Статья "Работа с родителями"
статья на тему

Терлецкая Наталья Владимировна

 

        В  начальной  школе  научить  чему-то  ребёнка,  а  тем  более  раскрыть,  развить  его  личность,  его  индивидуальность  и  самобытность,  без  помощи  родителей  практически  невозможно. В данной статье представлен опыт работы учителя с семьёй, с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  с  родителями

        В  начальной  школе  научить  чему-то  ребёнка,  а  тем  более  раскрыть,  развить  его  личность,  его  индивидуальность  и  самобытность,  без  помощи  родителей  практически  невозможно.  

         Поэтому  задолго  до  начала  учебного  года  я  начинаю  налаживать  контакт  с  семьёй  каждого ребёнка.  К  первому  сентября  я  уже  что-то  могу  рассказать  о  семье  каждого  моего  будущего  ученика.  Я  могу  сказать,  как  родители  относятся к  школе,  к  ребёнку,  могу  предположить  будут ли  они  заинтересованы  учёбой  своего  сына  или дочери  или  им  будет  всё  равно,  как  он  учится.  Знакомство  с  родителями  происходит  во  время  моих  индивидуальных  встреч  с  ними,  с  детьми,  при  проведении  родительских  собраний,  которых  обычно  бывает  два,  ещё  до  начала  учебного  года  (в  апреле  и  в  августе).  

         Очень  важно  на  этом  этапе,  добиться  того,  чтобы  родители  увидели  во  мне   человека,  который  вызывает  у  них  уважение  и,  которому  они  смогут  доверить  самое  дорогое  и  ценное,  что  есть  у  них.

        Здесь,  конечно,  нам  приходится  стараться.  Используя  весь  свой  накопленный  педагогический  опыт,  своё  умение  общаться  с  людьми,  весь  свой  шарм  и  обаяние,  мы  пытаемся  расположить  родителей  к  себе,  с  тем,  чтобы  родители  увидели  в  нас  союзника,  соратника.  Только  в  этом  случае  можно  добиться  каких-то  результатов.

       Когда  начинается  учебный  год,  естественно,  работа  с  родителями  продолжается.  Основной  формой  контакта  учителя  с  семьёй  продолжает  оставаться   родительское  собрание.  На  собраниях,  так  же  как,  наверное,  и  все,  мы  обсуждаем  и  принимаем  решения по  наиболее  важным  вопросам  жизнедеятельности  классного  коллектива,  подводим  итоги  и  т.  д.

       Тематика  родительских  собраний  очень  разнообразна.  Мы  говорим  и  об  особенностях  развития  младших  школьников,  и  о  том,  как  укрепить  память,  как  развивать  речь,  о  том, как  воспитывать  любовь  к  чтению,  о  том,  что  же  делать,  если  ребёнок  не  хочет  учиться,  мы  говорим  о  детской дружбе,  о  трудовом  воспитании,  нравственном,  эстетическом.

      При  проведении  родительских  собраний  я  ставлю  себе  целью  не  просто  рассказать  родителям об  успехах  и  неудачах  их  детей  или  повысить  педагогическую  культуру  родителей,  я  подвожу  итоги  нашей  совместной  деятельности,  совместной  работы   педагога  и  родителей.

      На  собраниях  я  никогда  не  ругаю  родителей,  я  просто  говорю  о  неудачах  ребёнка и  говорю  в  каком  направлении  нам,  взрослым,  надо  работать.  Рассказывая  о  детях,  я  большей  частью  их  хвалю  и,  опять  же,  благодарю  родителей  за  помощь.

      Очень  хороший  урок  я  получила  ещё  в  детстве  по  этому  поводу.  Дело  было  в  5-ом  классе.  Тогда  у  нас  была  классная  руководительница  учитель  русского  языка и  литературы  Зайцева  Р.П.  Вот  однажды,  она  решила  провести  родительское  собрание  вместе  с  детьми,  где  мы, дети,  должны  были  сказать  о своих  одноклассниках  несколько  слов.  Мне  тогда  достался  Терелов  Андрей.  Помню,  я  тогда  подготовила  речь, в  которой  я  собиралась  рассказать,  что  мой  сосед  по  парте  плохо  учится,  что  разговаривает  на  уроках,  крутится,  переговаривается  с  учителями, не  выполняет  домашнее  задание  и  т.д.

        Но  Раиса  Павловна,  выслушав  мои  высказывания,  сказала:  «Подумай,  а  будет  ли  приятно  его  маме  всё  это  услышать?  Ведь  для  неё  он  сын. Неужели  в  этом  мальчике  нет  ничего  хорошего?  Попытайся  отыскать  это  хорошее!»

