Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников
статья на тему

Почко Алёна Владимировна

В данной статье представлен набор заданий, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, математике, окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных проблем развития личности в условиях современного образования. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что эффективно раскрыто в содержании знаний.  М.И.Оморокова в своих работах отмечает, что творчество – это создание объективно или субъективно нового. Через субъектную новизну, создаваемую и переживаемую ребенком, он усваивает общественный опыт предшествующих поколений. Но чтобы учащиеся успешно овладевали этим опытом, важно включать их в активную и осознанную деятельность на уроке. Учителю важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, поддерживать их активность и развивать творческие способности.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Творческие задания на уроках русского языка

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.

Одни рассматривают понятие творческой деятельности чрезмерно широко. Так, Т.С. Панфилова считает письменные работы по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с деформированным текстом, придумывание предложений с использованием той или иной грамматической формы как творческие работы. Некоторые авторы творчеством ученика считают даже подчёркивание суффиксов.

Другие, в частности Н.Д. Левитов, суживают это понятие. Под творческой он предлагает понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, оригинальное, выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика.

Полнее понимают творческую работу Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, В.Е. Мамушин,
И.Г. Овчинникова и другие. И.Т. Огородников усматривает
элементы творчества учащихся прежде всего в раскрытии ими новых сторон изучаемых явлений, в высказывании своих суждений, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов. «Творческая деятельность учащихся, — пишет Б.П. Есипов, — не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового».

№1. Восстанови текст

Цель: развивать логическое мышление.

Ученикам предлагается деформированный текст, который стоит отредактировать.

Из слов каждой строчки составь  предложения. Напиши, подчеркни  главные члены.

1)Колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере.

2) Наливается, под, спелым, солнцем, рожь, ярким, зерном.

3) Чёрный, по, грач, дороге, важно, бродит.

4) Под, частой, построил, ёлочкой, дом, свой, заяц-беляк.

5) Белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая

№2. Творческий ландшафт

Цель: развивать логическое мышление

Ученикам предлагается закончить предложения и записать в тетрадь:

«Школа для меня – это…»

«Семья для меня – это. . .»

«Мой дом для меня – это…»

«Моя фамилия для меня – это…»

№3. Импровизация

Цель: совершенствовать речь учащихся.

Учитель выбирает 6 букв и пишет на доске первую букву, ученик придумывает предложение, начинающееся с этой буквы. Затем учитель пишет вторую, третью и т.д. по мере появления букв на доске, ученик должен составить связный рассказ.

№4. Лесенка

Цель: развивать словарный запас учащихся.

Ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них «лесенку», стараясь, чтобы «лесенка» состояла из как можно большего количества «ступенек».

№5. «Помоги учительнице!»

Цель: совершенствовать навык орфографического письма.

Составь словарный диктант из 20 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словарика, на разные части речи.

№6. Ребусы

Цель: способствовать развитию мышления учащихся.

Не только разгадывают сами, но и придумывают.

№7. "Песочные часы"

Цель: совершенствовать навык  орфографического письма и орфографического  чтения слов.

На доске изображение песочных часов, где вместо песка буквы А (7 шт.), С (2 шт.), О (7 шт.), Б, К (2 шт.), Л, П (2 шт.), Т, Р (2 шт.), В (2 шт.), У, Д, Н.

- Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют словарные слова. Пересыпьте песочек с буквами и соберите эти слова. Прочитайте слова орфографически. (Собака, лопата, корова, посуда, ворона)

№8. "Поиск общего"

Цель: развивать умение находить общее у предметов; развивать речь учащихся.

- Прочитайте пару слов. Найдите общие признаки. Составьте предложение.

карандаш и тетрадь

молоко и компот

газета и календарь

самолет и машина.

№9. Творческий диктант 

Цель: развивать логическое мышление; совершенствовать орфографическое письмо.        

По данному началу – это интересный для учащихся вид работы. Учитель диктует начало текста, далее дети самостоятельно составляют предложения, которые являются продолжением продиктованного, используя словарные слова.

Детям было дано такое начало текста:

Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили ее водой. Ночью был сильный мороз.

№10. Устный рассказ на определённую тему

Цель: способствовать развитию речи учащихся.

