Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»
статья по теме

 

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opros_i_kontrol_znaniydoc.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Ошибки — это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Вы не в состоянии оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.

Е.С.Полат

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Система контроля и оценки (К\О) позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Она ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

К\О в начальной школе имеет несколько функций:

1.    Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребёнка мл-шк\возраста. В конечнем счёте система К\О для учителя становится инструментом оповещения общественности (уч-ся, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития; даёт основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдалённой перспективах, внесение необходимых корректировок в систему обр-ния…

2.    Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения уч-ся учебного материала (полнота и осознанность ЗУН), устанавливается динамика успеваемости, сформированность качеств личности, степень развития осн\мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать содержание обучения… Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные рез-ты его уч\деят-ти, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении…

3.    Воспитательная функция выраж-ся в рассмотрении формир-я положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки уч-ся и тревожности.

4.    Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Младший школьник должен учиться на успехе - ориентация на лучшие результаты.

5.    Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования.

6.    Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога.

Виды контроля результатов обучения

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка рез-ов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления ЗУН, поэтому проводится на первых этапах обучения. Его основная цель - анализ формирования ЗУН уч-ся. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Поддержка ситуации успеха.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1.    ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить отметку

2.    при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме

3.    возможность получения более высокой оценки своих знаний

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. При выставлении переводных отметок отдается предпочтение более высоким.

Методы и формы организации контроля

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окр\мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Диалог учителя с 1 уч-ся или с класом проводится в основном на первых этапах обучения по продуманной системе вопросовМонологическая форма ответа в нач\школе не распространена. Для монолога уч-ся у доски целесообразно выбирать проблемные вопросы, требующие самостоятельного творческого подхода (тематические творческие рассказы).

Письменный опрос заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письм\проверка ЗУН уч-ся по небольшой (не пройденной до конца) теме курса. На начальном этапе становления ЗУН она не оценивается отметкой. Может проводиться фронтально и индивидуально.

Динамичные самостоятельные работы (5-10 мин) проверяют ЗУН уч-ся по отдельным существенным вопросам курса (карточки, таблицы, тестовые задания); в первый период изучения темы целесообразно отметкой оценивать лишь удачные работы.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки ЗУН шк-ов по крупным изученным темам программы. Оценивается отметкой. Содержание работ может организ-ся по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. За правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше "3", за вариант Б - не выше "4", за вариант В - "5".

Тестовые задания - стандартизированная методика проверки успеваемости, дающая точную количественную характеристику как уровня достижений шк-ка по конкретному предмету, так и уровня общего развития.

Графические работы - рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Используются на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения уч-ся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространсвенной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Виды технологий контроля знаний, умений обучающихся:

Разноуровневые задания

Задача: организация письменной проверки знаний и умений обучающихся, используя дифференцированный подход.

1. Подбираются задания разного уровня сложности; определяется их цветовая гамма, количество баллов за правильно выполненное задание (1, 2, 3 балла).

2. На каждую парту предоставляется набор заданий (пакет). Задача обучающихся — определить для себя уровень заданий, произвести выбор карточек (Приложение 1).

3. Время выполнения ограничено.

4. После проверки и тщательного разбора, выполнение предыдущих заданий может оцениваться по более низким баллам, и наоборот.

“+” подобная работа позволяет провести проверку знаний учеников в течение 10-15 минут по определенной теме, предмету; выбор карточек с заданием показывает, насколько объективно ученик оценивает свои возможности, каковы его интересы, какие задания вызывают затруднения; один пакет заданий можно использовать неоднократно; такой вид проверки удобен при подготовке к контрольной работе;

“-” учителю необходимо заготовить достаточно объемный пакет материалов для каждого ученика; необходимо акцентировать внимание на то, что работать следует самостоятельно (если карточка вызывает затруднения, можно предложить ученику выбрать другую карточку).

Мнемотурнир

Задача: организация проверки знаний, требующих долговременное сохранение и точное воспроизведение, закрепление изученного материала, развитие слухового и зрительного анализаторов, формирование коммуникативных навыков, снятие тревожности.

