Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"
материал по окружающему миру по теме

Рогова Татьяна Александровна

В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rogova_t.a.doc75.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_dokladu_rogova_t.a.ppt968 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников»

 

                                                                 Составила:

                                                                  учитель начальных классов

                                                                  Борминского филиала

                                                                             ГБОУ СОШ с. Елховка

                                                                          Рогова Татьяна Александровна

Содержание

Введение   __________________________________________________

1. Понятие познавательного интереса и его характеристика_________

2. Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира

______________________

Заключение_________________________________________________

Список литературы__________________________________________

Введение

      В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.

          Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы его функцию все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.

          Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. А это значит, что учитель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества. Задача ученика в данном аспекте - приобретать знания и, путем самовоспитания, совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности

1. Понятие познавательного интереса и его характеристика

            Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является  присущим человеку от рождения. (слайд 2)

           Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

         Анализ психолого- педагогической литературы и практической деятельности позволяет выявить основные показатели сформированности у детей познавательного интереса:

  • определенный фонд ЗУНов, их качество и степень их обобщенности;
  • уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития познавательного интереса: внимания, памяти, воображения;
  • уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных  действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция,  классификация, конкретизация…) ( слайд 3)

Среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей начальных классов в условиях развивающего обучения можно выделить:

  1. Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.
  2. Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.
  3. Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы.
  4. Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью.
  5. Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.
  6. Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.

В формировании творческих интересов младших школьников на уроках окружающего мира  не малую роль играют развивающие игры  и творческие задания.

2. Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира.

Предмет « Окружающий мир» в начальной школе – сложный , так как дети должны приобрести большой объём знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас , необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.

В основе методики преподавания курса « Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни. Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице , в лесу, парке и т.д.

Развивающие игры  и творческие задания проводятся на разных этапах урока:(слайд4)

-Организационный момент.Определение темы и целей урока( кроссворды, загадки, ребусы, игры и т.д.)

-Проверка домашнего задания( игра, графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.)

-Работа над новой темой( проект, просмотр слайдов или фильма с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.)

-Физкультминутка( имитация движения того или иного животного и т.д.)

-Продолжение работы над темой ( работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.)

-Закрепление изученного( проблемные вопросы ,игры, тестовые задания).

Проводятся нестандартные уроки. Например: урок- путешествие « В царстве грибов», « В пустыне»,уроки- экскурсии « Московский Кремль», уроки-игры « Город и село», урок- сказка « Осенние изменения в природе».и т.д.

Красочные иллюстрации , интересные и забавные задания , загадки и кроссворды , доступное изложение материала , тесно связано с повседневной жизнью- всё это не даст заскучать на уроке.

Развивающие игры и творческие задания учат детей размышлять, самостоятельно находить верные ответы. Пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц, дети могут проверить, закрепить и дополнить знания по основным темам школьного курса, узнать много нового и интересного.

   Я в своей работе использую  такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, информацию из Книги рекордов Гинесса или из рубрики «Знаете ли вы?».

   Например, по теме «Вода в природе» можно предложить следующую любопытную информацию:

  1. Самая крупная дождевая капля составила 9.4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
  2. Самый продолжительный дождь шёл в Индии 12 месяцев – с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
  3. Самая крупная градина весом в 1 кг  была отмечена в Бангладеш 14 апреля 1986 г.  тогда от града погибло 92 человека.

 Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание или разбор «подслушанных» в природе разговоров между растениями, птицами и зверями. Например, на уроке по теме «Зима в природе»(слайд 5)

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь  животных с приходом зимы? 

Вот какой разговор удалось подслушать между синицей и белочкой.

                                        Синица и белка.

 - Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?

 -  Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь нос высунуть.

 - А чем же ты кормишься?

 - А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы и отсижусь!

      - Как зимует белочка?  Почему она не впадает в спячку?

 

  - Какие еще звери впадают в спячку?

Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие – запасают корм, какие – ведут активный образ жизни.

