Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс
    рабочая программа по математике (4 класс) на тему

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.Целью кружка является: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabprvneur4klass_zanmatematika.doc111.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Мухановская средняя общеобразовательная школа».

                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

    Директор школы

    _____________/О.В.Тетерина/

    «___» ______________ 2016 г.

    Рабочая программа

     по внеурочной деятельности

    кружка «Занимательная математика»

    (общеинтеллектуальное направление)

    4 класс

    Составитель:   Кардашова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,

                                                                               без  категории

    2016 год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Занимательная математика» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учётом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

    Программа разработана для курса 34 часа (1 час в неделю), реализуемая в МБОУ «Мухановская СОШ» в 2016-2017 учебном году.

    Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.

          Актуальность программы заключается в создании на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, в реализации своих возможностей, приобретения уверенности в своих силах.

           

     Целью кружка является: воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

           Задачи программы:

    -формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

    -освоение эвристических приемов рассуждений;

    -формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

    -развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

    -формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

    -формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

    -привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. 

    Общая характеристика. «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

    Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в нее включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах

    бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка используются принципы игр

    «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работа в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания принимают форму состязаний, соревнований между командами.

    Содержание программы:

    1. Числа. Арифметические действия. Величины. - 17 ч.

    Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

    Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

    Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

    2. Мир занимательных задач. - 11 ч. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

    3. Геометрическая мозаика. - 6 ч. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

    Требования к планируемым результатам изучения программы

            Личностными результатами изучения данного курса являются:

    - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    - развитие внимательности , настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    - воспитание чувства справедливости, ответственности;

    - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.


    Календарно-тематическое планирование

    № п/п

    уро-ка

    Тема

    Кол-во часов

    Характеристика основных видов деятельности ученика

    Дата кален.

    Дата факт.

    Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины.  (17 ч.)

    1

    1

    Интеллектуальная разминка

     1

    сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

    для выполнения конкретного задания;

    2

    2

    Числа-великаны

    1

    выбирать удобные способы

    для выполнения конкретного задания;

    3

    3

    Мир занимательных задач

    1

    анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос;

    4

    4

    Кто что увидит?

    1

    аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

    5

    5

    Римские цифры

    1

    контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

    ошибки;

    6

    6

    Числовые головоломки

    1

    применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

    7

    7

    Секреты задач

    1

    выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

    8

    8

    В царстве смекалки

    1

    аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать раз-

    ные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

    9

    9

    Математический марафон

    1

    сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

    с заданным условием;

    10

    10

    «Спичечный конструктор»

    1

    контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

    ошибки;

    11

    11

    «Спичечный конструктор»

    1

    контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять

    ошибки;

    12

    12

    Выбери маршрут

    1

    анализировать правила игры, действовать в соответствии с задан-

    ными правилами;

    13

    13

    Интеллектуальная разминка

    1

    включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем-

    ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

    14

    14

    Математические фокусы

    1

    применять изученные способы учебной работы и приёмы вычис-

    лений для работы с числовыми головоломками;

    15

    15

    Занимательное моделирование

    1

    моделировать объемные фигуры;

    16

    16

    Занимательное моделирование

    1

    моделировать из проволоки;

    17

    17

    Занимательное моделирование

    1

    создавать объёмные фигуры из развёрток.

    Тема 2. Мир занимательных задач (11 ч.)

    18

    1

    Математическая копилка

    1

    использовать газеты, детские журналы для составления сборника числового материала для составления задач;

    19

    2

    Какие слова спрятаны в таблице?

    1

    искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся

    в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

    20

    3

    «Математика — наш друг!»

    1

    объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

    конструировать несложные задачи.

    21

    4

    Решай, отгадывай, считай.

    1

    моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;

    22

    5

    В царстве смекалки

    1

    анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать

    из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

    23

    6

    В царстве смекалки

    1

    воспроизводить способ решения задачи;

    сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

    с заданным условием;

    24

    7

    Числовые головоломки

    1

    моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать

    соответствующие знаково-символические средства для моделирования

    ситуации;

    25

    8

    Мир занимательных задач

    1

    оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

    участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре-

    зультат решения задачи;

    26

    9

    Мир занимательных задач

    1

    анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять

    условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

    27

    10

    Математические фокусы

    1

    конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за-

    дачи;

    28

    11

    Блиц-турнир по решению задач

    1

    совершенствовать умение решения логических и нестандартных задач

    Тема 3. Геометрическая мозаика (6 ч.)

    29

    1

    Интеллектуальная разминка

    1

    ориентироваться на точку начала движения;

    проводить линии по заданному маршруту;

    выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

    30

    2

    Интеллектуальная разминка

    1

    анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол-

    ков, спичек) в исходной конструкции;

    составлять фигуры из частей, определять место заданной детали

    в конструкции;

    31

    3

    Математическая копилка

    1

    выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де-

    тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

    32

    4

    Геометрические фигуры вокруг нас

    1

    моделировать объёмные фигуры из различных материалов (прово-

    лока, пластилин и др.) и из развёрток;

    осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

    сравнивать построенную конструкцию с образцом

    33

    5

    Математический лабиринт

    1

    сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат

    с заданным условием;

    объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при

    заданном условии;

    анализировать предложенные возможные варианты верного ре-

    шения;

    34

    6

    Математический праздник

    1

    уметь обмениваться информацией в ходе свободного общения.

    Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения курса:  

               

    Для учителя

    1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2014. — № 7.

    2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2010.

    3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2011.

    4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

    5. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

    6. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

    7. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

    8. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

    9. Ноутбук

    Для учащихся

    1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

    2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

    3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

    4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

    Согласовано                                          Согласовано

    на ШМО учителей нач. классов          зам. директора по УВР

    «___» _____________ 2016 г.               «___» _____________ 2016 г.

    _____________(Кардашова Н.Н.)             ______________(Попутникова Н. С.)                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")

    Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Я — пешеход и пассажир» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс

    Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...

    Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

    Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...