1. Сообщается организационный регламент.

2. Формируются подгруппы.

3. Задаются вопросы (письменно, устно).

4. Каждый обдумывает вопрос, ответы заносят в таблицу (Я), проставляется степень уверенности в ответе (Приложении 2)

5. После выполнения всех заданий, ответы обсуждаются в группе. Скорректированный ответ заносится в таблицу (Группа), проставляется степень уверенности (0 – не знаю, 1 – сомневаюсь, 2 – уверен).

6. Сообщается правильный ответ, записывается в таблицу (Эталон).

7. Учащиеся выставляют итоговый балл.

“+” такой вид проверки позволяет детям без лишних эмоциональных переживаний контролировать свои знания, способствует сохранению здоровья обучающихся, формирует навыки сотрудничества, развивает умение отстаивать собственную точку зрения, воспитывает законопослушание (при четком выполнении инструкций педагога), позволяет в короткое время проверить уровень общего усвоения пройденного материала;

“-” однако, при выполнении подобной работы продолжительное количество раз, обучающиеся находят способы обойти инструкции, тем самым улучшая собственный результат (подобное поведение указывает на низкий уровень сформированности у обучающихся нравственных норм).

Взаимоконтроль

Задача: организация устной проверки знаний и умений обучающихся путем совместной деятельности, общения; воспитание положительной Я-концепции, закрепление изученного материала.

1. Обучающиеся составляют вопросы разного характера по пройденному материалу, заносят в таблицу (Приложение 3).

2. Класс разбивается на “учителей” и “учеников”.

3. В течение заданного времени (7-10 минут) “учителя” опрашивают “учеников” по составленным вопросам, заносят результаты ответа в таблицу (+, +-, -+, -)

4. По истечении времени обучающиеся меняются ролями.

5. Выделяются наиболее активные участники процесса, грамотно сформулированные вопросы и задания, верность ответов.

“+” подобный вид проверки является наиболее популярным у учеников, они с удовольствием общаются между собой, имея возможность продемонстрировать собственные знания, выступают в роли учителя, консультанта; при частом использовании данного вида работ обучающиеся самостоятельно организуют собственную деятельность, у учителя появляется свободное время на уроке; ученики получают как минимум две отметки: за составленные вопросы (насколько разнообразны, верны, грамотны, охватывают весь изученный раздел и т.д.) и ответы, полученные при общении с другими обучающимися; наблюдая за работой учеников можно оценить уровень взаимоотношений обучающихся, степень развития коллектива;

“-” первоначально педагогу необходимо продемонстрировать вариативность составления вопросов, указав на возможные типичные ошибки; такой вид контроля требует времени на обучение учеников правилам работы: говорить вполголоса, не мешая другим, не превращать работу в разговоры, при оценивании друг друга быть объективным.

Взаимный диктант

1. Готовятся разные тексты диктантов: вырезки из журналов, газет (желательно с картинками).

2. Каждый ученик читает свой текст.

3. Педагог отвечает на вопросы.

4. Обучающиеся разбиваются на пары, диктуют по очереди тексты по предложениям.

5. Обмениваются тетрадями и проверяют написанное, исправляют ошибки (без текста).

6. Самостоятельно проверяют работы по карточкам, исправляют ошибки. Обсуждают.

7. Смена пар.

Ищу ошибки

1. Предлагается текст (один) с ошибками (по пройденному материалу) для каждого ученика.

2. Проверка текста, исправление ошибок (синей пастой).

3. Поиск ошибок в группе, корректирование, исправление (зеленой пастой).

4. Нумерация ошибок, вспоминание правила (на обороте листа).

5. Общая проверка результатов работы.

Шефы

1. Педагог сообщает в старшем классе о необходимости организации проверки знаний в младшем классе, предлагает повторить правила, подготовиться к контролю.

2. Ученики младшего класса одновременно готовятся к проверке знаний.

