисково-информационное, рефлексивно-корректировочное и творческое направления учебной деятельности, что способствует качественным изменениям внутриличностной сформированности данного интереса школьников и осознанности их профессионально-личностного самоопределения

               В основу формирования познавательного интереса на уроках окружающего мира включены три аспекта концепции развития познавательного интереса Г.И. Щукиной:

  1. привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  2. возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  3. включение обучающихся в интересную для них форму работы.

     Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

            Реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам:

  • у детей развивается умение работать с информацией;
  • формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
  • повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету.

           Таким образом, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.

 

 

Список  литературы

В.А. Алексеев 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: «Академия развития», 1998.

Т.Н.Бондаренко, И.В. Ткаченко Загадки природы и человека - Ярославль: «Академия развития», 2008.

Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» - М.: «ВАКО», 2008.

Г.В. Буковская Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина Изучаем «Окружающий мир» с увлечением – М.: 5 за знания, 2009. – 224с.

В.Н. Кузнецов Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии: пособие для учителя – М.: Дрофа, 2002.

Н.В. Лободина Экологическое воспитание в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2007. – 266 с.

О.В. Мариничева, Н.В. Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать - Ярославль: «Академия развития», 2002.

Л.П. Молодова Методика работы с детьми по экологическому воспитанию -Минск: «Современная школа», 2005.

И.Г. Норенко Экологическое воспитание в школе  –  Волгоград: Учитель, 2007.

Л.М. Потапова Детям о природе - Ярославль: «Академия развития», 1998.

                                                                                                         

   Приложение 1.

                                  ИГРОТЕКА «В МИРЕ ПРИРОДЫ»

  Игра  «Что где растет?»

     Цель. Закрепить знания детей о цветах, ягодах, злаках; умение правильно соотносить предметы по типу: луг – цветы, лес – ягоды, поле – злаки.

     Материал. Карточки с изображением цветов, ягод, злаков, луга, леса, поля.

     Ход игры.  В игре участвуют 2-3 ученика. Ведущий показывает карточки с изображением леса, луга, поля, а дети подбирают к ним подходящие карточки.

   Игра «Что, где, когда?»

      Цель. Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить ответ.

      Материал.  Двадцать карточек с заданиями-вопросами, песочные часы, юла со стрелкой, призы.

      Правила. Сообща и быстро искать ответ на вопрос. Дети, которые не ответили  на вопросы, выбывают из игры.

      Ход игры. Группа знатоков составляется из  семи детей, правильнее и быстрее других выполнивших предыдущие игровые задания, загадки.

      Карточки с заданиями выложены по кругу в середине стола, в центре – юла со стрелкой. За столом располагается команда знатоков. Остальные дети – зрители-болельщики; если знатоки затрудняются, то они могут помочь им. Взрослый выступает в роли ведущего. На решение задачи отводится одна минута. Сигнал к началу размышлений дается на металлофоне. Знатоков, не ответивших на вопрос, сменят другая команда (дети, которые правильно выполнят второе игровое задание «Подберите слова»). За каждый правильный ответ знатоки получают приз.

Подберите слова.

Карточки варианта 1:

1. Лес может быть густым, а может быть и ... (редким).

2. Волк – зверь большой, а еж - ... (маленький).

3. Лось могучий, т.е. ... (крупный, огромный).

4. Цветы сирени ароматные, т.е. ... (душистые, пахучие).

5. Весна бывает ранняя, а бывает ... (поздняя).

6. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины .. (горькие).

7. Январь год начинает, а декабрь ... (кончает).

8. Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т.е. (вьюга, пурга).

Карточки варианта 2:

1. Зачем белке длинный и пушистый хвост?

2. Кто на снегу какой след оставил?

3. Что за гриб?

4. Каких перелетных птиц вы знаете?

5. А каких птиц называют «зимними гостями»?

6. Какие птицы прилетели к кормушке?

7. Как называется гнездо белки? Как оно устроено?

8. Чем деревья от кустарников отличаются?

9. Почему зимой гибнет много лесных животных?

10. Почему о зайце говорят «сам себя обогнал»?

11. Как отличить шмеля от пчелы?

12. Каких лягушек вы знаете?

13. Что случится с пчелкой после того, как она ужалит?

14. Куда осенью исчезают бабочки?

15. Назовите домашних птиц, которые умеют плавать?

16. Кого называют санитарами леса?

17. Назовите детенышей этих зверей.

18. Назовите зимующих птиц.

19. Назовите животных, зимующих рядом с человеком.

    Игра «Знатоки природы»

        Цель. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

        Материал. Картины «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», «Времена года».

        Правила игры. 1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.

        2. Тот, кто знает ответ, должен поднять руку.

        3. Если кто-то не ответил  на вопрос, ход переходит к следующему участнику.

        4. Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.

   

Загадки для отборочного тура:

  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)
  2. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.  (Овца)
  3. Зимой спит - летом ульи ворошит.  ( Медведь)
  4. Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живет  в норке,

          Любит корки.   (Мышь)

     5.   Хвост пушистый, мех золотистый,

           В лесу живет, в деревне кур крадет.  (Лиса)

     6.  Снег на полях, лед на реках,

          Вьюга гуляет, когда это бывает?  (Зимой)

     7.  На потолке, в уголке висит сито,

          Не руками свито.  (Паутина)

     8.  Вьется веревка, на конце головка.  (Змея)

     9.  Тает снежок, ожил лужок,

          День прибывает, когда это бывает?  (Весной)

   10.  У стеклянных берегов не бывает рыбаков.  (Аквариум)

  Первый тур    

- Начинаем первый тур. Прошу вас быть внимательными, находчивыми.