     Иногда его называют сочинением-рассказом или устным сочинением. Работа такого рода отличается от сочинения главным образом своей устной формой и меньшим объёмом.

№11. Словарные диктанты с творческим подходом

Цель: постараться разнообразить приемы проведения словарной работы

  • Учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.
  • «Узнать предмет по описанию». Учитель дает  описание, дети называют предмет - словарное слово, записывают его.
  • «Картинный диктант». Учитель показывает картинки с изображением предметов - словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по- разному: как комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант – молчанку.
  • Грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3 столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся  делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
  • Работа по перфокартам. Учитель  раздает ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы.
  • «Закрой форточку». Учитель показывает карточки с открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.

№12. Сочинение с элементами сравнительной характеристики, с элементами описания

Цель: уметь составлять сравнительную характеристику.

№13. Составь устный рассказ по картине

Цель: развивать речь учащихся.

№14. Творческие словари

Цель: способствовать лучшему усвоению словарных слов.

Учащимся необходимо "оживить" букву, создав её "образ" в конкретном слове. Например: буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками - буквой: А В Т О М О Б И Л Ь   Ш О С С Е.

№15. Составление предложений

Цель: расширять словарный запас учащихся и умение его использовать.

Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв.

Б::.. у::: ж::: б:::.

С::.. о::: н::: с::: __________ __________ __________ __________

№16.Сложные слова

Цель: развивать фантазию учащихся.

Задача учащихся состоит в том, чтобы простое слово заменить сложным – придуманным ими самими. Например: утюг – “бельеглад”, или выдуманные для семьи полезные вещи “сумконос”, “швабромах” и “носкостир”, или нужные в учёбе “ задачереш”, “самостир”, “самочит” и “буквоправ”.

№17. Составление рассказа с использованием фразеологизмов

Цель: расширять кругозор учащихся в сфере использования фразеологических оборотов.

Ученик составляет небольшой рассказ, в который должен включить не менее 5-7 известных устойчивых сочетаний слов. Также можно предложить, чтобы они представили одно из сочетаний слов в виде рисунка.

№18. «Придумай общее»

Цель: совершенствовать навык умения давать название ряду слов.

Школьникам необходимо вставить в скобки слова, которые обозначали бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. Количество точек подсказывает количество букв в искомом слове. Например,

Рука (…..) гроздь. Ответ: кисть.

Приправа (….) нота. Ответ: соль.

Рыба (….) инструмент. Ответ: пила.

№19. «Снежный ком»

Цель: развивать память учащихся.

Один из участников называет любое слово, далее каждый из участников повторяет ранее произнесенные слова и добавляет свое. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из круга не забудет или пропустит слово, сделает паузу. Тогда задание начинается с другого человека.

№20. «Мысли»

Цель: обучить умению анализировать и оценивать речь.

Ученикам предлагается тема. Один из учеников высказывает мысли по данной теме и передает слово любому из одноклассников. Тот должен пересказать услышанную речь своими словами, начав с фразы: «Саша, ты сказал, что…». Далее коротко прокомментировать и высказать свое мнение, глядя при этом на предыдущего выступающего.

 Творческие задания, используемые  на уроках математики

Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.

Определим место творческих заданий в целостном педагогическом процессе, в частности на уроках математики:

  1. организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;
  2. творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке;
  3. необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;
  4. необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и влияние переходного периода на развитие воображения;
  5. работа по выполнению творческих заданий на уроке математики может быть различной длительности по времени (от 5 минут до 45 минут);
  6. отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны, так же актуализация прошлого опыта;
  7. творческие задания позволяют самим ученикам дифференцированно подходить к их выполнению в соответствии со своими умениями и навыками;
  8. на первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание учащихся, их мотивы;
  9. оценка выполнения творческих заданий должна желательно носить позитивный характер.

№1. «Разложи по размерам»

Цель: совершенствовать понятия «больше», «меньше».

      На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

№2. «Составляем римские цифры»

Цель: совершенствовать знания римских цифр.

       Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.

№3. Запишите все двузначные числа до 20. Выпишите только те числа, которые можно представить

Цель: совершенствовать навык сложения чисел.