3. Работы в парах, коррекция знаний.

Пропуск

1. Половина класса назначается часовыми. Каждому выдается эталон пароля (слова, правила и т.д.). Ученики получают листы, куда вписывают пароли.

2. Ученик записывает пароль под диктовку часового.

3. Часовой проверяет пароль без эталона, исправляет ошибки (зеленой пастой).

4. Проверяет пароль по эталону, исправляет ошибки (красной пастой).

5. Если ответ правильный, часовой сдает свой пост ученику и принимает его роль.

Магнитофонный опрос

1. Подготовка необходимого оборудования (магнитофон, диктофон и т.д.).

2. Запись ответа на вопрос (первоначально смелого обучающегося).

3. Запись ответов на вопрос других обучающихся (во время организации самостоятельной работы остальными учениками).

4. Проверка записи ответов.

5. Оценивание.

В процессе организации данных видов контроля знаний, умений обучающихся, необходимо формировать у учеников навыки взаимодействия, сотрудничеств. Для этого предложите им правила, которые можно разместить в уголке класса.

Общие правила сотрудничества:

1. Каждый участник обязан действовать в соответствии с ролью (учитель, эксперт, консультант, секретарь, руководитель подгруппы, член подгруппы).

2. Каждый обязан внимательно слушать, следить за ходом учебной деятельности и стараться понять ее.

3. Каждый обучающийся должен стараться найти ответ, выполнить задания.

4. Выступать нужно коротко, ясно, убедительно обосновывать утверждения.

5. Каждый должен быть дружественным, не переходить границу деловитости.

Тестовая оценка знаний учащихся начальных классов

В качестве основного средства контроля и проверки обязательного уровня обученности, использую в своей работе наборы тестов, которые признаются сегодня наиболее объективными измерителями.

Что такое тест? С английского – испытание, проба, исследование. Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о ЗУНах учащихся. (В США, Великобритании, Германии, Турции.)

Преимущества перед традиционными методами контроля знаний:

1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

2. Оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.

3. Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

Но затруднительно проверяет углубленное понимание предмета, овладение стилем мышления.

Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного контроля.

Разновидности педагогических тестов:

Закрытые тесты (на вопросы дают готовые ответы: 4-5, один из них правильный) ВЫБОРОЧНЫЕ.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (противоположные, надо подобрать ответ, как правило, 2, 3).

ТЕСТ-СЛИЯНИЕ (установить соответствие элементов одного множества элементам другого множества, один столбец от 2 до 5, второй в 2 раза больше)

РАНЖИРОВАНИЕ (установление правильной последовательности действий: дается инструктаж для выполнения: установить правильную последовательность).

Тесты-дополнения (продолжить формулировку: “ определение – это…”).

Количество тестов разных видов в книге Аванесова В.С. “Формы тестовых заданий”.

Тесты различаются по показателям степени выявления итогов обученности:

Уровень различения – низшая ступень обученности (учащийся отличает данный объект, процесс, явление от аналога). Выражается это в том, что при предъявлении ему, например, правил орфографии, обучаемый может только отличать их друг от друга, но написать и объяснить их не может. Тесты первого уровня – закрытые (выборочные) или альтернативные.

Уровень запоминания. (Учащиеся отвечают на вопросы репродуктивного плана. Тесты второго уровня предполагают дать определенные правила, термины, пояснения…) Это тесты дополнения.

Уровень понимания. (Нахождение существенных признаков и связей исследуемых явлений, установление сходства и отличия, сопоставление, ранжирование полученной информации с имеющимися данными) Тесты сличения – ранжирования.

Уровень переноса знаний. Для выявления творческих способностей учащихся. Предполагают применение практики, знаний и умений.

НАПРИМЕР:

1. Выборочные. 

Какие существительные не соответствуют I склонению:

а) ягода;

б) погода;

в) школа;

г) небо;

д) картина?

Информатор: небо (4)

2. Тест-дополнение.

Чтобы определить падеж имени существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу определи падеж.

