Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс
    рабочая программа по зож (4 класс) на тему

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе её авторской программы. Целью кружка является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabprvneur4klass_peshipassazhir.doc112 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

    Директор школы

    _____________/О.В.Тетерина/

    «___» ______________ 2016 г.

    Рабочая программа

     по внеурочной деятельности

    кружка «Я — пешеход и пассажир»

    (спортивно-оздоровительное направление)

    4 класс

    Составитель:   Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,

                                                                               без категории

    2016 год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учётом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

    Программа разработана для курса 34 часа  (1 час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.

    Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе её авторской программы.

    Целью кружка является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

    Общая характеристика. Программа кружка «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

    Особенности содержания. Программа построена с учетом следующих принципов:

    — доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

    — личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

    — линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

    — деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

    Содержание программы:

    1. Ориентировка в окружающем мире. - 6 ч. Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

    2. Ты - пешеход. - 9 ч. Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

    Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными

    стрелками. Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

    3. Ты - пассажир. - 19 ч. 

    В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

    Личностные результаты освоения программы:

    У учащихся будут сформированы:

    • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    • умение регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к участникам дорожного движения
    • ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности других участников движения
    • выполнять основные правила дорожного движения
    • убеждённость в необходимости изучения курса ПДД;


    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    уро-ка

    Тема

    Кол-во часов

    Характеристика основных видов деятельности ученика

    Дата кален.

    Дата факт.

    Тема 1. Ориентировка в окружающем мире  (6 ч.)

    1

    1

    Будем себя беречь.

     1

    характеризовать слова «опасность», «опасный»;

    2

    2

    Будем себя беречь.

    1

    объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

    3

    3

    Транспорт. История создания транспортных средств.

    1

    узнать историю создания транспортных средств;

    4

    4

    Транспорт. Встреча с сотрудником ГИБДД.

    1

    уметь сформулировать и задать вопрос;

    5

    5

    Транспорт специального назначения.

    1

    научиться различать виды транспортных средств специального назначения;

    6

    6

    Транспорт. Игра-соревнование.

    1

    разыгрывать различные роли участников движения;

    Тема 2. Ты - пешеход (9 ч.)

    7

    1

    Правила дорожного движения

    1

    объяснять значение правил дорожного движения;

    8

    2

    Дорожно-транспортное происшествие

    1

    находить и исправлять ошибки в графическом изображении до-

    рожных ситуаций;

    9

    3

    Дорожные знаки

    1

    выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить

    с особенностями своего поведения как участника движения;

    10

    4

    Дорожные знаки

    1

    объяснять значение и функции конкретного знака;

    11

    5

    Дорога

    1

    разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пе-

    шеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их пове-

    дения в зависимости от ситуации.

    12

    6

    Дорога

    1

    предвидеть результат возникшей ситуации при различных дей-

    ствиях в окружающей среде;

    13

    7

    Движение транспорта

    1

    анализировать погодные условия, знать особенности тормозного

    пути транспорта при разных дорожных условиях;

    14

    8

    Движение транспорта

    1

    выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

    игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

    15

    9

    Как перевозят людей

    1

    характеризовать слова «опасность», «опасный»;

    объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внима-

    тельный и невнимательный»,

    Тема 3. Ты - пассажир (15 ч.)

    16

    1

    Ролевая игра «Мы едем в автобусе»

    1

    анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, уста-

    навливать их причины, определять пути исправления;

    17

    2

    Рядом с железной дорогой

    1

    представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

    18

    3

    Населённый пункт

    1

    выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

    игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

    19

    4

    Сигналы водителей, светофора и регулировщика

    соблюдать изученные правила движения;

    20

    5

    Экскурсия на перекрёсток

    1

    анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки;

    21

    6

    Дорожные знаки

    1

    выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить

    с особенностями своего поведения как участника движения;

    22

    7

    Рисование дорожных знаков

    1

    знать и уметь изобразить изученные дорожные знаки;

    23

    8

    Опасный случай

    1

    выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

    24

    9

    Опасный случай

    1

    представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

    25

    10

    Необычные пешеходы и водители

    1

    помогать инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке;

    26

    11

    Необычные пешеходы и водители

    1

    помогать инвалидам в колясках ориентироваться в окружающей обстановке;

    27

    12

    Мы изучаем свой район

    1

    выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам на практике;

    28

    13

    Экскурсия по посёлку

    1

    осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблаго-

    приятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

    29

    14

    Создание плана-карты посёлка

    1

    создать план-карту своего посёлка с указанием знаков дорожного движения;

    30

    15

    Движение транспорта

    1

    Соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее

    (медленнее)?».

    31

    16

    Ролевая игра «Я-пассажир»

    1

    Выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

    игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни).

    32

    17

    Викторина по правилам дорожного движения

    1

    В учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно

    определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты

    (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или

    не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?».

    33

    18

    Завершение рассказа по его началу «Был случай…»

    1

    Анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

    34

    19

    Проверим себя. Тест.

    1

    проводить

    игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их

    поведения в зависимости от ситуации;

    Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:  

               

    Для учителя:

    1. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.

    2. http://school-collection.edu.ru/collection/- единая коллекция ЦОР

    3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

    4.«Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей», автор

         А.Усачев, Москва, изд-во «Самовар», 2014

    5.«Правила дорожного движения», автор В.А. Крутецкая, Санкт-Петербург, изд-во

       «Литера», 2013

    6.«Про правила дорожного движения», автор С.Ю. Волков, Москва, изд-во «Омега-

        Пресс, 2013

    7. Ноутбук

    Для учащихся:

    1. Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий http://www.megabook.ru;

    2. Добрая дорога детства – детская виртуальная газета по ПДД  dddgazeta.ru

    3. Образовательный портал nauki-online.ru

    4. Тесты по ПДД - pdd-test-online.ru

    Согласовано                                          Согласовано

    на ШМО учителей нач. классов          зам. директора по УВР

    «___» _____________ 2016 г.               «___» _____________ 2016 г.

    _____________(Кардашова Н.Н.)             ______________(Попутникова Н. С.)

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности по...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Культура добрососедства"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 класс) "Культура добрососедства"....

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс

    Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...

    Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

    Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...