  Внимание!

  1. У какого животного есть иголки?   (У ежа, ехидны)
  2. Кто в лесу всю зиму спит?  ( Медведь, барсук, еж)
  3. В какое время года на деревьях распускаются листочки?  
  4. Лев – дикое или домашнее животное?
  5. Когда собирают урожай с полей и огородов?
  6. У какого домашнего животного есть рога и копыта?  (У быка, коровы,    козы, козла, барана, яка)
  7. Какое животное можно назвать длинноухим?  (Зайца, осла)
  8. Какого цвета листья на деревьях осенью?
  9. Чем выделяется береза среди других деревьев?  (Цветом ствола)

 

   Второй тур

  На доске расставлены картины, изображающие домашних животных, птиц, их детенышей, времена года и др.  Предлагаются вопросы.

  1. Покажи и назови диких животных.
  2. Покажи и назови домашних животных.
  3. Как называются птенцы этих птиц?
  4. Найди каждой маме своего детеныша и назови их.
  5. По картинке определить время года.
  6. Найдите картинку, на которой изображены дети, оказывающие помощь растениям и животным.
  7. Найдите на картинках животных и птиц, живущих рядом с человеком. Назовите их.
  8. Найдите на картинках животных, которые живут в лесу, назовите их.

Игра со зрителями

- Приз получит тот, кто ответит: «Под каким кустом во время дождя сидит заяц?»

Третий тур

  1. Каких птиц, зимующих у нас, вы знаете?
  2. У какого дерева иголки, как у ежа? (У сосны)
  3. Придумай кличку собаке
  4. Как заяц готовится к зиме?
  5. Где живет белка?
  6. Какое дерево зимой и летом остается зеленым?
  7. Назовите овощи
  8. Как называется домик для птиц, сделанный человеком?
  9. Что можно дать птицам на обед?

      Игра со зрителями

     - Приз достанется тому, кто ответит на вопрос: «Дерево выше куста, а что ниже дерева?»

    Финальная игра

   Приглашаются участники, выигравшие в предыдущих турах. На столе лежат картинки, с их помощью дети должны отгадать загадки.

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

     Иголок много, а нитки ни одной.

  1. Хожу в пушистой шубе,

     Живу в густом лесу,

     В дупле на старом дубе

     Орешки я грызу.

  1. Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей и питается листьями с деревьев.
  2. Мордочка усатая,

     Шубка полосатая,

     Часто умывается,

     А с водой не знается.

  1. Посмотри-ка, какая:

     Вся горит, как золотая.

     Ходит в шубке дорогой,

     Хвост пушистый и большой.

  1. Заплелись густые травы,

     Закудрявились луга.

     Да и сам я весь кудрявый,

     Даже завитком рога.

  1. Кто в лесу зимой холодной

     Ходит очень злой, голодный?        

Игра со зрителями

     -   Этот приз достанется тому, кто ответит на трудный вопрос: когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта).

   Суперигра

Приглашается участник игры – победитель. Финалисту даются на выбор два задания:

1. Спеть песню.

2. Прочитать любое стихотворение.

Если задание выполнено правильно и хорошо, победителю вручают приз – маленькая книжка.

Экологическая викторина

     Цель. Расширить и пополнить знания детей о природе и заботе о ней.

Материал. Конверты с вопросами, фишки, волчок, грамзапись «Голоса птиц».

Ход. Дети разделены на две команды: «Елочка», «Белочка», «Грибок». Перед каждой командой расположены ступеньки. За каждый правильный ответ на ступеньки выставляются игрушки (или выдаются фишки). Выигрывает та команда, у которой будет больше игрушек на ступеньках. Выбирается жюри. Викторину проводит ведущий.

Ведущий.   Внимание! Начинаем нашу игру-викторину!

Ведущий обращает внимание детей, жюри и гостей на специальный столик, на котором расположен волчок со стрелкой. Представители команд по очереди должны крутить волчок, стрелка которого укажет на конверт с вопросом.

Вопросы:

  1. Каким должно быть сердце настоящего друга?
  2. Прочитать стихотворение о дружбе человека и
    природы.
  3. Расскажите о своих добрых поступках по отношению к природе.
  4. Отгадайте загадку:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни руки и  тысячи ладошек.

(Лес)

5.        Прослушивание пластинки «Голоса птиц». Предложите детям представить, что они находятся в лесу.
 -   Почему люди любят ходить в лес?

  -   Как надо правильно вести себя в лесу? Как вы умеете заботиться о

лесе?

-   Какие слова Пришвина должен помнить каждый человек? («Зверю — лес, поле и степи; рыбе — вода, птице — воздух, а человеку нужна родина. Охранять природу — значит охранять Родину».)

  1. Расскажите о своих питомцах.
  2. Отгадайте загадку:

Мы — лесные жители, Мудрые строители. Из хвоинок всей артелью Строим дом себе под елью. (Муравьи)

-  Как зимуют муравьи?

  1. Докажите, что растение живое. Умирают ли на зиму все растения?
  2. Какие птицы остаются зимовать в наших краях и чем они питаются?

Ведущий.    На все вопросы вы ответили. Теперь мне хочется вам пожелать,    чтобы вы смотрели на природу так, как смотрит друг, — глазами доброго человека.

     Не забывайте эти заповеди:

  • Никогда не лазайте на деревья, они живые!
  • Не разоряйте гнезд!
  • Не забывайте счищать снег с кормушек, подсыпать корм, но так, чтобы не спугнуть птичек.
  • Не вредите никаким животным! Не лишайте землю красоты!