       Эти  слова  запали  мне  глубоко  в  душу  и  теперь,  став  уже  взрослым  человеком,  учителем,  на  родительских  собраниях  иногда  мне  так  хочется  о  каком  то  ребёнке высказать  всё,  что  я  о  нём  думаю,  какой  он  лентяй,  какой  он  невоспитанный,  несносный.  Но  в  памяти  всплывают  слова: «А  будет  ли  приятно  его  маме  всё  это  услышать?  Неужели  в  этом  ребёнке  нет  ничего  хорошего?» И  я  начинаю  искать положительные  черты,  и  оказывается  их  очень  много  в  каждом,  надо  только  внимательно  присмотреться.

         Хотя,  конечно,  я  говорю  и  о  существующих  проблемах  и  вместе  с  родителями  мы  ищем  пути  их  решения.

        Ещё, часто на  собраниях  у  нас  работает  «родительская  почта».  Пока  идет  собрание,  родители  могут  написать  какие-то  пожелания,  высказать    претензии,  задать  вопросы,  причём  вовсе  необязательно  подписываться.

        Неотъемлемой  частью  учебно-воспитательного  процесса  в  начальной  школе  являются  праздники,  совместная  подготовка  к  которым  сплачивает  детей,  учит  их  общению,  взаимопониманию,  взаимопомощи.  Праздники  развивают  творчество,  фантазию,  воображение  детей,  раскрывают  их  таланты.  При  проведении  праздников  родители – наши  главные  помощники  (костюмы,  оформление,  музыка),  а  иногда  и  участники  (Дед  Мороз  и  Снегурочка).  На  каждом  празднике  мы  проводим  конкурсы  для  родителей,  игры.

        С  родителями   вот  уже два  выпуска  подряд  мы  ставим  импровизированные  сказки. Дети  очень  любят,  когда  их  родители  принимают  участие  в  таких  мероприятиях.

      При  проведении  праздников,  я  стараюсь  задействовать  всех  детей, чтобы  каждый  ученик  мог  почувствовать  свою  значимость  и,  опять  же,  чтобы  не  обидеть  родителей.  Ведь  каждый  из  них  приходит посмотреть  на  своего  ребёнка.

        Здесь  опять  возникают  трудности. Каждому  ребёнку  надо  подобрать  такую  роль,  чтобы  она  ему  не  просто  подходила,  а  ещё  и  смогла  раскрыть  его какие-то  таланты.  А  что  делать,  если  этих  талантов  нет?  И  тут  начинаешь  ломать  голову:  не  может  петь,  нет  слуха, стихи  читать  тоже  не  может,  невнятная  дикция,  артистическими  талантами  тоже  не  блещет,  что  же  будет, ну  например,  пауком!  И  ребёнок  рад,  и  мама  довольна.    

      В  начальной  школе  очень  часто  родители  посещают  уроки,  особенно  в  первом  классе.  Вот,  например,  в  прошлом  году  я  работала  в  детском  саду  и  обращала  внимание  на  то,  что  многие  родители  приходят  за  полчаса  до  окончания  уроков  и,  глядя  в  щелочку,  наблюдают  за  своими  детьми.  Поэтому  в  течение  года  я  постоянно  приглашала  родителей  на  уроки,  и  многие  с  удовольствием  посещали  их.

        Конечно,  нельзя  сказать,  что  в  общении  с  родителями  у  меня  не  возникает  проблем.  Конечно   же,  возникают.  Иногда  родители  считают,  что  если  у  ребёнка  возникают  какие-то  трудности,  что  именно  школа  виновата  в  этом  и,  что  именно  школа  должна  их  решать,  есть  такие  родители,  которые  не  контролируют  своих  детей.  С  ними  приходится работать  индивидуально.

          Закончить  я  бы  хотела  словами  В.А.Сухомлинского:  «Какими бы  прекрасными  ни  были  наши  школьные  учреждения,  самыми  главными  «мастерами»,  формирующими  разум,  мысли  детей, являются  мать  и  отец.  Поэтому,  нам  учителям,  прежде  всего,  необходимо  заботиться  о  повышении  педагогической  культуры  родителей,  разъяснять  им  смысл  воспитания  и  работать  с  ними  в  одном  направлении».

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа с родителями".

Современный  ученик  будет  тогда  успешен,  если  школа  и  семья  работают  в  тесном  контакте,  если  существует  взаимоп...

Публикация статьи "Работа с родителя в рамках курса ОРКСЭ" в журнал "Начальная школа"

Новый нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые п...

статья "Работа с родителями детей с ОВЗ"

Появление на свет больного ребенка это трагедия  для всех членов семьи.Получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из основных и неотъемлемых условий их социал...

Статья "Работа с родителями в начальной школе"

Статья на тему "Работа с родителями в начальной школе"...

Статья. Работа с родителями. Формирование коллектива.

Вот и прошел выпускной в начальной  школе и вы простились со своим любимым четвертым классом. Впереди – новый первый класс. Каким он будет? Как сложатся ваши взаимоотношения? Удастся ли вам...