Формирование навыка правильного, беглого и выразительного чтения у младших школьников
статья по чтению (1 класс)

Моценко Елена Викторовна

В статье описывается система упражнений для формирования техники чтения у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл система упражнений30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Под умением читать обычно понимается овладение технической стороной чтения, умение ориентироваться в тексте, осмысленное восприятие читаемого, владеть определенными знаниями, умениями и навыками. Умение читать не мыслится без привития интереса к чтению, к книге как источнику познания, без эстетического развития и приобщения к литературному языку своего народа, а следовательно, и без решения вопросов нравственного воспитания, развития духовной сферы ребенка, его чувств.

Чтение предполагает, прежде всего, овладение процессом чтения как речевой деятельностью, дающая возможность чтению стать средством обучения, образования, развития и воспитания. Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.

Исследования, проведенные в последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования процесса обучения, от начальной до высшей школы.

Выявлена закономерность: если ребенок к концу первого года обучения бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у неуспевающих детей гораздо ниже нормы, что вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, неосознанным. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам. Возникает проблема школьной неуспеваемости. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы. В это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

Причины школьной неуспеваемости неоднократно являлись предметом изучения (М.С. Певзнер, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, В.И. Зыкова, М.А. Данилова).

Специальные исследования процесса овладения чтением детей с ЗПР показали, что концу первого учебного года многие из них овладели чтением по слогам .лишь самых простых, одного — двух сложных слов, часто допускали при этом разного рода ошибки. Были и такие дети, которые за год обучения не смогли твердо усвоить буквы. Письменные работы этой категории учащихся выявили множество разнообразных ошибок, связанных с недостаточной ориентировкой детей в звуковом и слоговом составе слова, с незнанием или неумением применить правила правописания на практике. Среди ошибок, допускаемых в чтении и в письме, имелись такие, которые не встречались у нормально развивающихся учащихся. (Н.А. Цыпина . 1974: Р.Д. Тригер 1972).Как известно, трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма. Умение читать - основа развития речи и письма.

Предлагаемые ниже упражнения не имеют отношения к урокам чтения. Они проводились отдельно от урока на дополнительных занятиях. Упражнения предлагались детям в игровой форме — в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия - 30 минут, минимальная - 5-10 минут. Эти упражнения настолько просты в проведении, что их легко могут освоить и проводить не только учителя, но и родители. Срок проведения занятий, обеспечивающий положительный результат — от трех до семи недель.

Часть этих упражнений разработана на основе детских развлечений и методик нейропсихологической диагностики, часть придумана автором Е.В.Заика и опубликована в работе “Упражнения для формирования навыка чтения” (Вопросы психологии (№10, 1995).

  1. Чтение строчек наоборот по словам.

Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит ребёнка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

  1. Чтение строчек наоборот по буквам.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с прочитанного озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создаёт в речедвигательной системе установку на непривычные,

неожиданные сочетания звуков и тормозит “всплывание” привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок “зеркального” чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребёнок не замечает ошибки, теперь же, “прощупав своими руками” и прямой и обратный порядок слов и чётко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целенаправленного действия, ребёнок допускать уже не будет).

  1. Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.

Первое слово читается как обычно, второе - справа налево, третье - как обычно, четвёртое - справа налево и т.д.

Например: Пришла Настя после школы домой.

(ятсан) (ылокш)

Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы — и гибко переходить от одной из них к другой. В пределах одной строчки многократно меняя две принципиально разные тактики чтения: целостную в отношении нормально читаемых слов и неизбежно фрагментарную, побуквенную в отношении слов, читаемых наоборот, - ребёнок чётко осознаёт их специфику и различия, кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребёнка формируется установка на то, что обычное чтение — это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.

4.Чтение только второй половины слов.

При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя.

Например: Завожу ключом коня .

—вожу         чом —ня.

Мысленная линия раздела происходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна.

Это упражнение акцентирует для ребёнка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо досмысливается, либо читается с искажениями.

5. Чтение “зашумлённых” слов.