Мне хочется, чтобы эти слова остались в сердце каждого из вас.

Жюри подводит итоги, награждает команды.

Викторина «Знаешь ли ты?»

1. Почему комнатные растения нужно поливать не холодной, а теплой водой?

(Холодная вода очень медленно проникает в растение. Оно не получает вовремя нужных питательных веществ. Застоявшая в горшке с растением холодная вода, может закиснуть, и растение погибнет.)

2. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?

(Когда светит солнце, капельки воды, оставшиеся после поливки на стеблях растений, собирают его лучи, как маленькие увеличительные стекла, и растение может получить ожоги.)

3. Почему куры, индейки и некоторые другие зерноядные птицы глотают мелкие камешки?

(Камешки, которые глотает курица, помогают ей лучше переварить зерна. У птиц есть особый орган – мышечный желудок с толстыми стенками и мощными мускулами. При сокращении желудка зерна трутся о камешки и измельчаются. Желудок с камешками заменяет курице зубы.)

4. Зачем куры перед дождем перебирают перья?

(Предчувствуя дождь, куры смазывают свои перья жиром из копчиковой железы.)

5. Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

(Летучая мышь.)

6. Какие звери летают?

(Летучие мыши, Расстояние в несколько десятков метров пролетает летяга – белка с кожистыми перепонками между лапками.)

7.Про каких животных можно сказать, что они вылезают вон?

(Змеи при линьке вылезают из старой кожи, протискиваясь между камнями, корнями деревьев. К моменту линьки у них успевает образоваться молодая блестящая кожица.)

8. Одинаковые ли зрачки у кошки днем и ночью?

(Нет.  Днем, при солнечном свете, зрачки – узкие, к ночи сильно расширяются.)

9.Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Птенцы кукушки.)

10.  Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге?  (Нет.)

11.  Почему ласточки перед дождем низко летают?

 (Они летают за насекомыми, которых холодный воздух прибивает к земле.)

12. Какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? (Мышь-малютка.)

13. Почему распространенное сорное растение называют пастушьей сумкой?

(Плоды пастушьей сумки похожи на сумки, которые носили в старину пастухи.  Отсюда и название растения.)

14. Почему кустарник дикой розы называют шиповником?

(Кустарник получил такое название за шипы, которыми густо усыпаны его ветки.)

Удивительный мир природы (путешествие-игра)

Цели: развивать мышление и сообразительность; формировать умение наблюдать и помогать животным и растениям; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: выставка рисунков на экологическую тему, поделок из природного материала; конверты с заданиями и картой путешествия.

Ход игры.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

 - Сегодня мы собрались на игру-путешествие в удивительный мир природы. Игра будет состоять  из путешествия по станциям. Каждая команда отправляется по маршрутному листу на свою станцию.

1-я станция «Растительная»

     На этой станции команде предстоит за определенное время ответить на вопросы и получить жетон.

  1. Какое дерево считается символом нашей Родины?
  2. Трава, к которой лучше не притрагиваться.
  3. Какая ягода бывает черной, красной, белой?
  4. Лысеющий на ветру цветок.
  5. Настойка из этого растения действует на человека как успокаивающее. Какое это растение?
  6. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один?
  7. Целебная ягода болота.
  8. Из какого растения ткут полотно
  9. Растение плавающие на поверхности воды.
  10.  Дерево, листья которого дрожат от малейшего дуновения ветра.

   

 2-я станция «Эти забавные животные»

      - Выберите верный ответ.

  1. Кто полезнее:

а) жук олень

б) майский жук

в) жужелица (поедает вредных гусениц)

          2.  Назовите месяц, когда у бурой медведицы рождаются детки:

               а) январь

               б) февраль

               в) апрель

           3.  Самая большая птица на Земле:

               а) орел

               б) страус

               в) журавль

           4. Кто из зверей рождается зрячим:

               а) лисята

               б) зайчата

               в) волчата

Блиц-вопросы:

- Что случится с пчелой после того, как она ужалит?

-  Какие грибы есть еж?

-  Кто носом дубы сажает?

-  Что птицам зимой страшнее – холод или голод?

-  Какой зверь висит всю зиму вниз головой?

-  Какие птицы устраивают спальни в снегу?

-  Сколько ног у паука?

3-я станция «Экологическая»

   - Вы оказались в лесу или на берегу озера. Перед вами оставленный горе-туристами мусор. А ведь он  наносит природе огромный вред. Придумайте предупреждающие экологические знаки, дайте им объяснение.

4-я станция «Мой край»

1. Расскажите, как  охраняется лес, почвы, животные  в нашей местности.

2. В каких природных зонах расположена Кемеровская область?

3. Какое самое главное природное богатство нашей области?

Подведение итогов, награждение победителей.

Экологические задачи

1. По данным Государственной инспекции охраны Черного моря, в севастопольских бухтах, в 1996 году аварийные сбросы нефтепродуктов произошли 16 раз, а в 1997 году – на 5 сбросов меньше. Сформулируй вопрос и реши задачу.

2. В Краснодаре 4 стационарных поста наблюдают за уровнем загрязнения атмосферы, а в Сочи таких постов на 2 меньше. Сколько всего стационарных постов в Сочи и Краснодаре?

3. Глубина Крюковского водохранилища – 3 метра, а Краснодарское водохранилище – на 3 метра глубже. Какова глубина Краснодарского водохранилища?

4. В России 1 государственный аквариум. Это на 10 меньше, чем зоопарков. Сколько государственных зоопарков в России?

5. В России известно 17 видов лип, что на 3 вида меньше, чем дубов. Сколько видов дубов в нашей стране? Составь и реши задачу, обратную данной.