Есть хорошее слово «почему». С него начинается всякое открытие. Люди знают уже очень много, но все новые «почему» встают перед ними, никогда не настанет время, когда человек скажет: «Хватит, я больше ничего не хочу знать». Ученик пока ничего не открывает. Ему надо узнать, что открыто до него. И тут на его пути появляются многочисленные «почему?». Важно чтобы не только любознательный, размышляющий ученик, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься. Многие из явлений, с которыми детям приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме. Не страшно, если на некоторые вопросы дает ответ учитель, поясняет, что непонятно. Любознательность будет удовлетворена, ответы запомнятся надолго и послужат стимулом для приобретения более глубоких знаний. Поэтому,  в формировании учебно-познавательного интереса велика  роль    познавательных заданий и вопросов.  Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факторами, умеет ли он думать. Например по теме : «Что такое хвоинки?», можно предложить детям такие вопросы:

  1. Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?
  2. Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
  3. Есть дерево, у которого  не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
  4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
  5. Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина?

          Тысячу раз сказано: «ученье – труд, и его нельзя превращать в игру». Но нельзя поставить стену между трудом и игрой. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки .

  Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха.  Для учителя начальных классов  важно сохранить положительный эмоциональный  настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему формированию познавательного интереса к окружающему миру, развитию творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы учителя с учащимися  в данном аспекте  является сочинение  сказок. Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине, в том числе и по окружающему миру. (слайд 6,7,8)

 Методика сочинения сказок включает  несколько этапов:

  • обсуждение с младшими школьниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В.Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных  особенностях клюва птиц) и др.;
  • придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета;
  • сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
  • сочинение детьми собственных сказок;
  • красочное оформление своих произведений;
  • организация выставки лучших работ.

В своей работе я часто использую этот метод. У меня 1 класс, и ученики моего класса любят сочинять экологические сказки. Сказки мы сочиняем устно, а потом рисуем один из фрагментов этой сказки. Например при изучении тем про солнце и про луну , я разделила детей на группы и они составляли сказки. А потом они рисовали.

 

 Существуют и другие развивающие задания  на уроках окружающего мира. Перечислю некоторые из них, которые особенно нравятся детям, которые я использую на уроках.

    «Головоломки». ( слайд 9)Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать,  как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.

   «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.

   «Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.

    «Реставрация».( слайд10) Учащиеся получают разрезанный рисунок  Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.

  «Отгадай, кто я.»Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.

 Наблюдения – этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…» Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность( слайд 11)
 -постановка цели
 -выдвижение гипотез
 -умение составить программу наблюдения
 -умение пользоваться измерительными инструментами
 -умение фиксировать результаты
 -анализ результатов наблюдений.
 
 

 Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач  – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.(слайд 12)
   Рассмотрим примеры таких творческих заданий в  учебниках.(с лайд 12) В 4 классе, при изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: 
вылепить из пластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края» — придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей.  В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовить модель цепи питания.  

Заключение

  Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

            Реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам (слайд 13)

  • у детей развивается умение работать с информацией;
  • формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
  • повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету.

           Таким образом, можно утверждать, что интерес играет особую роль в учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.

 

 

Список  литературы

Т.Н.Бондаренко, И.В. Ткаченко Загадки природы и человека - Ярославль: «Академия развития», 2008.

Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» - М.: «ВАКО», 2008.

Г.В. Буковская Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина Изучаем «Окружающий мир» с увлечением – М.: 5 за знания, 2009. – 224с.

В.Н. Кузнецов Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии: пособие для учителя – М.: Дрофа, 2002.

О.В. Мариничева, Н.В. Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать - Ярославль: «Академия развития», 2002.

И.Г. Норенко Экологическое воспитание в школе  –  Волгоград: Учитель, 2007.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников

В данной статье представлен набор заданий, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира....

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира

Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира. Начальная школа....

Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".

Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников"....

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...