Главные вкладки

    Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира
    методическая разработка на тему

    ШКУРАТОВА    ЖАННА    АЛЕКСЕЕВНА

    Задания, способствующие формированию  познавательных УУД на уроках окружающего мира

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zadaniya_poznavatelnye_uud.docx16.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задания, способствующие формированию  познавательных УУД на уроках окружающего мира

    I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

    1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?

    2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Татарстана, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.

    3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.

    II. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

    III. Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов? ».

    - Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.

    - А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)

    - Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.

    Анализ ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных героев - Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)

    - Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)

    Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.)

    - Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)

    - Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

    - Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.)

    - Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.)

    - Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините название овоща с рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

    - Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)

    - Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.)

    - Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

    - Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.

    - Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны?

    - Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

    Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и фрукты на группы.

    - С чем встретились? (С затруднением.)

    Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    - Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?)

    - Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)

    На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

    - Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.).

    - Сформулируйте тему нашего урока.

    - Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

    - Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?

    Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.

    - Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы. 1. Узнать, что такое витамины.2. Узнать, какие бывают витамины.3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)

    На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные УУД : общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира

     Проверка – составляющий элемент контроля, основная дидактическая функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения у...

    Задания к уроку окружающего мира 2 кл.

    Тестовые задания к урокам окруающего мира для 2 класса...

    Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.

    Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...

    Задания к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему звенит звонок?"

    Несколько заданий для урока окружающего мира "Почему звенит звонок?"...

    Задания, способствующие формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира

    Задания, способствующие формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира...