Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме "Толерантность".
статья по теме

В докладе рассматривается толерантность как социально-психологическая устойчивость к культурному многообразию мира и как психологическая устойчивость в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад выступления на ШМО учителей начальных классов.

(Подготовила учитель начальных классов Мацыгура А.В.

МОУ «КСОШ № 55», п.Красково, Люберецкий р-н, Московская обл.)

Доклад на тему:

 «Толерантность как социально – психологическая устойчивость к культурному многообразию мира  и как психологическая устойчивость в педагогической деятельности».

В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Несомненную важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября, и принятая ЮНЕСКО “Декларация принципов толерантности”.

Понятие толерантности.

Это понятие известно с середины 18 века. Ещё французский философ Вольтер, являясь критиком религиозного фанатизма и защитником толерантности, говорил о том, что «верхом безумия следует считать убеждение о том, что все люди обязаны одинаково думать об отвлечённых предметах». Высказывания философов содержали критику религиозных столкновений. Результатом деятельности философов того времени явилось принятие Декларации прав человека и гражданина (1789), в которой провозглашалась свобода мысли и выражения. Эта декларация являлась предвестницей современных деклараций о правах человека, в которых прописаны принципы общества, основанные на мире, ненасилии и демократии.

Понимание толерантности неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском: «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, взглядов»; в китайском: «проявление великодушия в отношении других»; в персидском: «терпение, готовность к примирению». В русском языке существует 2 слова со сходным значением: толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицинских и гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». «Терпимость» - это «способность терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

   В научной  литературе этот термин рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многообразия человеческой культуры, отказ от преобладания единственно возможной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Но толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. Таким образом, это качество является важным компонентом жизненной позиции каждой зрелой личности. Причём толерантный человек должен уметь защитить и обосновать свои позиции и одновременно с уважением относиться к позициям окружающих людей.

Проблема толерантности применительно к содержанию и условиям педагогической деятельности рассматривается двояко: внешняя толерантность, т.е. терпимость к другим, способность рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения и т.д. и внутренняя толерантность, т.е. устойчивость к неблагоприятным внешним и внутренним факторам деятельности, способность сохранять равновесие в конфликтных ситуациях, принимать решение и действовать в этих условиях.. Первая форма толерантности – социальная (социально-психологическая), вторая – психологическая (психофизиологическая).

Рассмотрим первую форму толерантности (внешнюю), которая рассматривается как социально – психологическая устойчивость к окружающему миру.

 Процесс формирования толерантности идёт под воздействием множества факторов, решающими среди которых являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это осознание ребёнком неповторимости своей личности и личности каждого одноклассника, формирование чувства сплочённости классного коллектива. У учащихся формируется умение конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Следует отметить, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель.

Способы формирования установок толерантного поведения учащихся.

Упражнение «Самый - самый».

Задачи: повышение самооценки; осознание собственной индивидуальности; осознание уникальности и многообразия окружающих; формирование умения позитивно оценивать других.

Процедура проведения. Все участники встают со стульев. Водящий просит сесть участников игры по одному, называя их отличительные черты характера, признаки внешнего вида и т.д. Например, просит сесть «самого серьёзного – самого весёлого, самого спокойного – самого подвижного»…Если ведущий затрудняется в определении признака, то участники игры могут ему помогать. В конце игры делается вывод о том, что все участники игры – «самые-самые». В ходе обсуждения учащиеся соглашаются с мнением о том, что у каждого человека можно отыскать качества или особенности, отличающие его от остальных.

Упражнение «Некто средний».

Задачи: осознание баланса между общим и уникальным в человеческой личности; осознание собственной индивидуальности; формирование доброжелательной атмосферы в группе.

Процедура проведения. Целью этой работы будет создание общего портрета усреднённого члена группы, особенности которого являлись бы средним арифметическим всех участников группы. По определённым критериям (начиная с внешнего вида и заканчивая особенностями психологической сферы и умственного развития) учащиеся производят вычисления и сводят их в одном усреднённом образе. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что вряд ли хотели бы жить в обществе, состоящем только из таких людей.

Упражнение «Мой народ».

Задачи: развитие межкультурной толерантности; развитие интереса к своей национальной культуре.

Процедура проведения. Первый этап «Опиши свой народ». Ведущий бросает мяч и называет свою национальность и типичное качество своего народа. Участник игры добавляет ещё одно типичное качество этого народа. Например, «русский - открытый», «русский - доброжелательный», «грузин - гостеприимный»…

Второй этап «Покажи свой народ». Один из участников должен представить свой народ жестами, движением, танцем или песней. Потом все участники повторяют эти действия.

Третий этап «Нарисуй свой народ». Участники игры изображают символы или пиктограммы, олицетворяющие их народ.

В ходе обсуждения упражнения учащиеся делают вывод о том, какие качества своего народа они рассматривали в качестве приоритетных и почему.

Упражнение «Орешки».

Задачи: осознание уникальности и неповторимости каждой личности; понимание механизма формирования стереотипов.

Процедура проведения. Ведущий говорит о том, что очень часто люди воспринимают целую группу людей (этническую, возрастную, социальную) как единое целое, наделяя всех представителей набором стереотипных характеристик. Например, думают, что все африканцы умеют играть в баскетбол и петь рэп.  В это время редко кто задумывается о том, что каждый представитель уникален в своём роде.

Далее ведущий просит рассмотреть подобную ситуацию с грецкими орехами. На первый взгляд орехи кажутся одинаковыми, но при рассмотрении каждого отдельного ореха можно увидеть и ощутить его «особые приметы». Задача учащихся: запомнить свой орех, а потом в течение 1 минуты отыскать его в общем мешочке. Обычно с этим заданием справляются быстро и правильно. В ходе обсуждения дети приходят к выводу о том, что стоит только повнимательней присмотреться к самому обычному грецкому ореху, то становится ясно, что каждый из них неповторим. То же самое происходит и в человеческом обществе.

Также важной задачей педагогики толерантности является развитие у учащихся умений ненасильственно разрешать конфликты посредством развития способности к терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль) и принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) при взаимодействии с «другими», «иными», «чуждыми».

Рассмотрим вторую форму толерантности (внутреннюю), которая рассматривается как  психологическая устойчивость в педагогической деятельности.

Поскольку эта форма толерантности подразумевает психологическую устойчивость к неблагоприятным факторам деятельности, а также способность сохранять равновесие в конфликтных ситуациях, следует учесть тот факт, что по роду своей деятельности учителю часто приходится быть арбитром или посредником в возникающих конфликтных ситуациях (среди детей, родителей, педагогического коллектива). Поэтому умение владеть собой, быть стрессоустойчивой личностью – задача каждого преподавателя.

Для начала ответим на вопрос: что такое стресс? В переводе это слово означает давление, напряжение. В научной терминологии стресс – это неспецифическая реакция организма на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне, которая возникает в ответ на ситуации, требующие напряжения.

Стрессовая реакция проходит 3 стадии.

  1. Стадия тревоги характеризуется мобилизацией всех защитных механизмов организма (повышение энергетического потенциала организма, выброс адреналина, увеличение пульса и т.д.).
  2. Стадия сопротивления наступает в том случае, если стрессор продолжает действовать. Организм, защищаясь от стресса, расходует «резервный запас» сил.
  3. На стадии истощения резервы человека истощаются, противостояние стрессу уменьшается.

Говоря о стрессах в жизни педагога, следует отметить такое понятие как «эмоциональное выгорание». Этот термин применяется для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в тесном общении с клиентами по роду своей профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Важно понимать, что выгорание – не потеря творческого потенциала, а эмоциональное истощение на фоне стресса, возникающее в результате деятельности, связанной с интенсивным общением. Этот процесс имеет те же этапы, что и стресс.

Таким образом, стресс может оказывать положительное, мобилизующее влияние на организм, а может дезорганизовать его деятельность. По оценкам западных экспертов, 70% заболеваний связано с эмоциональным стрессом. Поэтому важно понимать механизмы возникновения стресса, знать собственные стрессоры (факторы, вызывающие стресс) и уметь справляться с потоком стрессовых ситуаций.

Упражнение «Оценка стрессоустойчивости».

Задачи: ознакомление с понятием «стрессоустойчивость»; оценка стрессоустойчивости у участников.

Процедура проведения. Стрессоустойчивость – способность личности сохранять определённую степень психологической стабильности в неблагоприятных условиях и самостоятельно возвращаться в состояние равновесия. Для определения собственного уровня стрессоустойчивости  проводится тест Коухена и Виллиансона (№ 1, С. 141). После проведения этого теста участники делают вывод о том, что им, возможно, необходимо повысить собственную стрессоустойчивость.