6. В ХVIII веке за одну луковицу тюльпана было отдано 4 быка, 8 свиней и 12 овец. Сколько всего животных было отдано за луковицу тюльпана?

7. Один бумажный пакет невидимки-микробы «съедят» за 2 года, полиэтиленовый пакет они будут «есть» на 18 лет дольше. За сколько лет невидимки «съедят» полиэтиленовый пакет?

8. Благодаря помощи людей из 10 синиц зимой выживают 9. Сформулируй вопрос к этому условию задачи.

9. Науке известно 26 видов рыб-санитаров, а креветок – на 16 видов меньше. Сколько существует видов креветок – специалистов по очистке морских животных от паразитов?

10. В озере Байкал обитает 5 видов лососевых рыб, а карповых – на 8 видов больше. Сколько видов карповых рыб в этом озере?

11. В Забайкальском национальном парке 3 вида земноводных и столько же видов пресмыкающихся. Сформулируй к условию вопрос таким образом, чтобы задача решалась в 2 действия.

12. В России национальные парки расположены на территории 11 республик. Краев, где организованы такие парки, на 9 меньше, чем республик, а областей – на 15 больше, чем краев. Какие неизвестные величины можно найти?

13. В Хабаровском крае 20 особо охраняемых охотничьих территорий. Это на 6 территорий меньше, чем рыбохозяйственных. Сколько особо охраняемых рыбохозяйственных территорий в этом крае?

14. В Красную книгу России занесено 13 видов змей. Это на 11 больше, чем видов черепах, и на 7 больше, чем видов ящериц. Какие величины можно найти по данным задачи?

15. В 2004 году в Амурской области зарегистрировано 6 новых особо охраняемых территорий, 1 из них – памятник природы, а остальные – государственные заказники. Сколько новых государственных заказников стало в Амурской области в 2004 году?

16. В 1915 году в Москве было 2 водохранилища, а сейчас – на 11 больше. Сколько водохранилищ стало в нашей столице?

17. На территории Дубны обитает 5 видов земноводных, а пресмыкающихся – на 2 вида меньше. Сколько видов пресмыкающихся на территории этого города?

18. Максимальный сброс загрязненных вод в Краснодарском крае 11 процентов, это на 3 процента больше, чем в Москве. Сколько процентов загрязненных вод дает Москва?

19. В каждой сигарете содержится 15 известных канцерогенных веществ и 4 неизвестных. Сколько всего канцерогенных веществ содержится в каждой сигарете?

20. Из 14 видов хищников, занесенных в Красную книгу России, в заповедниках обитает только 10. Сколько хищников, занесенных в Красную книгу России, не обитают в заповедниках?

21. Ежегодно в Алтайском заповеднике проводят 5 фотовыставок. Это на 7 меньше, чем в Байкальском. Сколько фотовыставок проводят в Байкальском заповеднике?

22. В нашей стране в 10 заповедниках и в 8 национальных парках имеются экспозиции живых растений. Объясни, что ты узнал, вычислив значение выражений: 10 – 8; 10 + 8?

23. В Лапландском заповеднике обитает 13 видов рыб, а в заповеднике Кивач – на 5 видов меньше. Поставь к этому условию вопрос таким образом, чтобы задача решалась в 2 действия.

24. На берегах озера Байкал создано 3 заповедника. Это на 1 больше, чем национальных парков. Сколько национальных парков на Байкале?

25. На территории Хабаровского края находится 6 заповедников. Это на 20 меньше, чем заказников. Поставьте к тексту вопрос, чтобы задача решалась в 2 действия.

26. Кроноцкий заповедник знаменит своими 16 крупными вулканами, 5 из которых до сих пор выделяют газ и пар, остальные считаются потухшими. Сколько потухших вулканов в этом заповеднике?

27. В Республике Бурятия 3 заповедника (в том числе старейший в стране – Баргузинский), 2 национальных парка, 3 заказника. Сколько всего охраняемых природных территорий в Бурятии?

28. В реках и ручьях Лазовского заповедника обитает 18 видов рыб, что на 10 меньше, чем видов земноводных. Сколько видов земноводных в Лазовском заповеднике?

29. Наблюдения за качеством морских вод осуществляются на 29 станциях в Черном море, это на 10 больше, чем в Азовском море. Сколько всего станций ведут наблюдения за качеством морских вод в Черном и Азовском морях? Составьте две обратные задачи.

30. Использование воды в отраслях экономики Кубани составило: в промышленности – 18 процентов, сельском хозяйстве – 70 процентов, остальное приходится на жилищно-коммунальное хозяйство. Определите процент использования воды в жилищно-коммунальном хозяйстве от общего объема (100 процентов). Сравните данные об использовании воды в отраслях экономики.

31. В Сочинском национальном парке действует 9 школьных лесничеств. Они ежедневно изготавливают и развешивают 90 скворечников. Какой вопрос можно поставить к этому условию задачи? Сформулируй вопрос таким образом, чтобы задача решалась в 2 действия.

32.  В Краснодарском крае функционируют 2 республиканских заказника, краевых – в 5 раз больше. Сколько всего заказников в крае?

33. В Поволжье находится 11 из 46 самых загрязненных городов России, а в Краснодарском крае на 9 городов меньше. Дополните текст так, чтобы задачу можно было решить в 2 действия.

34. В Красную книгу России занесено 47 видов месиных растений, произрастающих в Сочинском национальном парке. Это на 17 видов больше, чем животных. Сколько видов животных, обитающих в Сочинском национальном парке, занесено в Красную книгу страны?

