Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
рабочая программа (1 класс) на тему

Ганжа Светлана Давыдовна

 

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического компонента   предметов   «Обществознание»,   «География»,   «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

 г. Назарово, Красноярский край

Утверждена

 Директор МБОУ _______В.А.Гавриленко

СОГЛАСОВАНО

 заместитель директора по УВР                                                                                                                                                      руководителя образовательного учреждения

____________________________

Рабочая программа внеурочной деятельности

по  социальному направлению

факультатив  «Экономика:   первые   шаги»  

учащихся 1-б класса

на 2011 – 2012 учебный год

Ганжа С.Д

Г. Назарово  2011г

Пояснительная записка

       Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный)   выбор,   представлял   назначение   денег,   понимал,   из   чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно   в   это   время   правильно   преподнести   детям   ту   экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического компонента   предметов   «Обществознание»,   «География»,   «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

  Отбор  содержания  факультативного  курса  подчиняется   следующим

принципам:

1. Учет   наглядно-образного   характера   мышления   младших школьников.  В содержание программы по экономике вошли те явления,  с которыми учащиеся уже встречались в жизни.  Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация   на   потребности   ребенка   младшего   школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность   и   перспективность.   В   процессе   изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки   для   развития   экономического   мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,  на  базе   которых  в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.

   С  учетом  специфики младшего  школьного   возраста   основной  целью обучения  экономике  учащихся младших классов  является  формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

   Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.

1Общая характеристика факультатива

   Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных   линий.   Она   построена   таким   образом,   что   каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает   содержание   факультатива   «Экономика:   первые   шаги»,   ее изучение дает возможность:

• формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека,  связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

• обеспечивать   осознание   младшими   школьниками   взаимосвязи труда   человека   с   его   результатами,   приложенных   усилий   с успешностью деятельности;

• развивать основы потребительской культуры;

• расширять   активный   словарь   учащихся,   включая   в   него экономические термины;

• мотивировать   младших   школьников   к   учению   средствами экономического материала;

• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования   нового   информационного   общества   и   создания инновационной экономики;

Место предмета в учебном плане

Программой   предусмотрено   проведение   занятий   по   экономике   во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, со второго полугодия, всего 15 ч. Во 2-4 классах 1 ч в неделю, всего 30 часов. Используются как групповая,  так и индивидуальная формы организации обучения.  Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической

деятельности:   работа   с   текстами   и   иллюстрациями,   познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В   процессе   экономического   образования   учащиеся   получают представления   о   богатстве   окружающего  мира,   воплощенном  в  природе, искусстве,   результатах   труда   людей.   Младшие   школьники   начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов,  подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.

Личностные,   метапредметные   и   предметные     результаты   освоения

«Экономики».

При изучении  «Экономики» ученики получают   знания о  семье  как экономической единице общества,  о важности взаимопомощи,  поддержки 2между членами семьи при решении  экономических вопросов.  Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности,   уважении   к   человеческому   труду.  Тема   «Богатство   и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы

(раздел «Содержание обучения»).

Содержание обучения

1 класс. Я и моя семья.

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта,

целесообразного порядка. Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Универсальные учебные действия:

Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином. Объяснять  значение   слов:   «экономный»,   «щедрый»,   «запасливый», «бережливый».

Практическая и игровая деятельность: Игра «Генеральная уборка», «Я –

хозяин большого дома».

Мое и чужое.

Все,  что принадлежит  человеку –  это  его  собственность.  Личные  вещи человека. Собственность - это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия:

Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:  Тема исследований:  «Как

становятся собственниками». Игра «Страна Обмения».

 Почему люди трудятся   .

3Труд – это полезная деятельность людей.  Безделье, праздность, леность – предмет   осуждения.   Хорошая   работа,   интересная   профессия   –   блага, которыми  следует   дорожить.  Ценность   труда  людей  разных  профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность: Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в библиотеку.  Экскурсия в художественный музей. Сюжетно-ролевые игры. Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши.

Каждый   человек   имеет   профессию  –   работу   (врач,   инженер,   педагог, космонавт,   инженер).   Какие   бывают   профессии   по   предмету   труда (связанные с работой с людьми,  с техникой,  с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

Уважать труд людей разных профессий. Классифицировать профессии по предмету труда.Рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность: Встреча с человеком интересной профессии. Рисование на тему профессий. Темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

К концу обучения в первом классе ученик узнает:

- что такое собственность;

- почему все люди трудятся;

- какие бывают профессии;

- как нужно относиться к своей и чужой собственности.

К   концу   обучения   в   первом   классе   ученик   сможет   научиться

самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы

Календарно-тематическое планирование

 «Экономика:   первые   шаги»       в 1 классе 33ч

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Я и моя семья.

1

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи

1

Дом, в котором мы живем «Я – хозяин большого дома».

1

Хозяйство Экономика как правила ведения домашнего хозяйства

1

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

1

Игра «Генеральная уборка»,

1

Мое и чужое.

1

Личные  вещи человека.

1

Собственность. Как человек становится собственником

1

Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Игра «Страна Обмения».

1

Тема исследований:  «Как

становятся собственниками».

1

Почему люди трудятся  . Пословиц ы и поговорки о труде.

1

Безделье, праздность, леность – предмет   осуждения.    Сюжетно-ролевые игры.

1

Ценность   труда  людей  разных  профессий. Экскурсия в школьную столовую.

1

Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Экскурсия в библиотеку.

1

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. проект «Что и как производят на заводе»

1

проект «Что и как производят на заводе»

1

Экскурсия в художественный музей.

1

проект: «Как создается произведение искусства»,

1

Работа по проекту«Как создается произведение искусства»,

1

проект «Трудовые награды в моей семье

1

Работа по проекту«Трудовые награды в моей семье

1

Представление результатов по реализации проектов

1

Все работы хороши.

1

Какие   бывают   профессии   по   предмету   труда Как люди выбирают профессию.

1

Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

1

Встреча с человеком интересной

профессии.

1

Рисование на тему профессий.

1

проект: «Профессии в моей семье»,

1

Реализация проекта

1

Представление результата по проекту

1

проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

1

Представление результата по проекту. Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)

Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Шаг за шагом"

«Шаг за шагом»/“Step by Step’’ рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1–4-х классов.Автор-составитель:Н.А. Ладик, учитель английского языка МБОУ«Лицей № 1»...

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика первые шаги» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика: первые шаги» для 2 класса...