Ребёнку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы.Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунка, подбирается индивидуально для каждого ребёнка. Можно сказать ребёнку, что это злой волшебник нарочно замаскировал от него слова,но он, вопреки этой помехе, всё-таки должен прочесть их, так как они, будучи прочитанными лишают злого волшебника силы. Это упражнение (как и три предыдущих) закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетаний.

б.Чтение пунктирно написанных слов.

Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения.

Ребёнку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились.Необходимо наперекор этому разрушению всё-таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

  1. Чтение наложенных друг на друга слов.

Слова на карточках написаны так, что одно слово, “нагромождается” на другое, пересекается с ним.

  1. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной.

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать её нижнюю часть. Ребёнку предлагается несмотря на некоторую деформацию, всё-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины или даже больше. Надо отметить, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если для этого используется текст с которым ребёнок уже немного знаком. На последующих этапах более пригодны незнакомые тексты.

  1. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.

Упражнение аналогичное предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того, как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки и т.д.

Надо сказать что это упражнение - с хитринкой! Дело в том, что любой сколько-нибудь смышлёный ребёнок быстро заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать её, пока она открыта, чтобы потом, когда её закроют, легко выдать уже готовый результат. Если при этом ребёнок какое-то слово не успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придётся востанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, а это как раз именно то, что нужно. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов, а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть ), а в случае неудачи задаёт внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное слово. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти (её объёма, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, её прочности, так как, удержанное надо сохранять несколько секунд, и её устойчивости к интерференции - такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки). Если взрослый человек замечает: что ребёнок пытается действовать именно так, то этому надо незаметно для ребёнка всячески способствовать: несколько медлить, передвигая чистый лист вниз, не замечать вкраплений, которые ребёнок привносит из нижней строчки в верхнюю и т.п. Перечисленные достоинства этого упражнения (при его крайней простоте) дают основание полагать, что одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него следует затрачивать больше времени.

  1. Классификация слов на группы. Дается 16 — 18 карточек, на каждой из которых напечатано одно слово. Указывается, что слова обозначают потерявшиеся предметы и теперь надо их быстро расставить по местам. При этом говорится, например, что левая часть стола - это кухня и туда должны быть положены предметы, которым место на кухне (кастрюля, вилка), а правая часть — детский сад и там должны быть размещены малыши (Маша, Ваня). Просматривая карточки, ребёнок должен разложить их на группы. В зависимости от уровня подготовки ребенка можно предлагать ему раскладку на 2,3 или 4 группы и до раскладки эти группы можно либо указывать, либо нет. Разумеется, слова заранее должны быть подобраны

так, чтобы они легко классифицировались.

Это упражнение чрезвычайно важно для развития навыка чтения, так как в нём чтение выступает не как самоцель прочитал - и всё, цель достигнута, а как средство для достижения другой цели (правильно разложить карточки). Это приводит к тому, что ребёнок в ходе своих собственных действий начинает чётко осознавать один из основных смыслов чтения - получение информации для регуляции своих действий и убеждается в недопустимости ошибок (ошибка здесь выступает не просто как нежелательная неточность, а как непосредственная причина абсурдных действий, нелепых поступков, когда, например, предмет кухонной утвари оказывается приведённым вместо ребёнка в детский сад ). Это упражнение также снимает напряженность, связанную с фиксацией ребенка на чтении, возникшей ранее из-за многократных упрёков за ошибки, - ведь здесь ребёнку не надо читать, т.е. совершать неприятную ему деятельность, а надо лишь раскладывать карточки, и чтение в этом случае является процессом незаметным, мимолётным, лишь одним из многих специально никак не акцентируемых моментов процесса раскладки.

Особую ценность это упражнение приобретает тогда когда в него вводится необходимость строго побуквенного анализа слов. Это достигается тем, что в классифицируемый материал вводятся пары слов, сходных по написанию, но разных по значению.

Например: При раскладке на две группы: 1) транспорт и ягоды-фрукты (машина - малина, автобус - абрикос)

  1. мальчики - девочки (Маша - Миша.

Тоня - Толя.

Витя - Вика.)

А также вводятся длинные слова (типа велосипед)

  1. Отделение слов от псевдослов.

