Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Ганжа Светлана Давыдовна

     

    Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического компонента   предметов   «Обществознание»,   «География»,   «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekonomika_.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа»

     г. Назарово, Красноярский край

    Утверждена

     Директор МБОУ _______В.А.Гавриленко

    СОГЛАСОВАНО

     заместитель директора по УВР                                                                                                                                                      руководителя образовательного учреждения

    ____________________________

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    по  социальному направлению

    факультатив  «Экономика:   первые   шаги»  

    учащихся 1-б класса

    на 2011 – 2012 учебный год

    Ганжа С.Д

    Г. Назарово  2011г

    Пояснительная записка

           Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный)   выбор,   представлял   назначение   денег,   понимал,   из   чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно   в   это   время   правильно   преподнести   детям   ту   экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического компонента   предметов   «Обществознание»,   «География»,   «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

      Отбор  содержания  факультативного  курса  подчиняется   следующим

    принципам:

    1. Учет   наглядно-образного   характера   мышления   младших школьников.  В содержание программы по экономике вошли те явления,  с которыми учащиеся уже встречались в жизни.  Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

    2. Ориентация   на   потребности   ребенка   младшего   школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

    3. Преемственность   и   перспективность.   В   процессе   изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки   для   развития   экономического   мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,  на  базе   которых  в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.

       С  учетом  специфики младшего  школьного   возраста   основной  целью обучения  экономике  учащихся младших классов  является  формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

       Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1 – 4 классов.

    1Общая характеристика факультатива

       Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных   линий.   Она   построена   таким   образом,   что   каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает   содержание   факультатива   «Экономика:   первые   шаги»,   ее изучение дает возможность:

    • формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека,  связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

    • обеспечивать   осознание   младшими   школьниками   взаимосвязи труда   человека   с   его   результатами,   приложенных   усилий   с успешностью деятельности;

    • развивать основы потребительской культуры;

    • расширять   активный   словарь   учащихся,   включая   в   него экономические термины;

    • мотивировать   младших   школьников   к   учению   средствами экономического материала;

    • способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

    • формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

    • показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования   нового   информационного   общества   и   создания инновационной экономики;

    Место предмета в учебном плане

    Программой   предусмотрено   проведение   занятий   по   экономике   во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, со второго полугодия, всего 15 ч. Во 2-4 классах 1 ч в неделю, всего 30 часов. Используются как групповая,  так и индивидуальная формы организации обучения.  Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической

    деятельности:   работа   с   текстами   и   иллюстрациями,   познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    В   процессе   экономического   образования   учащиеся   получают представления   о   богатстве   окружающего  мира,   воплощенном  в  природе, искусстве,   результатах   труда   людей.   Младшие   школьники   начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов,  подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.

    Личностные,   метапредметные   и   предметные     результаты   освоения

    «Экономики».

    При изучении  «Экономики» ученики получают   знания о  семье  как экономической единице общества,  о важности взаимопомощи,  поддержки 2между членами семьи при решении  экономических вопросов.  Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности,   уважении   к   человеческому   труду.  Тема   «Богатство   и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).

    Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

    Предметные результаты обучения отражены в содержании программы

    (раздел «Содержание обучения»).

    Содержание обучения

    1 класс. Я и моя семья.

    Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живем – место для жизни семьи. Важность уюта,

    целесообразного порядка. Хозяйство – все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином. Объяснять  значение   слов:   «экономный»,   «щедрый»,   «запасливый», «бережливый».

    Практическая и игровая деятельность: Игра «Генеральная уборка», «Я –

    хозяин большого дома».

    Мое и чужое.

    Все,  что принадлежит  человеку –  это  его  собственность.  Личные  вещи человека. Собственность - это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

    Игровая и исследовательская деятельность:  Тема исследований:  «Как

    становятся собственниками». Игра «Страна Обмения».

     Почему люди трудятся   .

    3Труд – это полезная деятельность людей.  Безделье, праздность, леность – предмет   осуждения.   Хорошая   работа,   интересная   профессия   –   блага, которыми  следует   дорожить.  Ценность   труда  людей  разных  профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение – это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

    Практическая и игровая деятельность: Экскурсия в школьную столовую. Экскурсия в библиотеку.  Экскурсия в художественный музей. Сюжетно-ролевые игры. Темы проектов: «Как создается произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

    Все работы хороши.

    Каждый   человек   имеет   профессию  –   работу   (врач,   инженер,   педагог, космонавт,   инженер).   Какие   бывают   профессии   по   предмету   труда (связанные с работой с людьми,  с техникой,  с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

    Универсальные учебные действия:

    Уважать труд людей разных профессий. Классифицировать профессии по предмету труда.Рассказывать о профессиях.

    Практическая и игровая деятельность: Встреча с человеком интересной профессии. Рисование на тему профессий. Темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

    К концу обучения в первом классе ученик узнает:

    - что такое собственность;

    - почему все люди трудятся;

    - какие бывают профессии;

    - как нужно относиться к своей и чужой собственности.

    К   концу   обучения   в   первом   классе   ученик   сможет   научиться

    самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы

    Календарно-тематическое планирование

     «Экономика:   первые   шаги»       в 1 классе 33ч

    Тема

    Кол-во часов

    Дата проведения

    Я и моя семья.

    1

    Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи

    1

    Дом, в котором мы живем «Я – хозяин большого дома».

    1

    Хозяйство Экономика как правила ведения домашнего хозяйства

    1

    Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

    1

    Игра «Генеральная уборка»,

    1

    Мое и чужое.

    1

    Личные  вещи человека.

    1

    Собственность. Как человек становится собственником

    1

    Как нужно относиться к своей и чужой собственности. Игра «Страна Обмения».

    1

    Тема исследований:  «Как

    становятся собственниками».

    1

    Почему люди трудятся  . Пословиц ы и поговорки о труде.

    1

    Безделье, праздность, леность – предмет   осуждения.    Сюжетно-ролевые игры.

    1

    Ценность   труда  людей  разных  профессий. Экскурсия в школьную столовую.

    1

    Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. Экскурсия в библиотеку.

    1

    Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. проект «Что и как производят на заводе»

    1

    проект «Что и как производят на заводе»

    1

    Экскурсия в художественный музей.

    1

    проект: «Как создается произведение искусства»,

    1

    Работа по проекту«Как создается произведение искусства»,

    1

    проект «Трудовые награды в моей семье

    1

    Работа по проекту«Трудовые награды в моей семье

    1

    Представление результатов по реализации проектов

    1

    Все работы хороши.

    1

    Какие   бывают   профессии   по   предмету   труда Как люди выбирают профессию.

    1

    Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

    1

    Встреча с человеком интересной

    профессии.

    1

    Рисование на тему профессий.

    1

    проект: «Профессии в моей семье»,

    1

    Реализация проекта

    1

    Представление результата по проекту

    1

    проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

    1

    Представление результата по проекту. Итоговое занятие

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник»

    Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способнос...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов»

    Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Мир проектов» для 2-3 классов1 час в неделю (всего 68 часов)Рабочая программа внеурочной деятел...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Шаг за шагом"

    «Шаг за шагом»/“Step by Step’’ рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1–4-х классов.Автор-составитель:Н.А. Ладик, учитель английского языка МБОУ«Лицей № 1»...

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"

    Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...