Главные вкладки

    Статья "Формирование навыков беглого и осознанного чтения у младших школьников"
    статья (1 класс)

    Полное описание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_formirovanie_navykov_beglogo_chteniya.docx21.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование навыков беглого и осознанного чтения у младших школьников».

    «Приучая ребенка к книге, вы

    не просто учите его читать,

    но и делаете его будущую жизнь

    ярче, интереснее и богаче».

    Олег Рой

    Начальная школа – очень значимый этап в жизни ребёнка. Именно здесь формируется умение учиться и способность организовывать свою деятельность. Умение читать обеспечит обучающемуся начальной школы возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создаст основу для самообразования.

    В соответствии с требованиями ФГОС НОО задача каждого учителя начальной школы – научить школьника самостоятельно добывать и использовать новые знания. Поэтому значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширять его представление о мире, знакомить с природой, всем, что его окружает. Через книгу ребенок воспринимает модели поведения. Основной объем информации дети получают в школе с помощью учителя.

    Почему иногда учащиеся, находчивые, сообразительные, любознательные в детстве, вдруг становятся инертными, безразличными к знаниям. Потому, что он не умеет читать. Если ребёнок не научился схватывать логически завершённые части предложений и целые предложения, то он никогда уж этому не научится, и не овладеет главным в учении- умением читать.

    Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в нашей школе.

    Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делали на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает». Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам и дислексии. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий. Исходя из этого, появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.

    В современном обществе наблюдается снижение интереса обучающихся к чтению. Больше времени они проводят у телевизора и компьютера. Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить влиянием средств массовой информации, особенно телевидения. Его иногда называют «литературным диверсантом». Ведь посмотрев фильм, телеспектакль, далеко не каждый потянется к книге, чтобы перечитать, открыть для себя нового писателя. Это желание надо постоянно воспитывать. А отношение к чтению пора давно пересмотреть. И в этом основная помощь должна идти от родителей. 

    Семейное чтение должно быть традицией. Чтением детей руководят в семье, в школе, в библиотеке. Родители покупают детям книги с 2-3 лет. Начинают им читать, рассматривать картинки. В школьные годы это желание у родителей пропадает, они уверены, что ребёнок научился читать. Но именно теперь надо направлять интерес и понимание детей в нужное русло, уважать их ум и любознательность. Ребёнка интересует не описание природы, рассуждение, а конкретный случай, событие. Хорошо читающие дети бывают чаще в семьях, где детей окружают книги, где есть традиции – чтения родителей и детей вслух, обсуждение прочитанного, совместные переживания. Дети видят, что книга – постоянный спутник их семьи.

    Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

    Проверку динамики чтения и его качества веду регулярно. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать свои мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, полугодия, учебного года.

    Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.

    Проанализировав все вышесказанное, можно привести следующие рекомендации по работе над техникой чтения:

    1.       В детях надо пробуждать любовь к чтению.

    2.       Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

    3.       В первый раз читать тексты должен учитель. Он передает текст грамотно, эмоционально.

    4.       Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

    5.       В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

    6.       Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.

    7.       Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Сладкова, Чарушина и др.). Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок  с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

    8.       Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.

    9.       На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.

    10.  Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.

    11.  Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.

    12.  Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.

    13.  Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.

    14.  Чаще надо проводить выборочное чтение.

    15.  Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

    16.  Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.

    17.  Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.

    18.  Делать плакаты или альбомы по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.

    Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения. Все виды работ разделила на 3 условных группы: задания, направленные на отработку техники чтения, выразительности и осмысленности.

    1.       Чтение вслух.

    2.       Чтение про себя.

    3.       Чтение жужжащее.

    4.       Чтение хором.

    5.       Чтение в темпе скороговорки.

    6.       Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).

    7.       Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

    8.       Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

    9.       «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

    10.  «Буксир»:

    а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

    б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель.

    1.       «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.

    2.       «Прыжки». Чтение через слово.

    3.       . «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.

    4.       «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.

    5.       «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).

    6.       Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

    7.       «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

    8.       «Фотоглаз»:

    а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

    б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

    1.       «Угадай»:

    а) антиципация слов, предложений, пословиц;

    б) чтение текста через решетку.

    1.       «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

    2.       «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.

    3.       «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

    Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.

    1.       Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

    2.       Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

    3.       Чтение скороговорок.

    4.       «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

    5.       Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

    6.       «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

    7.       Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.

    8.       Чтение одного предложения с разной интонацией.

    9.       «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.

    10.  «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

    11.  Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.

    12.  Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.

    13.  Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

    14.  «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).

    15.  «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).

    16.  Чтение по ролям.

    17.  Чтение по ролям без слов автора.

    18.  Инсценирование.

    19.  Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

    20.  Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.

    Считаю обязательными упражнения для понимания смысла текста:

    1.       Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

    2.       Озаглавливание текста.

    3.       Деление текста на части, составление плана.

    4.       Определение темы текста, главной мысли.

    5.       Определение типа текста.

    6.       Подбор иллюстрации к тексту.

    7.       По иллюстрации определить содержание текста.

    8.       Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

    9.       Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др.

    10.  Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.

    11.  Чтение для подготовки к пересказу.

    12.  «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

    13.  Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

    14.  Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

    15.  Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.

    16.  Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:

    а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

    б) придумать продолжение рассказа;

    в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.

    1.       Составление кроссвордов по тексту.

    2.       Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

    3.       Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

    4.       Подбор загадок к словам из текста.

    5.       Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

    6.       Составление ребусов к словам из текста.

    На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

    Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев. Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.

    Овладение достаточным навыком быстрого чтения обучающимися, позволит значительно ускорить и облегчить процесс чтения и работы с новой информацией, повысить эффективность обучения и получения новых знаний и навыков в старших классах, а значит, сделает детей более конкурентоспособными.

    Бесспорно, на непосредственное чтение на уроке должно уходить 30 – 35 минут. Об этом нельзя забывать. Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыка беглого, выразительного ,осознанного чтения

    Презентация содержит основные тезисы выступления на методическом совете....

    Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.

    В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....

    Формирование навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью

    Доклад на ШМО учителей начальных классов. В работе раскрывается понятие осознанного чтения в психолого-педагогической литературе, описывается процесс формирования навыка осознанного чтения и особеннос...

    Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

    Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

    Особенности формирования навыка осознанного чтения у младших школьников с умственной отсталостью.

    Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи у младших школьников с нарушениями интеллекта приводят к нарушению осознанности чтения. Особенности формирования навыка чтения проявляется уже...

    Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

    В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником поз...