Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
методическая разработка по теме

Андрейчик Елена Евгеньевна

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.

 

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач педагогической деятельности учителя. Такой компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач педагогической деятельности учителя. Такой компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

Система оценивания и контроля учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В практике работы школы используются отметки и оценки. Отметка – это  цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности. Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Отметка выражается в баллах, оценка – в вербальной форме. Оценка должна предшествовать отметке. Отметка выводится из оценки. В практике учителей мы наблюдаем обратную картину: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, комментарии часто носят краткий, свернутый характер. Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным – оценочных суждений учителя, заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив пред ним, а в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при выполнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому,  либо  к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.

Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.

  1. обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;
  2. воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
  3. ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимание им собственных знаний;
  4. стимулирующая – воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений, оценка воздействует на личность в целом; под ее непосредственным влиянием либо ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы;
  5.  диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных в учебных программных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
  6. проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя – контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу. Для реализации этой функции оценки информация, получаемая по каналом обратной информации, должна быть оперативной, полной и точной. Для достижения этой цели учителя используют различные формы контроля и оценки знаний – текущий, промежуточный, итоговый, фронтальный, индивидуальный, уплотненный.
  7.  формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования – адекватная самооценка школьников (особенно младших), формируется под воздействию отметок и оценочных суждений учителей. Представления учащихся о своих учебных способностей складываются преимущественно под воздействием оценочных суждений учителей и одноклассников. Самооценка,  формирующаяся под воздействием отметок и оценочных суждениях учителя, становится внутренним фактором, регулирующим учебную деятельность школьника. Если эти воздействия носят негативный характер,  то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе. Если такие учащиеся не находят иного способа компенсировать учебные неудачи другими средствами (занятие спортом, например), то они прибегают ложным формам повышения своего статуса в классном коллективе т обретения уверенности в себе.
  8.  мощный мотив учебной деятельности учащихся;
  9. изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. «Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок. Положительная оценка, как правило, укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на его учебные успехи и отношения с другими учениками. Учащиеся, получающие постоянно негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе. Лишение социальной поддержки, групповой защиты ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности, к поиску ими референтных лиц и групп за пределами учебного коллектива. Наряду с этим неумеренная и не всегда обоснованная похвала «отличников»  может также вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников и привести к сходным социально-психологическим последствиям, сто и в случае со слабыми учениками. Лишь применение адекватной педагогической оценки может изменить положение того или другого ученика в группе, обеспечить ему оптимальный психологический комфорт, снять конфликты и психологические напряжения в случае неблагоприятных отношений с товарищами, способствовать положительному влиянию нормального общения на учебную успешность школьника».  

2. Виды контроля результатов обучения.

Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и мнений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выяснить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планировке последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В этот период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки – отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, достать материал, исправить полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отметки не ориентируется на средний бал, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.

3)  возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

 

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III  учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдаётся предпочтение более высоким.

3. Методы и формы организации контроля.

Устный опрос требует устного изложения изученного материала. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос проводиться в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того. что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести  информацию, но и неосознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать своё мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

  Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

  Самостоятельная работа – небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой теме. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознания понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыков, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводится фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными способностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который много пропустил учебных дней, не усвоил какой-то программный раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе.  Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы  и для застенчивых, и робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предполагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тесты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучали тему «Вода». Учитель предлагает в качестве самостоятельного проверочного задания заполнить таблицу. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме. программе. Проводятся в течении всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки. связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, пользоваться правилами языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведенье). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться одноуровневым и разноуровневым, отличающимся по степени сложности вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнения варианта «А» ученик получит отметку не выше «3», за вариант «Б» - не выше «4», а за вариант «В» - «5». При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную качественную характеристику не только уровней достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую характеристику класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования. работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания. Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем «звуковая модель слова», «состав предложения», «синтаксический разбор предложения», «дикорастущие и культурные растения; составление диаграммы «свойства воздуха»; графические рисунки «образование родника», «реки» и др.

4.Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших  

   школьников.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

  1. качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
  2. степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
  3. степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);
  4. уровень развития познавательной активности, интересов отношения к учебной деятельности; степень прилежания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

5. Требования к оцениванию.

Прежде всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.

Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личное отношения учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, не взирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику оценка завышается, а троечнику – занижается.

Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность.

Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценивать, похвалить, исправить ошибки, пожалеть или усилить наказание. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается («не подсказывай» - а он нашел у соседа ошибку; «исправил» - а он у себя нашел ошибку...). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.

Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонами, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.

Система контроля – оценочная основа обучения – становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.

Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки.

Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода.

С учетом современных требований оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1).

Характеристика цифровой оценки (отметки).

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» (хорошо) –  уровень выполнения требований   выше   удовлетворительного:

использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») -  достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной  работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного  суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего) успешных результатов и раскрытие  причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

6. Система методик изучения результативности работы по обеспечению качества образования.

 1. Методика определения зоны актуального ближайшего развития ученика.

Учитель выбирает небольшой  по объему материал на 7 – 10 минут базисного уровня, объясняет его  и показывает образец применения. Затем предлагает учащимся самостоятельную работу по этому материалу на 10 минут. Если ученик справляется с ней без труда, то он находится в зоне актуального развития, если только с помощью учителя, то в зоне ближайшего развития.

2. Методика выявления уровня обучаемости учащихся.

Учитель:

1) выбирает материал на 7-10 минут из базисного содержания;

2) повторяет с учащимися все, что нужно для усвоения новой информации и объясняет новое;

3) показывает образец применения знаний в сходной ситуации;

4) показывает образец применения знаний в новой ситуации;

5) предлагает самостоятельную работу с 4 группами вопросов;

   а) просит повторить то, что учащиеся знали;

   б) просит ответить на вопросы по данному содержанию;

   в) просит выполнить задание по образцу;

   г) просит выполнить задание в новой ситуации.

3. Ключ к определению уровня обучаемости

Как только с заданиями справились 3-4 человека в группе, собираются работы по следующим критериям:

1. Если ученик выполнил все задания, то он находится на высоком уровне обучаемости.

2. Если ученик выполнил 3 задания, то он находится на среднем уровне.

3. Если ученик выполнил менее 3 заданий, то он находится на низком уровне.

Эта методика может служить основой формирования уровневых групп в классе (базовой, общей, продвинутой в системе разноуровнего  обучения).

4. Методика определения уровня обученности учащихся

Обученность – реально усвоенные знания, умения и навыки.

Уровни обученности:

1) различение;

2) запоминание;

3) понимание;

4) умения и навыки;

5) перенос в новую ситуацию, творчество.

Составляется самостоятельная работа для учащихся, включающая 5 вопросов. Ученику предоставляется выбрать то, что он может выполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе.

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98.Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начал...

Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»

Статья   «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута  Федорова Ольга Юрьевна...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионально  образования РФ от 19.11.1998 г.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Методическое письмо МОиН РФ "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" № 1561/14-15 от 19.11.98 г.

Данный материал помогает мне при оценке знаний моих учеников по предметам. Надеюсь, что он будет полезен моим коллегам....

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы г...

Методическое письмо Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Методическое письмо разработано с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов  по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивид...

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г...