35. В Российской Арктике обитает 90 видов птиц, а млекопитающих – на 70 видов меньше. Сколько видов млекопитающих обитает в Арктике?

36. В Красную книгу России занесено 17 видов грибов. Это на 12 видов меньше, чем лишайников, и на 7 видов больше, чем папоротников. Сколько видов лишайников и папоротников занесено в Красную книгу нашей страны?

37. Общий объем сточных вод, ежегодно сбрасываемых в водоемы России, составляет 55 кубических километров, в том числе загрязненных без очистки – 20 кубических километров. Сколько разных вопросов можно поставить к этому условию?

38. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 года на Земле вымерло 94 вида птиц, млекопитающих – на 31 вид меньше. Сколько млекопитающих вымерло за этот период?

39. На Кольском полуострове леса гибнут со скоростью 1 квадратный километр в год. Сколько квадратных километров леса погибнет за 10 лет?

40. За последние 2000 лет человек уничтожил 25 процентов птиц, на грани выживания – на 14 процентов меньше. Сколько процентов птиц на грани выживания?

41. Площадь загрязненной поверхности озера Байкал – 10 квадратных км, а загрязненного дна – в 7 раз больше. Какова площадь загрязненного дна озера Байкал?

42. Из рек, озер, подземных вод и морей России в 1998 году было забрано 87 кубических километров воды, а использовано 66 кубических километров. Остальное составили потери. Сколько кубических километров воды составляют потери?

43. Наиболее опасными составляющими частицами смога являются продукты сгорания автомобильных двигателей – их 60 процентов. Что мы узнаем, вычислив значение выражения: 100 – 60?

44. В Прибайкальском национальном парке 75 видов редких животных, это на 1 вид меньше, чем редких растений. Сколько видов редких растений в парке?

45. В северо-западной части Санкт-Петербурга на 1 жителя приходится 32 квадратных метра зеленых насаждений, а в центральной части города – 5 квадратных метров. Сравните площадь зеленых насаждений на 1 жителя данных районов.

46. На территории Красноярского края 60 памятников природы. Это на 39 больше, чем природных заказников. Сколько природных заказников в Красноярском крае?

47. Основными источниками загрязнения озера Байкал являются предприятия целлюлозно-бумажной промышленности – 27 процентов. Это на 3 процента больше, чем загрязнения от предприятий нефтехимической промышленности. А предприятия жилищно-коммунального хозяйства дают на 1 процент больше загрязнений, чем предприятия нефтехимической промышленности. Определите процент загрязнения озера Байкал предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

48. Ежегодно в бассейн Волги сбрасывается 3 кубических километра неочищенных вод. Это на 4 кубических километра меньше, чем очищенных. Сколько кубических километров неочищенных и очищенных вод поступает в Волгу за 3 года? За 4 года? За 5 лет?

49. В Красную книгу занесен 21 вид амфибий, из них 2 вида черепах, 6 видов ящериц, остальные – змеи. Сколько видов змей в Красной книге России?

50. В среднем в каждом районе нашей страны обитает по 3 вида редких млекопитающих. В Приморье их в 3 раза больше, на Кавказе – на 1 вид меньше, чем в Приморье, на юге Сибири – на 2 вида меньше, чем на Кавказе. Какие величины можно найти по данным задачи?

51. В первое издание Красной книги России было включено 9 групп рыб, во второе предполагается включить на 35 групп больше. Сколько групп рыб войдет во второе издание Красной книги?

52. По данным Госкомлеса Мордовии, в XVI веке леса занимали 60 процентов ее территории, а в настоящее время – на 36 процентов меньше. Сколько процентов территории Мордовии сейчас занимают леса?

53. В 2004 году зоны экологического неблагополучия охватывали 15 процентов территории страны, на которой проживало 60 процентов населения России. Что мы узнаем, вычислив значение выражений: 100 – 15; 100 – 60?

54. В Приморском крае 50 процентов почв на территориях поселков загрязнено свинцом. Это на 22 процента больше, чем в Свердловской области, и на 28 процентов больше, чем в Санкт-Петербурге. Сколько процентов почв загрязнено свинцом в Свердловской области и в Санкт-Петербурге?

55. Автотранспорт Санкт-Петербурга дает 60 процентов загрязнения городского воздуха. Что мы узнаем, вычислив значение выражения: 100 – 60?

56. В Валдайском национальном парке 82 памятника археологии и культуры. Это на 2 больше, чем число озер. Сколько озер в этом российском национальном парке?

57. В 70 процентах рыбы, выловленной из Саратовского водохранилища, найдены органические соединения ртути. Что мы узнаем, вычислив значение выражения: 100 – 70?

58. 1988 год был для кораллов худшим за всю историю наблюдений. От жары погибло 16 процентов всей земной популяции. Что мы узнаем, вычислив значение выражения: 100 – 16?

59. В 2004 году в природе осталось 30 особей дальневосточного леопарда. Это в 3 раза меньше, чем 30 лет назад. Какую неизвестную величину можно найти?

60. Пожары мусора составляют 40 процентов общего числа пожаров в Москве. Что мы узнаем, вычислив значение выражения: 100 – 40?

61. В России 99 заповедников, из них 34 создано за последние 15 лет. Сколько заповедников было создано ранее?

62. В 37 заповедниках и национальных парках нашей страны в 2002 году работали музеи природы. Раньше их было 42. Сколько музеев природы закрылось?

63. В 2002 году школьники нашей страны принимали участие в благоустройстве территорий 64 заповедников и 18 национальных парков. Поставьте вопрос и решите задачу. Составь две обратные задачи.