а) в виде суммы одинаковых слагаемых (10,12,14,16,18,20); отметьте закономерность в записи этих чисел ( каждое последующее число на 2 больше предыдущего)

б) в виде суммы трёх одинаковых слагаемых (12,15,18);

№4. Составление задач

Цель: способствовать умению составления задач.

  • составление задачи по схеме, иллюстрациям;
  • по плану;
  • по главному вопросу;
  • по решению;
  • по аналогии;
  • по данным числам (20, 5, 4 – можно добавить наименование);
  • по числовой формуле;
  • определенного типа;
  • используя материал проведенной экскурсии,  сбора макулатуры (материал окружающей жизни).

№5. Задачи на поиск закономерностей

Цель: развивать  умения мыслить последовательно, обобщать изображённые предметы по признакам или находить отличия

Учащиеся анализируют фигуры или числа, расположенные в горизонтальном ряду, и выявляют закономерности повторяемых признаков.

№6. «Четыре строчки»

Цель: Использовать при знакомстве с числом и цифрой 4.

Учащиеся  делятся на четверки. Их задача – придумать стишок. Первая строчка задана учителем: «Раз, два, три, четыре», а остальные три строчки учащиеся придумывают самостоятельно.

№7. «Белоснежка и семь гномов»

Цель: Использовать при знакомстве с числом и цифрой 7.

Один из детей – Белоснежка и она задает вопросы:

-Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?

-Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?

-Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? И т.д.

Тот, чей ответ понравился Белоснежке становится гномом. Когда набирается семь гномов, каждый из них должен сказать комплимент Белоснежке.

№8. «Обманные» задания

Цель: помочь  развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.(использовать в начале урока)

Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка). Они идут, как правило, в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний. Например:

Сколько:

  • дней в неделе, из них выходных?
  • времен года, зимних месяцев?
  • месяцев в году, кроме летних?
  • гномов у Белоснежки?
  • глаз и бровей у человека?
  • букв в названии нашей страны?
  • букв в названии птицы белобоки?
  • углов у стола; а если один отпилили, то сколько осталось?

№9. Частично-поисковые задания

Цель: выявлять варианты решения (как можно большее их количество) и по возможности определять наиболее рациональные из них.

Например:

Посмотрите на это выражение: 9 + 8 = 5. С точки зрения математики это полный абсурд. Но все же подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно.

Разумеется, учащиеся будут вначале озадачены: ведь 9 + 8 = 17. В процессе поиска ответа они дадут Различные варианты трактовки этого выражения, пока не придут к мысли, что в какой-то ситуации 5 может быть равно 17. В итоге, как правило, приходит догадка, что это возможно на «языке часов». Так, если к девяти часам утра прибавить восемь, получится семнадцать часов дня, а в разговорной речи — пять часов. Красивый ответ! Не правда ли?

№10. Развивающие каноны

Цель: Развивать логику и ассоциации учащихся

Это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями».

Пример РК:

Утро        з

День        о

     Вечер        ?

В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половинок канона, выявить их и по аналогии выстроить недостающую цепочку. В нашем случае это будет выглядеть таким образом: утром это начинается с «з» — завтрак, днем с «о» — обед, следовательно, вечером это будет ужин — «у».

№11. « Мозговой штурм»

Цель: получить максимальное количество новых идей в минимальное время.

При проведении « мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая.

С целью активизации мышления младших школьников можно использовать следующие задания. Например:

Сгорело деревянное строение на берегу моря в лесу. Откуда пришёл огонь? Ответы детей: подожгли дети; курящий мужчина бросил сигарету; туристы не потушили костер; в избушку ударила молния  и.т.д.

№12. Загадки

Цель: способствовать развитию мышления.

Отрезки, прямые

Черти с ней скорей-ка!

Поля без труда

Проведет вам... (линейка)

* * *

Три стороны и три угла.

И знает каждый школьник:

Фигура называется,

Конечно, ... (треугольник)

* * *

Чтобы сумму получить,

Нужно два числа... (сложить)

№13. «Задача с нолем»

Цель:  использовать при изучении темы «Число и цифра 0»

     Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?

