Главные вкладки

    Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Афанасьева Екатерина Николаевна

    Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie.pptx1.26 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа № 8города Мценска Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников. Афанасьева Екатерина Николаевна Учитель начальных классов первой категории

    Слайд 2

    «Цель обучения чтению – приучить детей к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе». К.Д.Ушинский .

    Слайд 3

    правильность, беглость, сознательность, выразительность. Характеристика навыка чтения

    Слайд 4

    Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок , влияющих на смысл читаемого. Типичные ошибки 1. Искажение звукобуквенного состава (пропуски, замена, искажение букв, слогов, слов). 2. Наличие повторов. 3. Нарушение норм литературного произношения. Правильность чтения

    Слайд 5

    1 . Малое поле зрения 2 . У детей плохо развита память 3 . Недостаточное использование явления антиципации Факторы, мешающие быстрому чтению:

    Слайд 6

    1.Повтори, что сказал учитель: бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка. 2.Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста). 3.Выбери из всех слогов: слоги – слияния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги ( на, стра , во, ил, мак, ум, мел, ро,пра , бло , ги , час). 4.Выбери название предмета, в котором один слог, два слога и т.д. 5.Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1 слог (2 -й, 3-й). 6.Разучивание скороговорок, четверостиший. 7.Чтение слов, отличающихся одной буквой: мел –мель –мыл –мыль –мал -мял; мышка -мошка-мишка-миска. Упражнения для формирования правильности чтения:

    Слайд 7

    Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи: развитие оперативной памяти; развитие периферического зрения (угла зрения); развитие умения антиципации памяти; формирование устойчивого внимания; предупреждение повторов при чтении; пополнение словарного запаса ученика; развитие артикуляционного аппарата. Беглость чтения

    Слайд 8

    Прочитай гласные буквы на одном выдохе с ударением на первом слоге . А –Э –О – Ы –У О – У – Ы – А – Э Прочитай слоги на одном выдохе. ГА –ГО - ГУ – ГЫ – ГЭ КА –КО – КУ – КЫ -КЕ Упражнения для развития навыка беглого чтения.

    Слайд 9

    На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора. Лёня лез по лесенке, срывал Лёня персики. У Сашки в кармашке шишки да шашки . Скажи скороговорку.

    Слайд 10

    Развитие беглого чтения

    Слайд 11

    Первая группа - упражнения для увеличения поля зрения. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово. Игра «Волшебное облако». Из букв или слогов «собрать» слова. Игра « Обгонялки ». Таблицы Шульте . Игра «Капельки» с использованием алфавита, которые лежат на столах у каждого ученика. Игра «Буксир». Упражнения для устранения факторов затрудняющих ускорению чтения:

    Слайд 12

    Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Чистоговорки . Вторая группа для активации органов речи.

    Слайд 13

    Сознательность чтения «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге». Ричард Бак.

    Слайд 14

    Упражнения для развития осознанного чтения: логические упражнения, игры на составление слов со словами, работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами, работа с текстом .

    Слайд 15

    К данному слову подбери нужные по смыслу слова. Что общего в словах и чем они различаются? Чем похожи следующие слова? Назови, одним словом. Игра «Составь слово» (путём перестановки букв) Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только первый слог) Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только второй слог) Игра «Составь новое слово» (у каждого из данных слов нужно взять только последний слог) Какое слово лишнее и почему? Раздели слова на группы. Какие буква, слог, слово лишние. Первая группа – логические упражнения

    Слайд 16

    Игра «Найди слово в слове» Игра «Подбери пару» (Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово из второго столбика.) Игра «Закончи предложение» Загадки (любые, которые подходят к теме урока). Составь слова, в которых одни из слогов должен начинаться с буквы м. Найди животное среди строк. Шарады. Ребусы. Вторая группа –игры на составление слов со словами

    Слайд 17

    Составь текст (перестановка предложений.) Тексты подбираются к теме урока. Составь предложения (3-4) к теме урока. В школе. Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок. Закончи рассказ. Забота о птицах. Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу… Третья группа – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

    Слайд 18

    Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. Задай вопросы по тексту или по части текста. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. Составление кроссвордов по тексту. По иллюстрации определить содержание текста. Пересказ по вопросам и без них. Составление плана текста. Подбор иллюстрации к тексту. Работа над заголовком. Четвёртая группа – работа с текстом

    Слайд 19

    Выразительность чтения

    Слайд 20

    Средствами речевой выразительности являются следующие компоненты звучащей речи: с ила голоса (громко –тихо); т ембр чтения; п аузы; л огическое ударение; п овышение и понижение интонации. Выразительность чтения

    Слайд 21

    Дыхательная гимнастика 1. « Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. 2. «В лифте». Считай этажи на выдохе. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Отработка дикции и темпа чтения 1. С енька с С анькой вёз С оньку на с анках. 2. ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару. Тренировка речевого аппарата 1. «Лошадка». Цоканье. 2. «Почисти зубки». Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки. 3. «Качели». Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд – назад Интонационная разминка 1. Прочитай предложение с разными интонациями: радостно, пе чально, ласково, гневно, шуточно. Наступила осень. 2. Прочитай. Выдели голосом выделенное слово. Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку! Подай мне деревянную ложку!

    Слайд 22

    1.Чтение предложения с разными оттенками интонации. 2.Чтение, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста. 3.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 4. Чтение скороговорок. 5.Чтение по ролям, в лицах. 6.Инсценирование, конкурс чтецов. 7.Упражнение «Эхо» 8.Чтение небольших стихотворений: Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки. И несут меня не кони, А блестящие коньки. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения

    Слайд 23

    “ Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”. В.А . Сухомлинский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыка беглого, выразительного ,осознанного чтения

    Презентация содержит основные тезисы выступления на методическом совете....

    Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.

    В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....

    Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью

    Доклад на ШМО учителей начальных классов. В работе раскрывается понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе, описывается процесс формирования навыка осознанного чтения и особеннос...

    Пути формирования правильного, беглого и выразительного видов чтения.

    Опыт работы свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где...

    Приёмы по формированию беглого, выразительного, осознанного чтения

    Научить детей правильному, беглому, осознанному,  выразительному чтению - одна из задач начального обучения. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как  чтение играет огромную роль ...