64. В Баргузинском заповеднике 4 вида рептилий. Это в 2 раза больше, чем амфибий. Сколько всего видов рептилий и амфибий в заповеднике?

65. В нашей стране в государственных природных заповедниках 81 процент территории составляют сухопутные земли, остальные – водные пространства. Что мы узнаем, вычислив значение выражения: 100 – 81?

66. В Уссурийском заповеднике 62 вида позвоночных животных, а беспозвоночных – на 30 видов меньше. Сколько всего видов этих животных на данной заповедной территорииоя?

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 «Кто лишний?»

Цель: развивать умение школьников дифференцировать объекты природы по родовому и видовому признаку.

Описание упражнения: на таблице (или индивидуальной карточке) представлены рисунки животных, зверей (кошка, лиса, еж, бобер, заяц, лось, собака, волк) и один рисунок насекомого (например, муравей).

Задание: найди, кто лишний, и объясни, почему ты так думаешь.

 «Найди пару»

Цель: развивать умение учащихся находить предмет, логически подходящий к другому.

Описание упражнения: даны два столбца слов. Каждое слово из правого столбца является родовым понятием для одного слова из левого столбца. Например:

сирень           игрушка

вилка             мебель

кушетка         цветок

шапка            головной убор

кукушка        насекомое

кукла             столовый прибор

пчела             птица

      Задание: найди пару каждому слову из правого столбца. Объясни свое решение.

  «Чего (кого) больше?»

     Цель: развивать умение различать предметы по родовидовому признаку.  Воспитывать быстроту и сообразительность.

Описание упражнения: подобраны пары слов, которые находятся между собой в родовидовых отношениях. Например: ель и хвойные деревья, малина и лесные ягоды, муравей  и насекомые, синица и птицы, ромашка и цветы, морковь и овощи, береза и деревья, карась и рыбы и др.

Задание: учитель (или ученики) задает вопросы: «Кого в лесу больше — муравьев или насекомых?», «Чего в огороде больше — моркови или овощей?» И т. д.

    Развитию умений соотносить, сравнивать и классифицировать предметы окружающего мира помогает упражнение, в котором используются концентрические круги. Их может быть три или больше, в зависимости от числа предметов. Круги пронумерованы в порядке увеличения радиуса.

Учитель объясняет задание: нужно сравнить слова между собой и поставить над словом номер круга, к которому оно относится. Например, даны слова:

звери, заяц, животные. Над словом «звери» ставим цифру 2, над словом «заяц» — цифру 1, а над словом «животные» — цифру 3.

«Что будет, если...»

          Для обсуждения предлагается ситуация, в которой показывается необходимость соблюдения меры и действие закона перехода количества в качество.  Например:

  - Что будет, если один ребенок сорвет просто так лист с дерева? А если это сделают двое детей? А если сто человек? А если это станет делать каждый?

  -  Что будет, если в речку капнуть одну капельку мазута? А две капельки? А если это туда целый завод сольет отработанное топливо?

  - Что будет, если один день прожить в местности с загрязненным воздухом? А если неделю, месяц? А если человек там живет постоянно?

          Важно не только показать зависимость количественных характеристик, но и в последующей работе вывести детей на осознание способов предотвращения вредных результатов.

       

          Полезны для развития мышления и воображения упражнения, целью которых является выделение общего (главного) признака предметов и объединение предметов в группы по этому признаку. Эти упражнения могут проводиться как с картинками, так и без них.

 Так, на рисунках изображены самолет, ковер-самолет, птица, вертолет и детская скакалка. Дети сравнивают предметы, находят общий для них признак (в данном случае псе, кроме скакалки, могут летать) и устраняют лишний предмет (например, зачеркивают его, ставят около него X и т. п.). Могут быть подобраны предметы по разным признакам, например труба, скрипка, пианино, книга; виноград, груша, торт, селедка; лампа, свеча, костер, холодильник; волк, кабан, лиса, еж, слон и др.

Целесообразно использовать и такие задания, в которых сочетается решение нескольких задач – проверка знаний по изучению предмета «Окружающий мир», речевой зоркости, развития сообразительности и др. Например, предлагается расшифровать фразу и закончить ее:

Т К Е О С Р А З – ЭТО  НЕ  Ц П И Т А   А

(Ответ: стрекоза – это не птица, а насекомое.)  

                                                                                                      Приложение 2.

   

Проект «Жалобная книга» природы

             Цель проекта – записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих на определенной территории в ближайшем окружении детей. Предварительно проводится прогулка-путешествие, чтобы понаблюдать за состоянием окружающей среды, - участнику проекта предстоит узнать побольше об этом животном или растении. Рассказ начинается с описания автора жалобы и пишется далее от имени животного или растения.

Второй этап проекта – обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?» - ответ на этот вопрос натолкнет ребят на новые практические проекты.

Несомненно, «Книга жалоб» должна быть иллюстрирована детскими рисунками, а чтение ее должно сопровождаться творческими выступлениями детей.

     Примеры работ.

                                     Жалоба от леса.

         Жалоб у меня очень много. Люди леса вырубают, за собой мусор после пикников не убирают. Каждое лето устраивают пожары. Выгорают очень большие территории, и долгое время здесь ничего не растет. Муравейники разоряют, забывая, что муравьи  - санитары леса и их нельзя обижать.    Подумайте, люди, и не совершайте таких ошибок!

      Берегите меня, ведь я – зеленое богатство Земли!

                                      Жалоба от бабочек.

          Мы обращаемся к тем, кто нас часто ловит, к вам, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А ведь когда нас трогают за крылышки, то мы становимся беспомощными, потому что не можем летать. Без нас летняя полянка не будет такой красивой и веселой. Ведь мы чем-то похожи на цветы!  