Решение: 4 – 4 = 0»

№14. «Сказочные задачи»

Цель: использовать при изучении темы «Переместительный закон умножения»

       Дети делятся на группы и получают карточки с названиями разных сказок. Каждая группа должна придумать задачу о том, как герои сказки изучали переместительный закон. Например: «Мама дала на завтрак каждому козленку пять кустиков салата из трех листиков. На следующий день козлята получили по три пучка из пяти листиков в каждом и расстроились, что мама дала им меньше салата. Но мама доказала им, что они зря расстраиваются». Представители от групп по очереди зачитывают сказочные задачи, а все остальные решают их.

№15. «Пропавшие часы»

Цель: использовать при изучении темы «Время»

     Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?

№16. «Смешные имена месяцев»

Цель: использовать при изучении темы «Время»

       Поделите детей на пары и раздайте им карточки с названиями разных месяцев. Дети должны придумать смешное объяснение названия того или иного месяца.

№17. Дорисуй

Цель: развивать творческое воображение

Дорисуй круг до какого-либо предмета так, чтобы у тебя получились все изображения разные.

№18. Фигуры

Цель: развивать гибкость мышления.

С помощью только кругов  (или какой-либо другой фигуры) изобрази сказочную страну.

№19. Раздели квадрат

Цель: развивать гибкость мышления и глазомер учащихся.

14689683.gif Сколькими способами вы можете разделить квадрат на четыре одинаковые части? Попытайтесь найти десять различных способов. 

№20. Сочини сказку

Цель: способствовать развитию воображения.

Сочинить сказку про цифры ( как она появились, их жизнь в стране цифири) или про геометрическое фигуры.

 Творческие задания, используемые  на уроках литературного чтения

Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и заданий - развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи. Использовать эти задания можно на уроках литературного чтения в начальных классах общеобразовательной школы.

№1. Продолжение произведения (придумывание конца)

Цель: развивать фантазию учащихся.

       Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.

№2. «Подбери рифму»

Цель: способствовать развитию умения подбора рифм.

Учитель начинает чистоговорку, а ученики должны закончить её так, чтобы была рифма:

1) Выберите нужное слово из предложенных:

Ло–ло–ло на улице …

(тепло, сало).

Оль–Оль–Оль мы купили …

(соль, моль).

Жа–жа–жа есть иголки у …

(ежа, моржа).

2) Закончите фразу самостоятельно, подберите рифмующиеся слова:

Жу–жу–жу молоко дадим __________________.

Да–да–да гудят ___________________________.

Ко–ко–ко нам налили _____________________.

Ба–ба–ба из окна торчит ___________________.

Же–же–же дождь прошёл __________________.

3) Придумайте свою чистоговорку. Приведу примеры чистоговорок, которые придумали сами дети.

Зы–сы–зы–сы

Де–те–де–те

№3. Сочинить считалку

Цель: способствовать развитию творческого и логического мышления

№4. "Мой дневник "

Цель: стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

Ученик пишет о том, что сейчас вспомнил.

№5. Пересказ сказки

Цель: развивать связную речь учащихся.

    Ученик ведёт рассказ от имени героя сказки, другой должен угадать сказку, героя и войти в диалог с ним

№6. Салат из сказок

Цель: развивать творческое мышления. Можно использовать при обобщение определенной пройденного раздела учебника.

      Берётся какой-либо сюжет, набираются герои из разных сказок и придумывают что будет сними происходить.

№7. Красная шапочка на вертолёте.

 Цель: способствовать развитию творческого мышления, развивать способность описания логической последовательности действий.

       Детям дают слова, на основе которых они должны придумать историю. Например, пять слов подсказывающих сюжет Красной шапочки: девочка, лес, цветы, волк, бабушка и шестое слово постороннее вертолёт. Детям предлагается ввести это слово в сказку и сделать его активным и т.д.

№8. Продолжить пословицы

Цель: способствовать развитию памяти, и мышления.

Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы:

Пословицы для карточек.

-Нет друга – ищи …

-Друзья познаются …

- Сам пропадай,…

-… а нашел – береги.

-… в беде.

-… а товарища выручай.

№9.«Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Цель: дать представление о стихосложении.

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(обсуши нам снегирька.)

№10. Синквейн

Цель: учить давать точные определения с помощью пары слов.

Слово «синквейн» произошло от французского числительного «пять». Это мини-сочинение из пяти строк, которое строится по правилам./Среди стихотворных форм, построенных по правилам, мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится и синквейн./

Правила построения синквейна:

1 строка – одно слово, название темы, явления; чаще всего это имя существительное.

