Формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
статья по теме

Завозина Наталья Леонидовна

материал для методического семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_chteniya.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного  чтения.

 Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного  чтения волнует каждого учителя и всегда волновала меня, поскольку чтение играет очень важную, доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного  мозга».

       Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса.

    Известный учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу о том, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.

      Многие учителя да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает делать учитель.

       От навыка чтения в огромной роли зависит качество знаний по другим предметам. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание содержания задач, математических заданий.

       Поэтому задача учителя – пробудить у детей интерес, желание учиться, познавать, открывать новое, и, конечно, овладеть высокой техникой чтения.

      Формирование навыка чтения я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит эффективное обучение ребёнка по всем учебным предметам. Как показывает практика, если ребёнок имеет высокую технику чтения, то он хорошо успевает и по другим учебным дисциплинам.

      Главное назначение начальной школы, в соответствии с задачами реформы, - воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично  развивающейся личности младшего школьника.

      Начальная школа обязана научить детей сознательному чтению, письму и счёту, правильной и полноценной речи. Привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус. Средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам. Способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

       Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит чтению.

В.А.Сухомлинский писал: «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

       Программа  по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.  Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения  как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

      Развитие навыка чтения, на первом году обучения, предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение). На втором году  обучения – постепенное введение чтения про себя, на третьем и четвёртом году обучения – наращивание скорости  чтения и овладение рациональными приёмами  чтения.

      Литературное чтение в начальных классах преследует основную цель - помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа донести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы в ее специфике как искусства отражения реальной действительности посредством художественного слова и таким образом обогатить его читательский опыт.

      Развитие читателя предполагает формирование такого вида деятельности, которое  позволяет воспринимать текст /читать вслух, молча, выразительно, выборочно, подробно изучать текст или только познако миться с ним/; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смыслового содержания /иметь свое суждение, выражать эмоциональное отношение и т.д./; воссоздавать в своем воображении прочитанное; воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации или прое цировании на себя ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществ ления правильной читательской деятельности.

      В центре уроков чтения стоит художественное произведение. Текст литературного произведения на уроке чтения в начальной школе является не только средством реше ния разнообразных педагогических задач /формирование навыка чтения, нравственное воспитание, знакомство с реальной действительностью/, он самоценен.

      Задача формирования навыка чтения представляется технической и подчиняется решению содержательных за дач, связанных с освоением различных аспектов художественной словесности.

      Ведущая цель урока литературного чтения - анализ содержания и формы литературно го произведения. Все же остальные задачи - развивающие и воспитываю щие - решаются опосредованно, через ведущую.

      Восприятие художественного произведения не может быть сведено к воссозданию опи сываемой автором жизненной ситуации. Важно донести до осознания уча щихся не столько жизненную картинку, сколько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценка и раз мышление по данному поводу.

      Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

      Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.

      Разбирая произведения, дети обучаются переносу приёмов выразительного устно - речевого общения на чтение текстов.

      Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интенсивным.

      Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

      Бесспорно, на непосредственное чтение учащимися должно уходить не менее 30 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить! Для того, чтобы повысить технику чтения, прежде всего, нужно выявить факторы, мешающие быстрому чтению. При проверке техники чтения мною были выявлены такие факторы:

      1.Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У не тренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3.

      2. У детей 6-7 лет часто плохо развита память – это отражается на технике чтения, если предложение большое они забывают, о чём прочитали в самом начале.

      3. Недостаточное использование явления антипации (смысловой догадки). У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд, и понимание осуществляется вместе с чтением.

      Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.

      Какие-либо задержки в выработке техники чтения (и прежде всего способа – плавного слогового и целыми словами, а также темпа чтения) отрицательно сказываются на смысловой стороне, задерживают понимание.

      Издавна учителя, методисты, психологи, наконец, родители искали и продолжают искать продуктивные пути и способы такого обучения чтению, когда техническая и смысловая сторона в нём находятся в гармонии, чтобы техника чтения ни малейшим образом не только не мешала пониманию, но напротив, благоприятствовала ему.