а) Скоро будет /…?/ Москва /…/

б) Самолет летит /…?/ Москвой /…/

в) Мы увидели внизу /…?/ Москву /…/

г) /…?/ О Москве слагают новые стихи и песни /…/.

д) Москва /…?/ встречает всех гостей радушно. /…/

Информатор: 1. Что? (именительный падеж)

2. Над чем? (творительный падеж)

………………………………………

Может быть дополнительный вопрос:

- Дополни название падежа, который не назвали. Приведи пример предложения, где слово в названном падеже.

Информатор: родительный падеж / чего? / Москвы.

3. Тест-сличение.

Среди данных предложений найди антонимические пары:

а) через час по чайной ложке.  

б) Ходит вокруг да около.  

в) Семимильными шагами.

г) Воды в рот набрать.

д) Семи пядей во лбу.         

1) Брать быка за рога.

2) Единым духом.

3) Рта не закрывать.

4) Олух царя небесного.

5) Черепашьим шагом.

Информатор: а-2; б-1; в-5; г-3; д-4

4. Тест- ранжирование.

Укажите правильную последовательность разбора слова по составу:

а) основа;

б) приставка;

в) окончание;

г) суффикс;

д) корень.

Информатор: 3, 1, 4, 2, 5.

Целесообразно составление контрольных схем на каждого ученика индивидуально:БЛОКИ        

№№

ЗАДАНИЙ        

Результаты выполнения заданий-тестов

№ заданий, ответы на которые даны полно и правильно        

№ заданий, ответы на которые даны не полно, но правильно        

№ заданий, ответы на которые даны не правильно        

№ заданий, ответы на которые вообще не даны

80 % правильно выполненных заданий по каждому блоку позволяет поставить ученику оценку “зачтено”.

Если учеником не достигнут этот уровень по предмету, в его документе пишется “не зачтено”.

Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. В кибернетическом представлении контроль рассматривается как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося).

Обратная связь служит основанием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации, руководства и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием навыков и умений.

Планомерное осуществление контроля позволяет учителю привести в систему усвоенный школьниками за определенный период материал, выявить успехи в учении, пробелы и недостатки в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и у всего класса в целом, определить качество усвоения пройденного. Объективный анализ результатов контроля за учебной деятельностью учащихся служит для учителя и руководителей школы основой определения состояния учебно-воспитательной работы и мер, необходимых для ее совершенствования. Контроль, осуществляемый учителем, в сочетании с самоконтролем дает возможность каждому ученику видеть результаты учения и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков.

Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению школьников учителем, расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов учащихся. Каждый ученик, активно участвуя в процессе контроля, не только отвечает на вопросы учителя и выполняет его задания, но и осмысливает ответы своих товарищей, вносит в них коррективы, выполняет дополнительную работу над недостаточно усвоенным материалом.

Контроль в процессе обучения характеризуется также большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формирует у них положительные нравственные качества и коллективистические отношения, создает здоровое общественное мнение.

Комплексное использование всех функций контроля за учебной деятельностью учащихся в конечном счете направлено на повышение качества обучения и воспитания школьников. В этом заключается принципиальное отличие контроля в советской школе от школы буржуазной, в которой он служит целям ограничения образовательных возможностей для детей трудящихся.

В первые годы работы советской школы контроль, осуществляемый учителем, порой заменялся различными видами коллективного самоконтроля учащихся, причем в ряде случаев по ответу или отчету одного ученика определялась результативность работы всего коллектива (бригады или класса). Центральный Комитет нашей партии в постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932) указал на необходимость положить в основу учета школьной работы текущий индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся. На этой основе организуется и осуществляется контроль за учебной работой учащихся в современной школе.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

1. Индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот.

2. Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.

3. Разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам.

4. Всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

 5. Объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении его к некоторым из них.

6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта учителя.

7. Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Содержание контроля определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся. Очень важно, чтобы контроль, как это нередко наблюдается в практике работы школ не сводился исключительно к проверке знаний учащихся путем простого воспроизведения полученной школьниками от учителя или из учебников информации. В процессе контроля большое значение имеет комплексная проверка всей учебной деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования общеучебных и специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, творческих способностей.

В советской школе, осуществляющей общеобразовательную и политехническую подготовку учащихся, основными видами контроля за учебной деятельностью учеников являются текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках. Этому виду контроля обычно предшествует тщательное ознакомление учителя с успехами учащихся в усвоении ранее пройденного материала и общим уровнем подготовленности учащихся (на основе внимательного изучения письменных и других работ учащихся, данных из классных журналов, проведения бесед с учителями, которые прежде работали или теперь работают в данном классе, посещения уроков своих коллег в том классе, где предстоит работать). Текущий контроль проводится с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности, проверки знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.

Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к систематической самостоятельной работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за порученное дело.

Периодический контроль проводится обычно после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке учебной деятельности учащихся по освоению сравнительно большего объема материала.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при окончании курса обучения в восьмилетней и средней школе с обязательным учетом результатов текущего и периодического контроля.

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Одним из основных методов контроля является проводимое учителем планомерное, систематическое наблюдение за учебной работой учащихся на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют установить отношение ученика к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся путем применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний, умений и навыков.

В связи с тем что итоги наблюдений за учениками нелегко удержать в памяти, учителя ведут специальные записи в личных тетрадях или дневниках, которые способствуют объективному определению динамики развития и подготовки учащихся.

Наряду с наблюдениями широко применяются устные, письменные и практические методы контроля, экзамены и (в меньшей степени) зачеты. К методам устного контроля относятся: опрос учащихся, контрольное чтение карты, чертежа, технической или технологической документации. При формулировке контрольных вопросов во время устного опроса учителю следует предусмотреть возможность получения в ответах учащихся исчерпывающей информации как об уровне приобретенных и усвоенных знаний, так и об умении оперировать ими, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, аналогии и противопоставления, индукции и дедукции и др.).

Методы письменного контроля характеризуются высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большой самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности всего класса и каждого ученика в отдельности. В сравнении с устными методами письменный контроль отличается индивидуальным характером выполнения заданий и наличием определенных трудностей в организации и проведении, а также необходимостью затраты значительного времени учителем на проверку выполненных учениками работ.

Основными методами письменного контроля являются диктанты и изложения, классные и домашние сочинения, письменные ответы на вопросы, решение различных задач и упражнений. Домашние письменные работы, сочинения, рефераты, позволяя экономить время урока, не дают учителю возможности установить степень самостоятельности выполнения их учащимися, что снижает ценность этих работ для контроля и обуславливает примене ние их главным образом в обучающих целях. Кроме того, выпол нение учащимися домашних работ требует большой затраты времени и поэтому должно четко планироваться, с тем чтобы не вызывать перегрузку школьников.

При проведении письменных контрольных работ в классе са мостоятельность выполнения их учащимися обеспечивается вари ативностыо заданий, наблюдением учителя за работой учеников а главное — созданием в классе здорового общественного мне ния и формированием чувства высокой ответственности и созна тельности, исключающих недобросовестное отношение некоторых учеников к выполнению письменных работ (списывание исполь зование подсказок, шпаргалок и т. п.).

Положительное психологическое и стимулирующее воздействие имеют письменные задания творческого характера, при выполнении которых учащимся разрешается пользование учебниками, справочниками, словарями, картами, таблицами и другими учебными пособиями.