2 строка – два слова, это имена прилагательные, характеризующие данное понятие.

3 строка – три слова, это глаголы, показывающие действие понятия.

4 строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль, короткое предложение/ показывает отношение автора к этой теме/.

5 строка – одно слово, синоним темы, вывод, , обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

№11. Составь слова из букв какого-либо слова

Цель: развивать зоркость учащихся

Учащимся необходимо составить как можно больше слов из букв какого-либо слова. Чаще всего подбирают слова с наибольшим количеством букв, например: КОНТРАБАС, АПЛОДИСМЕНТЫ.

№12. Ежедневные минутки поэзии

Цель: способствовать совершенствованию особенного поэтического творчества.

Дети учат стихи любимых поэтов по своему желанию, учатся анализировать стихотворения.

№13. "Составь рассказ о несуществующем животном"

Цель: способствовать развитию фантазии учащихся.

Каждому ученику предлагается придумать свое животное, которого не существует и составить о нем  рассказ .

№14. "Три слова"

Цель: способствовать развитию творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития

Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.
Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

№15. Кроссворд

Цель: воспитывать  внимание к слову.

Учащимся предлагается  составить кроссворд по прочитанному произведению или разгадать уже готовые кроссворды.

№16. «Соединялки»

Цель: учить составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Учащимся предлагаются пары слов. Например, газета – верблюд. Их задача составить как можно больше вопросов для этой пары.  Вопросы должны быть необычными или смешными.

Например, Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? Что написано в газете про верблюдов? Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?        

№17. «Определение»

Цель: научить детей давать определения словам.

 Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

№18. Креативная драматизация

Цель: способствовать  приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия.

  1. Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».
  2. Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».
  3. Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.
  4. Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.

№19. Инсценирование произведения

Цель:  учить решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста.

№20. Чтение по ролям

Цель: включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, способствовать снятию  страха перед чтением, раскрепощению детей.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения.

№21. Пантомима

Цель: помочь ребенку  раскрыть свои чувства и понять образа, испытывая при этом только положительные эмоции.

Учащимся предлагается отработать  мимику, жесты, движения героев произведения.

№22. Рисованный  диафильм

Цель: изложить  в последовательности расположенных кадрах-картинах  историю или текст. 

попросить их самостоятельно передать содержание этого рассказа или стихотворения в раскадровке. Перед детьми встает задача создания зрительного ряда: им надо представить и место действия, и облик героев, изобразить те предметы, которые фигурируют в повествовании. Каждая группа, создавая отдельные кадры, знает, что выполняет часть общей работы всего коллектива, значит, следует ответственно подходить к выполнению задания. На создание кадров уходит от 10 до 30 минут (при условии, что группа состоит из 2-3 человек). Когда кадры будут созданы, раскрашены, то все они вывешиваются на классную доску в порядке развития сюжета. Появление кадра обсуждается зрителями, т.е. дети сами решают, отражает ли созданный кадр их общий авторский замысел, верно ли подобраны оттенки и передано настроение героев.

№23. "Вырази мысль другими словами»

Цель: учить детей выражать мысль разными словами.

Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

Например:"К августу, вероятно, реки пересохнут"."В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".

 Творческие задания, используемые  на уроках окружающего мира

Сегодня действующие программы и УМК уже во многом подготовлены к реализации требований  стандарта. Так, идея уважения к миру, экологической целостности заложена в программе и УМК «Окружающий мир» образовательной системы «Школа России». Здесь же  предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетическую деятельность школьников.

 Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

№1. «Что на свете одно»

Цель: развивать мышление.

    Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.

№2. Вылепить из пластилина модели планет и др.

Цель: способствовать творческому подходу к запоминанию темы.

№3. Нарисовать плакат на определенную тему. Например, Здоровый образ жизни.

Цель: проверить, как учащиеся усвоили правила здорового образа жизни.

№4.  “Графический диктант”

Цель: проверить, как учащиеся усвоили классификацию животных.

Учитель раздает каждому листок бумаги. Затем называет  животное, если это будет земноводное, учащиеся рисуют кружочки. Если нет -  треугольник.

Лягушка, карась, медуза, жаба, бабочка, дельфин, тритон, кенгуру, саламандра.

№5.  “Отгадай. Кто я?”