      К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание – «понимать чтение… составляет главную задачу при обучении грамоте», т.е. обучение пониманию надо начинать буквально с первых школьных шагов. «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д.И.Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика проникать в сущность читаемого, приучить читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». Иначе говоря, речь шла о том, чтобы две стороны процесса чтения – техническая и смысловая – изначально были слиты друг с другом.

       Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на технику чтения (т.е. на способ чтения, правильность, скорость и выразительность).

      Опыт может быть использован как при проведении уроков чтения, так и при проведении других уроков и внеклассной работы. Но в тоже время следует помнить, что раскодирование чужого текста – лишь обязательное средство и одно из условий умения читать. Само же умение читать -  это творческое общение с книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребёнка.

      Таким образом, я учу детей думать, чувствовать и жить.

       Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все упражнения для развития сознательности, беглости, правильности и выразительности  чтения  можно разделить на 4 группы.

I. Упражнения для формирования правильности чтения.

       

       Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, правильное чтение невозможно. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

       Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.

       Память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности  психической деятельности человека.

       Известно, что объём оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 + 2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

       Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более ёмкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Первая группа – упражнения, направленные на развитие                                  внимания, памяти.

 -«Фотографирование» различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить всё, что изображено.

Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Перед демонстрацией  необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» даётся команда «Фотографируем».

  1. Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», т.к.  она согласная).
  2.  Найди лишний слог :

     бо, но, ко, со, кы, ро ( «кы», т.к. остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы» ).

  1. Найди лишнее слово:

река                      слон        

 речка                    лев

ручей                   мак

ручка                   тигр

ручеёк                 ягуар

( В первом столбике слова – ручей, река, речка, ручеёк – родственные слова, значит лишнее слово – ручка. Во втором столбике лишнее слово – мак, т.к. слова – лев, тигр, ягуар – животные, а мак-цветок ).

  1. Раздели слова на две группы :

   а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

   1 группа - «Домашние животные»

   2 группа – «Птицы» .

   б) заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец.

   1 группа – «Животные»

   2 группа – «Овощи».

  1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память).

 -  Игра "Синонимы" /"Антонимы" хорошо развивает как память,

так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.

трусливый
крепкий
жесткий
острый

      мягкий
     тупой
     смелый
     слабый

  1. «Прыжки». Чтение через слово.
  2. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке; первого и последнего слова в предложении.
  3. Каждый день заучивание  четверостишья :

   В. Берестов «Снегопад» :

    День настал,

    И вдруг стемнело.

    Свет зажгли. Глядим в окно.

    Снег ложиться белый – белый.

    Отчего же так темно?

  1. Заучивание мини зарисовок, показывающих, как в одном-двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное.
       «Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари» К. Паустовский.
       «Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце".

               Л. Толстой.

  1. Игра « Успей запомнить за минуту» .Эта игра  развивает  зрительную память. Начиналась она с простого: «Сколько слияний ты запомнил с гласной о?» (На доске дано 10 слияний). «Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?» ( Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите ). «Кто больше всех запомнит слов – описаний  котёнка?»

( Шёрстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, тёплая, ходит тихо. Крадучись, неслышно, царапается, прыгает).

  1. Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

            Мы не девочки, не мальчики,

            Все сейчас мы попугайчики.

            Попугай, не зевай,

            Вместе с нами повторяй:

            «Соне в оконце светит солнце».

  1. Зрительные диктанты, которые даются блоками, по 6 предложений в каждом.

Формулировка – команда такая: «Внимание! Читаем! Пишем!»

1. Без старых не проживёшь.

2. Без терпенья нет уменья.

3. Бумага терпит, перо пишет.

4. Добро помни, а зло забывай.

5. Спрос не грех, отказ не беда.

6. Говори меньше – умнее будешь.

  1. Повтори, что сказал учитель ( несколько слов попарно, сходных чем – то по звучанию ( бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка –ложка ).
  2. Опиши предмет ( показать и убрать ).
  3. Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее».

   Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже по два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т.д. ( 1.Слон.2.Слон, тигр.3.Слон, тигр. медведь.    

    4.Слон, тигр, медведь, волк и т.д. )

  1. Игра «Что изменилось?»  (Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх и закрыть. Затем изменить  расположение предметов.  Дети должны перечислить  все предметы и найти, что изменилось.)
  2. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, текста, предложений).
  3. Назови предмет, в названии которого 1 слог, 2 слога, 3 слога и т.д.

Вторая группа – упражнения со словами.

  1. Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел- мель- мыл- мыль-

мал - мял; мышка- мошка- мишка- миска.

  1. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы:

   куст- стук, сосна- насос, мех- смех, мышка- камыш, марка- рамка,

марш- шрам, масло- смола, мошкара- ромашка.

  1. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания:

   приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;

   красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое;

   мама, папа, лапа, ложка.

  1. Словарная работа (выяснение лексического значения слов  перед чтением).
  2. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
  3. Чтение «перевёртышей»: Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

II. Упражнения для развития беглости чтения

      Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

      Принято выделять пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.

      1.Регрессия — это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста. Этот недостаток — самый распространенный. При медленном чтении регрессии — довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определенного усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста. Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

      2. Артикуляция — это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.

Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного. Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.

      3. Малое поле зрения, под которым понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.

Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения. При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.

      4. Отсутствие гибкой стратегии чтения — значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения — не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.

      5. Отсутствие внимания является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново. Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное создание условий, снижающих или устраняющих отвлечение внимания.

       Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

      - увеличить ширину поля зрения;

      - уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

      - сократить время каждой отдельной фиксации;

      - избавиться от регрессий;

      - развитие антиципации текста.

      Задача научиться быстро читать, наряду с задачей формировать интерес к чтению, должна быть поставлена перед учащимися со стороны учителя. Эти задачи должны быть приняты учениками и их родителями. Им необходимо понять, что чтение и работа над техникой чтения не одно и то же. Для этого надо организовать родительские собрания и консультации. Необходимо подготовить учащихся к замеру по технике чтения, настроить их на серьёзную работу в случае неуспеха, когда норматив техники чтения ими не выполнен. Диагностический замер техники чтения даёт возможность определить группу учащихся, которым нет необходимости работать над этим навыком, так как они выполняют или перевыполняют норматив, и группу учащихся, которые не выполняют норму и с которыми предстоит работать. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к эпизодическим замерам. Работа над техникой чтения для учащихся, не достигших успеха, должна быть ежедневной. Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное заполнение учащимися следующей формы отчёта

        Дата      

Кол-во слов за

первую

мин.

Кол-во слов за

вторую

мин.

Кол-во слов за

третью

мин.

Кол-во слов за

четвётр.

мин.

Кол-во слов за

пятую

мин.

Название и автор текста, вопросы, составленные учеником для проверки

осмысления текста

      Работа по технике чтения не должна превышать в течение дня 10-15 минут, но в каждом случае необходима проверка осмысления текста.

      После отчёта ученика о самостоятельной работе, необходимо провести контрольную проверку техники чтения. Успехи учащихся зафиксировать в сводной таблице.

Фамилия, имя ученика

  Дата

Кол-во слов за минуту

Допущенные ошибки

Понимание прочитанного

(вопросы к тексту)

      Если учащийся не выполняет норматив, то он получает ещё один лист с таблицей отчёта для дальнейшей работы. Если ученик добился успеха, то его работа будет одобрена и по своему усмотрению он может продолжить совершенствовать свой навык и зафиксировать лучший результат.

      Организуя  контроль за техникой чтения, необходимо, чтобы ученик понимал, что беглое чтение – это лишь необходимое  средство для решения учебных, познавательных задач. Поэтому для ученика важно, чтобы он осмыслил прочитанный текст, мог его пересказать, составить к нему вопросы, выделить главное, ответить на поставленные вопросы, озаглавить прочитанный текст.

Первая группа – упражнения для увеличения поля зрения.