Дается 20 — 30 карточек: на одних из них написаны слова (например: дорога, метро), на других - псевдослова, т.е. бессмысленные словосочетания (например, о л у б е т, в у н к а). .Прелагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами - в другую.

Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении - сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой.

12. Поиск в тексте заданных слов.

Задаются одно — три слова, которые ребенок должен как можно скорее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность охватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает её устойчивость к интерференции.

Особую пользу это упражнение приобретает в том случае если ребёнку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе, фиксируя затраченное им время с помощью секундомера. Сталкиваясь с такими задачами, ребёнок постепенно переходит от простого просмотра текста к некоторому сочетанию просмотра с элементами осмысленного прочтения текста и запоминанию некоторых его слов, так как это может пригодиться для последующего поиска.

о

  1. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном.

В качестве образца (эталона) предлагается какое— либо длинное слово или псевдослово (т.е. слово не имеющее смысла). Затем ребенку дается

набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово - эталон, так и другие слова, отличающиеся от него на одну, две буквы.

Например, фломенадия - эталон, а на карточках встречаются слова: фломенидия ,фломанидия. флонемидня и т.п.

Задача ребенка — быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.

На первых этапах выполнения этого упражнения слово - эталон следует располагать перед ребёнком на столе так, чтобы он имел возможность подложить под него рассматриваемую карточку и осуществлять сравнение двух слогов по буквам, двигая по ним пальцем. На последующих этапах слово - эталон пространственно отделяется от рассматриваемых карточек, например, пишется или вывешивается на доске так, чтобы ребёнок мог их сравнивать, лишь постоянно переводя взор с одного слова на другое. На заключительных этапах слово — эталон следует лишь показать на 15- 20секунд, а затем убрать, чтобы ребёнок осуществлял сличение по памяти. С ростом успехов ребёнка в выполнении этого yi'5aasmiey можно ввести требования, чтобы несовпадающие с эталоном карточки он раскладывал сразу же на две подгруппы: первая, например, где не совпадает только одна буква, вторая — где две, или первая — где не совпадает гласная буква, вторая — где согласная. Это упражнение развивает способность ребёнка к быстрому и точному побуквенному анализу каждого слова, а также укрепляет словесно-логическую) память.

14.Классификация карточек со сходными псевдословами.

Ребёнку дается 12 — 15 карточек, на каждой из которых написано одно из следующих трех псевдослов, мало отличающихся друг от друга: заркунсебул, зархулчебул, заркунчебул - каждое из них встречается от трех до шести раз. Задача ребенка как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь тождественные по написанию псевдослова. При желании в задание можно ввести сказочный или фантастический сюжет, например, запчасти от трёх разных космических кораблей перепутались, и теперь по надписям на этикетках нужно соединить вместе детали одного и того же корабля. Это упражнение, развивая точность побуквенного анализа слов, формирует также свойство словесно-логической памяти, как ее устойчивость к интерференции под влиянием сходства материала.

  1. Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается “ вверх ногами” Задача ребёнка двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне важно быстро научиться в нем ориентироваться. Это упражнение, во-первых, способствует формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв, чему способствует их восприятие в необычном перевёрнутом виде, и, во-вторых благодаря вынужденному замедлению процесса чтения развивает способность одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов,а также последующих слов. Если это упражнение варьировать таким образом, чтобы текст переворачивать и на 90, и на 270 (т.е. строчки ставятся столбиком), то это упражнение окажется чрезвычайно полезным для совершенствования тонкости координации движений глаз и точности переработки воспринятой информации в затылочном отделе коры мозга.

  Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы.

Большинство детей, прошедших такой тренинг смогли достаточно эффективно преодолеть имевшиеся у них трудности с чтением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов"Школа 2000-2100"

Выступление по теме: "Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов  "         ...

Формы и методы обучения правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению

Выразительное чтение играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения ...

Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения

В статье раскрываются основные аспекты развития навыков чтения в первом классе....

Формирование навыков правильного, беглого, выразительного чтения.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Главным же фактором является умения бегло читать. Увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в нача...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»

Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...