Борьба со стрессом.

Первым шагом в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием считают осознание того, какие именно ситуации выбивают человека из колеи, вызывая стрессовую реакцию. Зная об этом, человек может позволить себе заранее подготовиться к этой ситуации, либо сделать что-то, чтобы избежать её. Недаром говорят, предупреждён – значит вооружён.  

Следует отметить, что управление стрессом заключается не столько в том, чтобы исключить его из жизни (это невозможно в принципе), а в том, чтобы не допускать его чрезмерного уровня. Это и есть второй шаг борьбы со стрессом.   Для этого важно уметь распознавать начавшийся стресс на самых ранних этапах, т.к. в это время контролировать его уровень намного легче.   Существует много признаков стресса, но большинство из них ярко проявляется на стадии истощения. Но наш организм подаёт сигналы о приближающемся стрессе на самых ранних этапах, поэтому нужно  научиться понимать язык своего тела и слышать эти сигналы.  

Признаки стрессового напряжения.

  1. Невозможность сосредоточиться на чём – либо.
  2. Слишком частые ошибки в работе.
  3. Ухудшение памяти.
  4. Слишком часто возникающее чувство усталости.
  5. Очень быстрая речь.
  6. Потеря мысли.
  7. Часто появляющиеся боли.
  8. Повышенная возбудимость.
  9. Отсутствие радости от выполненной работы.
  10. Потеря чувства юмора.
  11. Частое курение.
  12. Пристрастие к алкоголю.
  13. Постоянное ощущение недоедания.
  14. Исчезновение аппетита.
  15. Невозможность вовремя закончить работу.

Третьим шагом борьбы со стрессом можно назвать умение снимать собственное напряжение и контролировать ситуацию.

Способы снятия стресса.

Поскольку существует прямая зависимость между напряжением мускулатуры и эмоциональным напряжением, можно влиять на уровень стресса, расслабляя определённые группы мышц. Чтобы лучше почувствовать релаксацию отдельной мышцы, нужно сначала эту мышцу напрячь, а потом уже расслабить.

Упражнение «Озеро спокойствия».

Задачи: знакомство участников с техниками индийской йоги; формирование нервно-психической устойчивости, знакомство с методами релаксации.

Процедура проведения. Ведущий даёт участникам упражнения инструкции, а те, в свою очередь, их выполняют (№ 1, С. 142).

Упражнение «Сила дыхания».

Задачи: осознание роли дыхания в изменении психоэмоционального состояния; обучение экспересс-методам дыхательной саморегуляции.

Процедура проведения. Ведущий говорит о том, что при столкновении со стрессогенным воздействием наше дыхание как-будто замирает. Через несколько мгновений оно возвращается, но становится поверхностным и неупорядоченным. Таким образом, изменение дыхания – важный признак повышенного уровня стресса. Если человек умеет управлять своим дыханием, значит, он может управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Выделяют успокаивающее и мобилизующее дыхание. Успокаивающее дыхание позволяет расслабиться, снять напряжение, уменьшить тревогу и волнение, снять раздражение. Мобилизующее дыхание позволяет взбодриться, преодолеть сонливость и усталость (№1, С. 149).

Упражнение «Покой – это…»

Задачи: обучение методам релаксации.

Процедура проведения. Участники должны задуматься о том, с каким визуальным образом у них ассоциируется состояние покоя, какие зрительные, звуковые, тактильные ощущения вызывает этот образ. Важно, чтобы этот образ мог быть с лёгкостью вызван в собственном воображении в стрессовой ситуации. В этот момент психика человека «вспомнит» состояние покоя, и уровень стресса уменьшится.

Используемая литература.

  1. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. Под ред. Асмолова А.Г., Солдатовой Г.У.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»

В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...

доклад на МО учителей начальных классов "Урок в начальной школе с использованием ТРКМ"

Технология критического мышления может использоваться на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, реже на уроках математики (например, кластер). Данная технология имеет свою структуру построен...

Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме "Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО".

В докладе рассмотрены следующие вопросы: особенности системы оценки, оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, накопительная система оценки - рабочий портфолио....

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Доклад на МО учителей начальных классов

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...