  1. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. Ученики считают про себя,  указывая цифры. У каждого ученика карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от 1 до 10 и 20 (I кл.) и от 1 до 25, 40 (II и III кл.).

Развитие поля зрения идёт как по горизонтали,

3

21

17

1

2

6

 8

15

20

25

26

7

5

9

4

29

10

12

30

18

11

13

14

23

24

27

19

28

22

16

так и по вертикали.

13

33

9

4

29

3

22

19

2

30

28

31

12

24

6

7

10

21

27

14

35

18

1

16

8

23

5

29

32

11

15

34

17

25

20


      При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». Упражнения выполняются в положении сидя или стоя. В работе с таблицами использую памятки.

Бб

Гг

Аа

Да,

Вв

Юю

Её

Жж

Ее

Ии

Зз

Яя

Кк

Лл

Йй

Нн

Мм

Ээ

Пп

Рр

Оо

Тт

Сс

Ыы

Фф

Хх

Уу

Чч

Цц

Шш

Щщ

Ъъ

Ьь

                             Памятка
1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение двух-трех следующих друг за другом чисел.                                                                                                                           3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю целиком.

  1. Читай быстро целыми словами "по кругу" столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом - зуб, дом - зуб - нос, ...

Лист
Книга
Учебник
Обложка
Страница

 

  1. Работа со словарными блоками , по вертикали которых  спрятано слово.

     

                .                                  .

            посуда                         воробей

       девочка                           лисица

       сорока                             Москва

       машина
(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.)

  1. Игра «Капельки» с использованием алфавитов, которые лежат на столах у каждого ученика.

( Дети простукивают – «собирают» названные учителем буквы, слоги или слова.)

  1. Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
  2. Игра «Найди меня» .На доске написана строчка букв, между буквами «спрятано» слово. Его нужно найти.

        вокирсказкивпез      

  1. Игра «Волшебное облако». Из букв или из слогов «собрать» слова

           

         

                              Г      Б      К       И     С    У        А         Р  

  1. Игра «Обгонялки» - бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  2. Упражнение «Пальма». На доске висит картинка с изображением пальмы, а по краям написаны гласные буквы. Учитель держит в руке карточку с сочетанием нескольких букв и прикладывает  её к разным гласным, а дети должны быстро называть вновь полученные  слоги . Например, стр-а, стр-о, стр-я, стр- и, стр-ю.
  3. Игра «Буксир»:

   а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

   б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

  1. Игра «Угадай-ка». Чтение  предложений, текстов, перекрытых полосками.
  2. Игра «Собери слово». На карточке написаны слоги, нужно составить из слогов слова.

             

 Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.

      С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией  и постановкой дыхания. Дикция – основа чёткости, понятийности речи. Система упражнений по дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков.

  1. Артикуляционная  гимнастика :

-назвать гласные; согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;

- прочитать слова, трудные для произношения.

  1. Скороговорки. (Проворонила ворона воронёнка).В работе со скороговорками использую памятку.

                           Памятка.

       1. Прочитай медленно.

       2. Подумай, о чём говорится.

       3. Найди похожие слова.

       4. Проговори медленно, запомни.

       5. Проговори быстро несколько раз.

       6. Расскажи товарищу в быстром темпе.

  1. Чистоговорки. ( Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро.)

   Ло-ло-ло – на улице тепло.

   Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

   Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

   Оль-оль-оль – мы купили соль.

  1. Различные виды чтения:

- чтение шёпотом, затем громко, затем про себя;

- жужжащее чтение;

- чтение в парах;

- чтение одновременно с учителем;

- чтение с ускорением темпа;

- чтение с переходом на незнакомый текст;

- чтение в темпе скороговорки;

- чтение – «Спринт». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя текст, причём в процессе всего чтения им нужно плотно сжимать зубы и губы. Далее отвечают на вопросы по содержанию, данные учителем перед чтением. При чтении «спринт» использую следующую памятку.

                            Памятка.

          1.Плотно сожми губы и зубы.

          2. Читай только глазами.

          3. Читай как можно быстрей.

          4. Ответь на вопросы к тексту.