          Ребята, не обижайте нас, мы тоже хотим жить!

                                      Просьба муравья.

          Я маленький мальчик, зовут Муравей!

          И очень, и очень люблю я детей!

          Я очень полезный – люблю я лечить.

          И очень прошу муравьев не давить.

Проект  «Добрая зима».

             Цель проекта – проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми.

В качестве денег применяются игровые жетоны (можно даже провести своеобразный конкурс: кто получит больше всего жетонов определенного цвета). Могут использоваться и настоящие деньги, при условии, что вырученное перечисляется зоопарку. Ярмарка проводится либо в школе, либо «выездная» - на улице, во дворе. Главный итог проекта, о котором должны сказать дети, - сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их для птиц возле своего дома, у себя на окнах.

Ярмарка, как известно, не только торг, а еще и веселое, зрелищное представление. «Птичьи» костюмы, рисунки и плакаты, звучащие на ярмарке стихи, песни – все будет одним общим призывом: «Пусть будет зима доброй для пернатых!»

«Загадки народных узоров».

             Проект достаточно сложный, а его реализация требует помощи учителя изобразительного искусства.

Цель проекта – разгадать загадки народных узоров, выполненных в разных вариантах: роспись узоров, шить, резьба по дереву и др. Предстоит догадаться, какие животные и растения стали основой для рисунка. Проект может осуществляться поэтапно в течение длительного времени, включать в себя экскурсии и встречи с авторами художественных работ, детское творчество – стилизацию любимых ими растений, животных, составление узоров, выполнение росписей в открываемых ими стилях. На каждом из этапов проекта детям предстоит найти в природе растение, ставшее основой рисунка, и сравнить его с созданным художником образом (при этом фрагменты росписей – фотографии, рисунки – дети берут с собой в путешествие в парк, лес).

Проект  «Очаровательный сорняк»

          Дети знают, что поля, огороды, клумбы пропалывают от сорняков. А какие растения попадают в их число? Собираем информацию: спросим у родителей, работающих на дачах, спросим в деревне, у специалистов сельского хозяйства, цветоводов.

Первый этап проекта – составление рисованного букета сорных растений. Но так ли они бесполезны и безобразны? Не их вина, что люди предпочли выращивать другие цветы, соседствовать которыми сорнякам не позволяют. А что, если попробовать создать особые клумбы – клумбы из сорняков, ведь в их число попадает много красивых растений. Если их высадить продуманно, то вид клумбы будет, просто не повторим! Ведь даже василек – сорняк на хлебном поле! Создание такой клумбы – второй этап проекта. Он осуществляется при помощи специалистов-биологов, которые помогут малышам выбирать растения, получить семена или рассаду, а также – родителей, когда наступит время планировки клумбы, подготовки почвы и высадки растений.

Птичья «столовая».

           Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации птичьей «столовой» на школьной территории. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую»,  какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении кормушек. Открытие «птичьей» столовой проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. Особую радость ребят вызывают стайки воробьев, ожидающих корм. Ребята замечают, что птицы привыкают к «столовой» и радуются когда ученики приходят к ним.

«Дождики»

             Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Какие бывают дожди? Ответ на этот вопрос – цель проекта. Детям предстоит пронаблюдать за дождями, и вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, как называются дожди. (В детских работах непременно появится и ливень, и грибной дождик, и веселый летний, и холодный зимний со снегом, и грустный осенний, и дождь через солнышко. Часть работ посвящена образному употреблению слова дождь. А другая часть работ – тем дождям, которых не должно быть на Земле, - кислотным, радиоактивным.)

В ходе проекта постоянно звучит, что дождь необходим растениям, дождь – к урожаю. Земля рада дождю, дождик умывает город и т.д.  Общий вывод: «Дождь – это тоже хорошая погода». Проект может послужить началом для новых проектов «Дождливых тропинок», цель которых – наблюдение за природой во время небольшого дождика.

«Почемучкина поляна»

       Что можно собирать в парке, в лесу? «Ягоды, грибы...» - скажет любой. А вот малышам очень полезно собирать в парке и вопросы! Отправимся на «Почемучкину поляну».

        Там, по секрету друг от друга, дети собирают свои вопросы – как можно больше! Если это третьеклассники, то вопросы записываются. А если писать еще трудно, то конкурс почемучек можно провести прямо в лесу, в парке. Кто придумает больше вопросов о тех растениях, насекомых, которых он наблюдал здесь?! На некоторые вопросы ответим сразу, на другие  поищем ответ здесь же, в природе, а третьи станут началом новых проектов любознательных.

ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ   ПРОЕКТЫ

«Листочки-дружочки»

          Проект реализуется в период осеннего листопада. Во время прогулки дети собирают понравившиеся им листья деревьев и кустарников. На уроках труда изготавливают гербарий, аппликацию или выполняют коллективный коллаж из листьев.

         Второй этап работы состоит в том, что каждый учащийся придумывает человечка из какого-либо листочка. Подбирает ему имя, описывает характер, сочиняет о нем стишок, загадку или сказку.

          Затем оформляется общеклассный уголок «Осенний хоровод» и ребята представляют свои листочки-дружочки.

 «Букет примет»

            Первый этап выполнения проекта: учащиеся делятся на четыре группы, каждая из которых, работая с дополнительной литературой, знакомится с народными приметами по временам года (например, дни-погодоуказчики, приметы изменения погоды в данном сезоне, предсказания о том, каким будет сезон).

             Второй этап – формирование «букетов примет» по каждому сезону.

