Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс
    рабочая программа (4 класс) на тему

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы О. С. Корнеевой. Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabprvneur4klass_ekonomika.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

    Директор школы

    _____________/О.В.Тетерина/

    «___» ______________ 2016 г.

    Рабочая программа

     по внеурочной деятельности

    кружка «Экономика: первые шаги»

    (социальное направление)

    4 класс

    Составитель:   Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,

                                                                               без категории

    2016 год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учётом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

    Программа разработана для курса 34 часа (1 час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.

    Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы О. С. Корнеевой.

    Актуальность программы заключается в том, что начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени

    требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться.

    Целью факультатива является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

    Общая характеристика кружка. Логика программы  курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание кружка «Экономика: первые шаги», её изучение даёт возможность:

    —формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

    —обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

    —развивать основы потребительской культуры;

    —расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

    —способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

    —формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

    —показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

    Содержание программы:

    1. Богатство и бедность. - 8 ч. Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

    2. Труд — основа жизни. - 10 ч. Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд

    как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт

    работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

    3. Как товары производят. - 16 ч. Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также

    мастера, которые бы сделали товар. Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий. Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

    Требования к планируемым результатам изучения программы

    Личностные результаты освоения программы:

    При изучении кружка ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают,

    как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    уро-ка

    Тема

    Кол-во часов

    Характеристика основных видов деятельности ученика

    Дата кален.

    Дата факт.

    Тема 1. Богатство и бедность  (8 ч.)

    1

    1

    Как создаётся богатство.

     1

    определять источники формирования богатства;

    2

    2

    Источники богатства государства

    1

    сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

    3

    3

    Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

    1

    различать материальные и нематериальные ценности;

    4

    4

    Источники богатства человека

    1

    определять источники формирования богатства;

    5

    5

    Важность знаний в создании богатства.

    1

    осознание взаимосвязи

    труда человека с его результатами;

    6

    6

    Богатство и культура. Богатство и милосердие.

    1

    обосновывать важность меценатства и милосердия;

    7

    7

    Проект на тему «Как распорядиться богатством»

    1

    развивать основы потребительской культуры;

    8

    8

    Налоги. Значение налогов.

    1

    объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

    Тема 2. Труд — основа жизни (10 ч.)

    9

    1

    Ценность и значимость труда.

    1

    обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

    10

    2

    Труд как потребность человека.

    1

    обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

    11

    3

    Заработная плата.

    1

    осознание взаимосвязи

    труда человека с его результатами;

    12

    4

    Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд

    1

    проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда

    людей;

    13

    5

    Важность учебного труда школьников.

    1

    осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы;

    14

    6

    Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

    1

    получать знания о семье как экономической единице общества;

    15

    7

    Причины различий в оплате труда

    1

    осознание взаимосвязи

    труда человека с его результатами;

    16

    8

    Результатом труда людей является продукт труда

    1

    проявлять бережное отношение к вещам, продуктам труда многих людей;

    17

    9

    Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

    1

    проявлять бережное отношение к вещам, продуктам труда многих людей;

    18

    10

    Экскурсия в сельскую библиотеку

    1

    знакомиться с нематериальними ценностями труда.

    Тема 3. Как товары производят (12 ч.)

    19

    1

    Ресурсы для производства товаров

    различать виды ресурсов;

    20

    2

    Прогулка в парк за природным материалом

    1

    проявлять бережное отношение к природным ресурсам;

    21

    3

    Изготовление изделий из природного материала

    1

    формировать бережное отношение к природным материалам;

    22

    4

    Мастера, люди, которые создают товары

    1

    проявлять бережное отношение к вещам, результатам труда

    людей;

    23

    5

    Производители — люди, которые создают (производят) товары

    1

    обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

    24

    6

    Важность труда людей разных профессий.

    1

    уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства

    необходимых товаров;

    25

    7

    Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл»

    1

    проявлять бережное отношение к хлебу, как продукту труда многих людей

    26

    8

    Экскурсия на МТФ

    1

    формировать бережливость, экономность, трудолюбие;

    27

    9

    Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

    1

    формировать уважение к людям труда разных профессий

    28

    10

    Экскурсия на завод «Красный факел»

    1

    знакомиться с трудом рабочих;

    29

    11

    Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

    1

    уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров;  

    30

    12

    Ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа:

    земля, вода, растения и животные.

    31

    13

    Материальные ресурсы. Оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров.

    уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров;  

    32

    14

    Трудовые ресурсы. Мастера, люди,

    которые создают товары.

    уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров;  

    33

    15

    Важность труда людей разных профессий.

    знакомиться с разными профессиями

    34

    16

    Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию»

    1

    знакомиться с разными профессиями


    Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:  

    Для учителя:

    1. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. —

     М. : Вентана-Граф, 2011.

    2. «Дополнительное образование детей http://www.vidod.edu.ru;

    3. http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    4. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

    5. Ноутбук.

    Для учащихся:

    1. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий http://www.megabook.ru;

    2. МультиЛекс Online: электронные словари онлайн http://online.multilex.ru; 

    Согласовано                                          Согласовано

    на ШМО учителей нач. классов          зам. директора по УВР

    «___» _____________ 2016 г.               «___» _____________ 2016 г.

    _____________(Кардашова Н. Н.)             ______________(Попутникова Н. С.)

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Культура добрососедства"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 класс) "Культура добрососедства"....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс

    Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...

    Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

    Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...