- выборочное чтение: нахождение по данному началу или концу всего предложения; отрывка к рисунку; чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении;  чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку; нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа; предложений, которые стали пословицами; нахождение предложений с вопросительным знаком или с восклицательным; слов на заданное правило; нахождение  в рассказе самого длинного слова; сочетаний (имя существительное    плюс имя прилагательное, местоимение плюс глагол ); нахождение

и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет и т.д.

- чтение со счётом слов. Дети должны на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. При чтении со счётом слов  можно использовать памятку.

                          Памятка.

             1. Плотно сожми губы и зубы.

             2. Читай только глазами.

             3. Читай как можно быстрее, считая про себя   слова текста.

 - чтение со счётом слов тройками;

 - чтение со счётом слов парами строк;

 - чтение со счётом строк;

 - чтение – «Разведка». При чтении  «разведка»  использую следующую памятку.

                           Памятка.

             1. Плотно сожми губы и зубы.

             2. Поставь пальцы на начало и конец строки .

             3. Просматривая текст вертикальным движением глаз,

                 найди ответы на вопросы.

- чтение с речевыми помехами: чтение про себя осуществляется с одновременным произношением вслух алфавита, стихотворения, с пением знакомой песни:

- чтение с простукиванием текста.

III. Упражнения для развития сознательности ( осознанного) чтения

      Понимание прочитанного - важнейший аспект навыка чтения . Для его формирования необходим и широкий языковой материал, и разнообразные речевые ситуации. Невозможно переоценить в этом смысле значение курса «Окружающий мир», в котором действительно представлена широкая целостная картина мира в его историческом развитии и во всем богатстве взаимосвязей.

      Но и в чтении можно представить широкую картину мира, чтобы с первых дней учебы дети погрузились в удивительный по своему разнообразию и богатству мир знаний. Они получают первичные сведения об истории обучения, об истории родной страны и ее сегодняшнем дне, о народах мира, о природе, о жизни городов и деревень. Наконец, они встречаются со старыми знакомыми из сказок и мультфильмов. И это еще далеко не весь предметно-языковой фон, на котором ребенок учится читать.

        В чтении звучит и древнерусская речь: она смыкает нравственные и эстетические представления разных поколений россиян, на уровне наблюдений показаны изменения в алфавите, в оформлении предложений, в словарном составе и некоторых грамматических формах, что поможет школьникам четче осмыслить современную систему русского языка.

      Как показывает опыт, такой подход помогает преодолеть бытующий в преподавании родного языка формализм, так как любое языковое явление может рассматриваться с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи: активизируются объективно существующие связи между языковым явлением и его смыслом в данной речевой ситуации, а также между разными разделами языковой системы. От этапа к этапу обучения эти связи постоянно расширяются и множатся. Одновременно расширяется и поле анализа языкового материала, происходит дифференциация, углубление понятий. Создаются условия для многократных возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников. В результате формируется и качественно иной способ мышления детей, который побуждает их рассматривать все явления в их взаимосвязях, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность получаемым знаниям, а значит, закладывая основы для их прочности.

      Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.

      Первый приём: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

      Второй приём: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.

      Третий приём: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

      Упражнения для развития осознанного чтения можно разделить на несколько групп:

Первая группа – логические упражнения.

  1. Что общего в словах и чем они различаются?

   мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

  1. Назови одним словом.

      Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

      Шарф, варежки, пальто, кофта.

  1. Какое слово лишнее и почему?

      Красивый, синий, красный, жёлтый.

      Картофель, лук, помидор, яблоко, огурец.

  1. Чем похожи следующие слова?

      Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. ( Они состоят из двух слогов.)

  1. Игра «Составь слово» ( путём перестановки букв)

       сноас,  скут,  лепан.

  1. Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять  только первый слог )

       Колос, рота, ваза.

       Кора, лото, боксёр.

  1. Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять  только второй слог )

       Змея, рама.

       Пуговица, молоток, лава.

  1. Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять  только последний слог )

       Мебель, ружьё.