             Такие «букеты примет» могут использоваться учителем как наглядное средство на уроках чтения при изучении произведений о временах года, а также для организации дидактических игр на уроках окружающего мира.

                                                                                                         Приложение 3.

    «В МИРЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ СКАЗОК»

     (сочинения обучающихся начальной школы)

Путешествие капельки.

       Стоял жаркий летний денек. Вдруг потянул ветерок, набежала тучка,  и пошел теплый дождь. Упали крупные капли. В каждой дождинке играл солнечный лучик. Среди капель была и малышка-капелька по имени Капка.

       Напевая веселую песенку, Капка плюхнулась в Ручеек. Он встретил ее дружеским журчанием, ведь в нем были и подружки капельки. Пока они радовались встречи, Ручеек добежал до Реки. Капка попала в большой новый мир. Она познакомилась с маленькими рыбками и поиграла с ними в догонялки, а Плотвичка прокатила ее на спине. Капка веселилась до самого вечера и уснула на лепестке кувшинки.

      На следующий день Капка решила поиграть с Солнечным Лучиком. Она так резвилась, что превратилась в пар. Ветерок подхватил ее и понес. Малышка вернулась к своей маме Тучке. Она рассказала о своем необычном путешествии. Вскоре Капка сладко уснула в маминых  объятиях, а во сне ей приснились и  говорливый Ручеек, веселые плотвички.

Сказка про репку.

           Посадил на даче  дед  репку, а она не растет. Позвал дед  бабку. Она ему говорит: «Репку полить надо». Принес дед ведро воды из речки, а она серая, грязная. Позвали они внучку. А внучка им говорит: «Нельзя такой водой поливать. В нашу речку завод спускает отработанную воду. А очистные сооружения завод не построил. Да на днях,  крутой паренек  свою машину мыл». Принесла внучка воды из родника и полила репку.

           Ждут дед с бабкой, а репка не растет. Решили они землю подрыхлить. Позвали Жучку. Стала Жучка рыхлить и вытащила пакеты, бумажки, бутылки. Устала Жучка, позвала кошку. Стали они вместе мусор убирать. Тут и репка стала расти.  Прибежала мышка, написала плакаты: «Не мусорить!», «Не засорять!» - и поставила их возле репки и речки.

        А осенью выросла репка большая-пребольшая, и все ее дружно съели.

     

Как дети Скворцу помогли.

        Жил да был Скворец. Осенью он улетал в тридесятое царство-государство.  Весной возвращался домой, на свое любимое дерево, выводил птенцов, кормил их гусеницами и жучками.

         Однажды вернулся Скворец после зимовки и не нашел своего домика. Люди срубили дерево. Расстроился Скворец, перестал петь свои песенки и улетел в другие края. А вокруг появилось много насекомых-вредителей. Они поедали все растения. Взрослые поняли свою ошибку, позвали Скворца назад. Но он  не вернулся.

           Тогда решили дети помочь вернуть Скворца. Построили и развешали они домики.  Приглянулся один из домиков Скворцу, когда он мимо пролетал. Вернулся он на старые места, да не один, а с друзьями. Обжились они в новых домах, птенцов вывели и всех вредных насекомых истребили. А дети слушали веселые песни Скворца и радовались.

Сказка про Кактус.  

      В одном доме на окне стояли Герань и Кактус. Герань говорит Кактусу: «Почему ты весь в колючках? Сбрось их. Они тебе совсем не нужны». А Кактус отвечает: «Они мне помогают». Герань удивилась! «Чем же, интересно? Вот мои широкие листья и нежные цветы действительно помогают – они меня украшают. А ты в своих колючках очень страшный».

      Однажды хозяева дома уехали в гости, а цветы полить забыли. Герань заболела, совсем зачахла – ей хотелось пить, ее листочки повисли, цветочки засохли. А кактус не хотел пить. Герань спросила: «Как тебе это удается?» Кактус ей объяснил: «Вот ты говорила, что у меня колючки некрасивые. Может быть, и так. Но это мои листья, в таком виде они испаряют очень мало воды. В моем толстом мясистом стебле накапливаются ее запасы. А твои листья испаряют много воды, поэтому тебе все время хочется пить».

      Вскоре приехали хозяева дома, полили цветы. С тех пор Герань и Кактус стали дружить.

 

«Отгадай, кто я»

           Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.

          Я  маленький цветок луговой,

          С красивой желтенькой головкой,

          С беленькими лепесточками, зелеными листочками.

          Если в чай меня заваришь,

          На ночь глядя, пить ты станешь –

          Будешь спать ты сладко-сладко,

          На душе не будет гадко.    (Ромашка)

            Маленькая, серая,

                                 под кустиком сижу.

           Я страшно боюсь кошек

                                  и ночью выхожу

           Полакомиться зернами

                                  и крошечками хлеба.

           Живу я в темной норке

                                  и редко вижу небо.

            Хозяйка тетя Клава души

                                  во мне не чает

            И жутко громким визгом

                                  всегда меня встречает.   (Мышка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира

В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие л...

Активные формы и методы преподавания окружающего мира как средство формирования познавательного интереса учащихся

Для использования в работе, а также для выступления на ШМО учителей начальных классов...

Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"

В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....

Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе".

Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого  мира в начальной школе"....

Выступление на конференции. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира

Содержание Введение   ____________________________________________________________________________31. Понятие познавательного интереса и его характеристика______________________________...

Презентация. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

     Появление новых учебников, основанных на идее личностногоориентированного обучения, заставило  учителей переосмыслитьсвою работу на уроках. Проблемная технология обучен...