Цель: проверить, как учащиеся запомнили характеристики земноводного.

Ученик описывает себя от имени какого-либо земноводного (внешний вид, особенности поведения, место проживания, способ передвижения, дыхания, питания и пр.). Дети должны угадать, кто это.

№6. Один день из жизни

Цель: использовать при изучении класса растений или животных.

Учащиеся выбирают конкретное растение или животное и описывают, каким образом происходят в этом организме основные процессы жизнедеятельности в течение одного дня.

№7. Страницы из дневника

Задание аналогично предыдущему, только описывается более длительный период жизни организма.

№8. Сказочные истории

Цель: использовать при изучении любого класса.

Сказка о клеточном царстве-государстве; спор органов растения или животного о том, кто из них главнее; сказка о путешествиях плодов и семян; рассказ о развитии конкретного растения от семени до семени и др.

№9. Сообщения детей.

Цель: способствовать самостоятельности учащихся в выборе материала.

Учащимся предлагается подготовить сообщение на предложенную тему, а затем рассказать его перед классом.

№10. Проект

Цель: формировать исследовательские навыки, учить планировать свою деятельность.

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает задание. Группа детей получила задание – узнать о своих комнатных растениях и рассказать нам о них. При сборе информации они использовали разные книги. Вторая группа детей получила задание рассказать о правилах ухода за растениями. Затем на уроке дети выступают с сообщениями и на основании сказанного пытаются создать  проект «Модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста».

№11. «Распределите слова по столбцам»

Цель: совершенствовать навык соотносить понятия

Даны три колонки и подборка слов, которую необходимо распределить по столбцам: дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, преследовать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными.

это свойственно животным

 (это умеют делать животные)

 это свойственно человеку и животным

 (это умеют делать и человек, и животное)

 это свойственно только человеку

 (это умеет делать только человек)


№12. «Дай ответ на вопрос»

Цель: развивать мышление

Какие свойства воздуха использовал человек для своих изобретений? ( на рисунке воздушный шар и парусное судно).

№13. «Рассказать о природном сообществе»

Цель: Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества, развивать познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Один ученик показывает маршрут путешествия по плану местности и сообщает через какие природные сообщества он проходит; второй называет животных и птиц, которых он встретит на своем пути; третий рассказывает о растениях, которые он увидит в пути.

№14. «Письмо зеленому другу»

Цель: Определить готовность учащихся помогать природе и заботиться о ней.

Ученик вводится в следующую ситуацию:

 «Представь, что где-то в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц - поют, суетятся, дерутся... и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга - человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо...»

 Учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами?»

 Работа может быть проведена как небольшое сочинение, лучше - с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунками, заполняется адрес.

№15. Прочитать рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?» и написать сочинение на тему «Прав ли писатель?»

Цель: способствовать развитию мышления.

№16. «Настроение»

Цель: совершенствовать навык сравнения

Учитель предлагает детям послушать музыкальное произведение, сравнить его настроение с тем, которое возникло у каждого школьника во время прогулки в лес (парк, на водоем). Это может быть музыка П.И. Чайковского или Й. Гайдна из «Времен года», народная мелодия «Во поле береза стояла» или любая подходящая по настроению музыкальная пьеса, имеющаяся в классной фонотеке.

№17. Творческий рассказ

Цель: развивать умение передачи собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира.

Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности. Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

№18. «Книжки-Малышки»

Цель: использовать при изучении  в 3 классе темы «Охрана животных».

В них ребята рассказывают об охраняемых животных. Называют книжку «Береги животных!»

№19. Создание плакатов

Цель: дать наглядное представление полученным знаниям.

При изучении большого раздела «Природа России» в 4 классе, после изучения каждой природной зоны,  детям дается задание: нарисовать, как ты себе представляешь Арктику или тайгу, степь или пустыню.

№20. «Придумай»

Цель: развивать воображение

Детям предлагается придумать, как появился тот или иной объект природы. Например, как появилось какое-либо созвездие.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

-уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

-характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

-местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

-своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

-связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Использование творческих заданий на уроках в начальной школе способствует формированию познавательных интересов младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.

   Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...

Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

   «Приохотить» ученика к учению    гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...

Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»

Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...

Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"

В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....

Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".

Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников"....