       Смола, слеза, берет.

  1. Раздели слова на группы.

       Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.

       Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

  1. К  выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

       Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

       Насекомые: сорока, муха, оса, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

  1. Какие буква, слог, слово лишние.

        а у р о е ( «р», т.к. она согласная.)

        ма ра лы на та ( «лы», т.к. «лы» с и, а остальные слоги с а.)

        река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

Вторая группа – игры на составление слов со словами.

  1. Игра «Найди слово в слове»

        Гроза , газета, поднос, часовщик, кустарник, ярмарка.

  1. Игра «Подбери пару» ( Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово

из второго столбика . )

            песня                                      практичный

       площадь                                  примерный

       подруга                                   прилежный

       почтальон                               праздничный

       подарок                                   полосатый

       полотенце                               полотняный

       портфель                                 прекрасный

       парикмахер                             приятный

  1. Игра «Закончи предложение»

      По утрам у Айболита лечат зубы:

      збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.

  1. Шарады.

      Начало – голос птицы,

      Конец – на дне пруда.

      А целое в музее

      Найдёте без труда.            ( Картина )

  1. Ребусы.

  рота

 рона

                                   40 а                        ли 100 к       

 

                                                                                     

  1. Загадки (любые, которые подходят к теме урока)
  2. Найди животное   среди строк.

          Среди кустов царит покой,              (овца)

          Здесь хорошо бродить одной.          

  1. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.

         ма  ти  ма  си  ра  му   ло  ка  до

Третья группа – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

  1. Составь текст ( перестановка предложений) Тексты подбираются к теме урока.
  2. Составь предложения ( 3-4 ) к теме урока.

                                          В школе.

     Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал. урок.

  1. Закончи рассказ.

                                         Забота о птицах.

   Наступила  морозная зима. На сосне  сидят птицы. Они ищут пищу…

      Четвёртая группа – работа с текстом ( учебник ).

  1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на

доске.

  1. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй  вопрос.
  2. Задай вопросы по тексту или по части текста.
  3. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
  4. Работа над заголовком.

        Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его       текстом.

        Выбери заголовок ,из предложенных.

        Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

        Подбери к заглавию часть текста.

        Озаглавь части, текст.

  1. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
  2.  Составление кроссвордов по тексту.
  3. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
  4. Пересказ по вопросам и без них.
  5. Составление плана текста.
  6. Подбор иллюстрации к тексту.
  7. По иллюстрации определить содержание текста.

     

IV. Упражнения для формирования навыков выразительного                          чтения.

      В разрешении проблем, которые существуют в современной школе, значительное место принадлежит мастерству учителя, в том числе культуре его речи.

      Культура речи есть отражение общей культуры, общей воспитанности человека во всех отношениях. При формировании речевой культуры на первый план выступает воздействие на личность обучаемого с целью достижения максимальных соответствий между речевыми сообщениями и действительными психологическими состояниями личности говорящего.

      Особое значение придаётся эмоционально-выразительной речи учителя.  

      Эмоциональная отзывчивость школьников как бы обязывает учителя строить свою речь не только в соответствии с логикой мысли, но и в соответствии с логикой чувств.

      Под эмоциональной выразительностью речи понимается выражение в речи эмоций и чувств посредством подбора слов, синтаксических конструкций, интонаций, логических ударений и пауз, темпе и тоне речи. Формируется она в условиях познания, общения, труда, под влиянием социальной организации учебно-воспитательного процесса.

      Учитель должен строить свою речь не только логически стройно и грамматически правильно, но и выразительно, образно, эмоционально.

      В общении немаловажную роль играет установление эмоционального контакта между людьми с помощью эмоционально-выразительной речи.        Отсюда следует, что очень многое в этом плане зависит от личностных качеств учителя, от его убежденности, веры в собственные слова. Большая роль отводится эмоциональной стороне речи и установлению эмоционального контакта.

      Об особенностях выразительного чтения можно судить по ряду показателей, /тон, темп, тембр, ударения и т.п/

      Достижение эмоциональной выразительности чтения подготовленного текста оказывается зачастую психологически более сложным процессом по сравнению с достижением “естественной” эмоциональной выразительности неподготовленной речи.