В целях сокращения времени на выполнение некоторых видов письменных контрольных работ практикуется применение программированных средств: пособий с печатной основой, в которых учащимся предлагается заполнить имеющиеся там пропуски (словами, буквами, знаками, цифрами), выбрать один из не скольких приводимых ответов на заданный вопрос, подчеркнув или отметив его, перфокарты и др. Применение таких пособий значительно облегчает работу учащихся и проверку выполненных заданий учителем. Необходимо только иметь в виду, что исполь зование программированных средств контроля снижает творческие возможности учащихся при выполнении заданий. Методы практического контроля преследуют задачи проверки умений и навыков учащихся и применения усвоенных ими знаний. К таким методам относятся: решение экспериментальных задач по математике, физике, химии, биологии и некоторым другим предметам, постановка и проведение несложных опытов, наблю дений, отдельных операций в школьных учебных мастерски учебно-производственных комбинатах и ученических произвол ственных бригадах, выполнение опытнической работы на пришкольных участках. В эту группу входят также методы графического контроля, с помощью которых проверяется выполнение учащимися чертежей, схем, графиков, диаграмм и т. п. Как и другие методы контроля, письменная проверка учебной деятельности учащихся органически сочетается с другими сторонами процесса обучения.

Экзамены проводятся в целях итоговой проверки учебной работы учеников, служат средством государственного контроля за работой учителей и школ. Подготовка к экзаменам обеспечивает повторение и систематизацию изученного материала, вы ступает в качестве действенного мотива учения школьников Вместе с тем нельзя не учитывать, что подготовка к экзаменам и их проведение требуют от учащихся затраты больших усилий и высокого нервного напряжения. В целях устранения перегрузки учащихся в современной общеобразовательной школе экзамены проводятся только в выпускных классах восьмилетней и средней школы по основным предметам. Практиковавшиеся ранее переводные экзамены в других классах были отменены Министерством просвещения РСФСР. Перевод учащихся в невыпускных классах теперь производится по итогам текущего и периодического контроля за их учебной деятельностью. В некоторых союзных республиках и сейчас проводятся экзамены по основным предметам в невыпускных классах.

Зачеты проводятся в старших классах массовой общеобразовательной школы по отдельным разделам программы с учетом результатов текущего контроля. Более широкое применение находят зачеты в вечерних (сменных и заочных) школах, в связи с тем что работающие учащиеся по объективным причинам не всегда имеют возможность выполнять учебные задания так же систематически, как ученики массовых школ, и поэтому текущий контроль в школах рабочей молодежи бывает более затруднительным и менее эффективным.

Зачеты способствуют основательному изучению всех разделов учебной программы, так как учащиеся подвергаются проверке по каждой теме. Осложняет применение зачетов необходимость затраты на их проведение значительного дополнительного времени.

Творческая педагогическая мысль советских дидактов и передовых учителей настойчиво изучает пути совершенствования и повышения эффективности экзаменов и зачетов в общеобразовательной средней школе.

Формы организации контроля за учебной деятельностью учащихся

В зависимости от специфики организационных форм различают контроль, осуществляемый учителем: фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный (или уплотненный) и самоконтроль учащихся. При фронтальной форме организации контроля на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся класса. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса. Учитель ставит вопросы, как правило, перед всем классом, чтобы в обсуждении этих вопросов принимали участие все учащиеся. Каждый ученик может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей, подтвердить эти дополнения примерами и т д. Очень часто фронтальный опрос принимает вид оживленной беседы. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части учащихся класса.

Однако при фронтальном контроле бывает трудно обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого ученика в отдельности.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной ра боты или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий. При этом вопросы ставятся перед этой группой, в их разрешении участвуют ученики, работавшие в составе данной группы, но с обязательным привлечением к обсуждению остальных учащихся класса.

Индивидуальный контроль широко применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к классной доске или к столу с приборами, к карте хотя не исключается ответ ученика и с места, если при этом не нужны записи или графические изображения, за которыми должны следить все ученики, наглядные пособия и различное учебное оборудование. В содержание ответа ученика входит объяснение теоретических вопросов, выполнение по заданию учителя различных упражнений, задач и экспериментов. При индивидуальном контроле учитель обращает внимание на обстоятельность и осознанный характер ответа учащегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых им положений, умение применять усвоенные знания.

С этой целью ученику задают дополнительные и наводящие вопросы.