      Эмоциональная выразительность речи является индивидуальной чертой личности и проявляется независимо от особенностей структуры излагаемого материала.

      Формирование эмоциональной выразительности речи является не самоцелью, а составным компонентом развития личности в целом.

      Формирование эмоционально-выразительной речи осуществляется на интуитивно-сознательном уровне.

Для формирования навыков выразительной речи в своей работе я использую следующие приёмы:

  1. Чтение  слова с разными оттенками интонации.
  2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
  3. Упражнения для дыхания. ( «Надуем шарик»)
  4. Упражнения для развития голоса. ( «Громко – тихо»)
  5. Упражнения для дикции
  6. Чтение небольших стихов.
  7. Прочитай, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
  8. Чтение по ролям, в лицах.
  9. Конкурс на лучшего чтеца.
  10. Прочитай  предложение или часть текста с интонацией, соответствующей той мимике, которую тебе покажут.

               

           

Памятка.

            1. Прочитай (рассказ, статью, стихотворение, былину.)

            2. Разбери произведение:

                 а) определи основную мысль произведения;

                 б) определи отдельные детали содержания и их                                        

                     смысловое значение;

                 в) выбери интонацию, соответствующую содержанию;

                 г) определи логические ударения, паузы,

                 д) выбери основной тон и темп чтения.

             3. Прочитай выразительно.

Результативность опыта

      В первые годы своей педагогической деятельности я использовала большинство этих упражнений. Но не всегда добивалась желаемого результата, так как работа проводилась от случая к случаю.

      Теперь при подготовке к уроку я выбираю из банка несколько упражнений  (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем ещё предстоит работать.

      На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

      Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того, как  дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа  по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же  задание выполняется в течение 1-2 месяцев. Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.

      Также не стоит забывать о работе с родителями. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ребёнок полюбил книгу. На родительских собраниях я провожу лектории и всеобучи по темам: «Как привить детям любовь к чтению», «Как помочь готовить домашнее задание» и др.

      Рекомендую завести читательский дневник, где указываются автор произведения, его название, замеры техники чтения.

      В результате этой работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся. Они приобретают любовь к чтению, эта работа соединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели.

      Формирование у учащихся необходимой для успешного обучения техники чтения даёт определённые гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость.

Библиографический список :

1.Волокшина М.И., Тимофеева С.П., Соловецкий И.С. Трибуна учителя: Опыт Белгородчины по развивающему обучению.- М.: «Начальная школа», 2002.

2. Журнал «Начальная школа» № 6 /   1996

3. Журнал «Начальная школа» № 9 /   1996

4. Журнал «Начальная школа» № 11 / 1996

5. Журнал «Начальная школа» №1 /    2002

6. Журнал «Начальная школа» № 2 /   2002

7. Журнал «Начальная школа» № 3 /   2002

8. Журнал «Начальная школа» № 6 /   2003

9. Журнал «Начальная школа» № 12 / 2004

10.Журнал «Начальная школа» № 2 /  2005

11. Лёзер Ф. Рациональное чтение. – М. : Педагогика, 1983.

12. Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка скорочтения у детей. – Луганск, 1989.

13. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению.- М.: АСТ . Астрель, 2004.

14.Швайков В. Методические рекомендации по обучению динамическому чтению в средней школе. – Омск, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью

В статье описаны приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью,различные игры,виды упражнений для формирования этих навыков....

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

Пути формирования правильного, беглого и выразительного видов чтения.

Опыт работы свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где...

Доклад Формирование навыков беглого, правильного, сознательного чтения и пути его совершенствования.

Выступление пед чтении 2021г. Обмен опытом по самообразованию учителя....

Доклад Формирование навыков беглого, правильного, сознательного чтения и пути его совершенствования.

Выступление на пед чтении 2021г. Обмен опытом по самообразованию учителя....

Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения

В статье раскрываются основные аспекты развития навыков чтения в первом классе....