Учитель устанавливает определенную систему индивидуального опроса, заблаговременно при планировании урока опреде ляя по результатам своих наблюдений и предшествовавшего контроля, кого из учеников следует спросить на том или ином уроке и по каким разделам. Система эта не должна быть трафаретной и неизменной, так как шаблонный ее характер не обеспечит поставленной цели, поскольку система становится хорошо известной учащимся и контроль теряет элемент неожиданности, имеющий немаловажное значение для обеспечения систематической подготовки учащихся к урокам.

Контроль должен стимулировать постоянную работу всех учеников, и это в известной степени достигается его неожиданностью для учащихся. Данное положение, понятно, не исключает возможности предварительного предупреждения отдельных учеников о предстоящей проверке, если эти ученики получали задания по самостоятельной работе, связанной с устранением пробелов в знаниях, умениях и навыках.

При продуманной организации индивидуальный контроль воспринимается учащимися как обычный элемент учебного процесса и не вызывает отрицательных эмоций. Очень важно сосредоточивать внимание всех учащихся класса на ответе товарища, обеспечивать активное участие школьников в той части урока, которая занята индивидуальным контролем. Достигается это такими приемами, как постановка учителем проблемных вопросов или заданий перед всем классом с последующим вызовом для ответа того или иного ученика (как при фронтальном опросе), комментирование учащимися отдельных положений ответов своих товарищей, дополнение их сообщениями и примерами, предложение других, оригинальных способов выполнения упражнений и решения задач и др.

Одним из приемов активизации индивидуального контроля являются вопросы учащихся своему товарищу во время его ответа. Следует, однако, учитывать, что нельзя слишком широко пользоваться этим приемом, так как, во-первых, ученику, задающему вопрос, не всегда удается правильно его сформулировать; во-вторых, снижение оценки за вопрос товарища может вызвать осложнения в их отношениях. Лучше, если вопросы школьников будут трансформированы учителем и от его имени предложены отвечающему.

Индивидуальный контроль рассчитан на проверку во время урока небольшого количества учащихся, он зависит от времени, отводимого на проверку, характера и объема изученного и подлежащего проверке материала, уровня подготовки учащихся.

В комбинированной форме контроля (при так называемом уплотненном опросе) достигается удачное сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Особенностью этой формы контроля является одновременный вызов учителем для ответа нескольких учащихся, из которых один отвечает устно, 1—2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимые графические работы или записывая условия и ход решения задач, а остальные за отдельными партами выполняют индивидуальные письменные или практические задания.

Достоинства уплотненного опроса заключаются в том, что он дает возможность основательно проверить несколько учащихся при сравнительно небольшой затрате времени. Серьезные возражения против этой формы контроля основываются на том, что она ограничивает обучающую функцию проверки, так как учащиеся, самостоятельно выполняющие задания, не принимают участия во фронтальной работе с классом, а результаты их деятельности проверяются учителем за пределами урока. Кроме того, при отсутствии у учителя достаточных навыков распределения внимания, бывает довольно трудно одновременно проводить беседу с одним учеником, следить за работой самостоятельно выполняющих задания и привлекать к активному участию в учебной работе остальной состав класса.

Поэтому рекомендуется подвергать уплотненному опросу одновременно ограниченное количество учащихся (3—4 человека) применять эту форму контроля преимущественно в тех случаях, когда обучающее значение контроля не имеет решающего значения (например, после того как материал в общем уже усвоен и есть необходимость осуществить проверку только некоторых учащихся). Комбинированная форма контроля предоставляет воз можность использовать программированные средства для проверки знаний, умений и навыков учащихся в большей степени, чем при других формах контроля.

Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью учащийся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач, упражнений, опытов и т. д. В организации самоконтроля учащихся применяются средства машинного и безмашинного программирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионально  образования РФ от 19.11.1998 г.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...

Методическое письмо МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.

Данный материал помогает мне при оценке знаний моих учеников по предметам. Надеюсь, что он будет полезен моим коллегам....

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы г...

Методическое письмо Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов  по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивид...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г...