Рекомендации по составлению Рабочих программ учебных курсов
рабочая программа на тему

Гусарова Елена Валентиновна

Как правильно разработать и оформить Рабочую программу?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по составлению Рабочих программ учебных курсов

Виды учебных программ

Учебные программы можно разделить на три вида:

  1. примерная (типовая) программа по учебному предмету - документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана;
  2. авторская программа по учебному предмету - документ, созданный на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), примерной программы по учебному предмету и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса;
  3. рабочая программа учебного предмета - документ образовательного учреждения (далее - ОУ), который:
  1. регламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;
  2. учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности обучающихся конкретного класса;
  3. обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП).

Рабочая программа по учебному курсу рассчитана, как правило, на каждый класс или параллель.

Документы, регламентирующие создание рабочей программы учебного курса

Существует ряд документов, регламентирующих создание и реализацию рабочих программ учебных курсов. Их можно разделить на две группы:

  1. федеральные нормативные документы:
  1. 3акон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, п. 2 ст. 32 (ред. от 01.12.2007);
  2. ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 NQ 373, п. 19.5 (ред. от 26.11.2010 №1241);
  3. базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.2011);
  4. перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России;
  5. письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»;
  1. локальные акты образовательного учреждения:
  1. ООП НОО ОУ;
  2. положение о рабочей программе учебного курса;
  3. приказ руководителя ОУ об утверждении рабочей программы учебного курса.

        При создании и утверждении рабочей программы учебного предмета педагог должен придерживаться следующего алгоритма.

  1. Выбрать программу учебного курса и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение.
  2. Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей примерной программы по учебному курсу и целями и задачами ОУ.
  3. Определить планируемые результаты освоения программы к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в примерной программе, и с требованиями, прописанными в ООП.
  4. Прописать цели-ориентиры освоения учебного курса обучающимися, используя формулировки: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».
  5. Прописать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках изучения данного учебного курса.
  6. Подготовить краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу.
  7. Дополнить рабочую программу учебного курса разделами и темами, выбранными из авторских программ по учебным предметам.
  8. Определить последовательность изучения тем, рассчитать количество часов на их изучение, составить календарно-тематический план.
  9. Составить перечень дидактических, справочных материалов, используемых в образовательном процессе в рамках учебного курса.
  10. Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимого для реализации рабочей программы учебного курса.
  11. Определить средства контроля освоения обучающимися рабочей программы учебного курса.
  12.  Представить рабочую программу учебного курса на экспертизу внешним экспертам и (или) методическому объединению учителей начальных классов ОУ.
  13. Представить рабочую программу учебного курса на утверждение руководителю ОУ.
  14. Использовать рабочую программу учебного курса после приказа о ее утверждении руководителем ОУ.
  15. Разместить рабочую программу учебного курса на сайте ОУ и (или) на персональном сайте педагога, и (или) в любом другом информационном источнике, открытом для родительской и иной общественности.         

        В структуре рабочей программы учебного предмета можно выделить ряд основных разделов.

  1. Титульный лист, который содержит следующие сведения:
  1. полное наименование ОУ;
  2. гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения);
  3. гриф утверждения программы руководителем ОУ (с указанием даты и номера приказа);
  4. название учебного курса в соответствии с базисным учебным планом;
  5. Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего программу (возможно указание педагогического стажа, категории);
  6. класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
  7. Ф. И. О., должность эксперта (по решению педагога или руководства ОУ);
  8. год составления рабочей программы.
  1. Пояснительная записка, в которой можно указать:
  1. название, автора и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена рабочая программа учебного курса;
  2. цель и задачи учебного курса;
  3. описание изменений (не более 20%), внесенных педагогом в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса, с обоснованием;
  4. особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;
  5. перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов, цели и задач учебного курса;
  6. количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;
  7. характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;
  8. специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
  1. Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися с описанием планируемых предметных, личностных и метапредметных (универсальные учебные действия) результатов обучения младших школьников.
  2. Календарно-тематический план учебного курса, который включает в себя:
  1. название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;
  2. количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;
  3. виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;
  4. направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;
  5. пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.

Примерная форма календарно-тематического плана учебного курса

Сроки

№ урока

Название раздела темы,

темы урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Форма практи-ческой части

Вид

контроля

Учебно-методическое  обеспечение: использование ИКТ оборудования, ЦОР, ЭОР, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования и т.д.

п/п

в теме

По плану

Дано фактически

План

Факт

  1. Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений обучающихся, состоящая из тестовых материалов, текстов контрольных работ, количество контролирующих материалов, критериев оценки проверочных работ и др.

Примерное содержание пояснительной записки рабочей программы учебного курса

        Рабочая программа учебного курса  (название учебного курса)  для …класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по (название учебного курса) и авторской программы учебного курса  ……….. для обучающихся  … класса общеобразовательных школ автора………. ………… (год издания).

        Цель данного учебного курса:

        Задачи учебного курса:

        Программа рассчитана на….. ч, в т. ч. на практическую работу в количестве…….ч,  на контрольные уроки - ……ч, на уроки развития речи - …. ч и т.д. (указать всю практику).

                Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по (название курса) и авторской программой учебного курса.

                

                Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:

№ п/п

Изменение

Обоснование

 

(Примеры формулировок изменений, внесенных в текст авторской программы учебного курса:

  1. изменение последовательности изучения тем учебного курса;
  2. изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебною курса;
  3. изменение в логике изложения материала, предусмотренной авторской программой;
  4. введение дополнительных тем, не предусмотренных авторской программой, и (или) исключение некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения обучающимися.)

                Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

 (Перечень может быть классифицирован, например, могут быть перечислены:

  1. литература (основная и дополнительная);
  2. дидактические материалы;
  3. учебное оборудование;
  4. компьютерное оборудование;
  5. программное обеспечение;
  6. цифровые образовательные ресурсы;
  7. лабораторное оборудование.)

        Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс

(Возможные особенности класса:

  1. количественный состав класса;
  2. уровень подготовленности обучающихся к освоению учебного курса;
  3. реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания;
  4. формы получения образования обучающимися класса (очная, дистанционная, экстернат, обучение на дому и т.д.);
  5. психологические, физиологические особенности обучающихся.)

         Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

(Например:

  1. групповая, парная, индивидуальная деятельность;
  2. проектная или игровая деятельность;
  3. самостоятельная или совместная деятельность;
  4. экскурсии, практикумы, лабораторные работы и т. д.)

        Специфические для учебного курса формы контроля (текущего, промежуточного, итогового) освоения обучающимися содержания:

(Например:

  1. текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос;
  2. промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;
  3. итоговый контроль: портфолио, контрольная работа, тест и др.)

        

Структура Рабочей программы

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Общая характеристика учебного предмета
  4. Структура курса
  5. Место   предмета   в   учебном   плане
  6. Ценностные ориентиры  содержания учебного предмета
  7. Методический комплект
  8. Результаты изучения учебного предмета
  9. Планируемые результаты освоения программы
  10. Содержание программы
  11. КТП

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395

Красносельского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ
Директор  
ГБОУ лицей №395  Санкт-Петербурга
 ______________________
  С.П.Сергеева    

Приказ № ____  «____» _________ 2012                                                      

Согласовано
решением заседания КНО

Протокол №__1__от «28» августа 2012  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

« (название учебного курса) »

Учитель:

УМК:

Класс:

Разработчик программы:

Педагогический стаж:

Квалификационная категория:

Эксперт программы:

Санкт-Петербург

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Презентация:  Методические рекомендации по составлению рабочей программы "Перспективная рабочая шола"...

Рекомендации по составлению рабочей программы.

В презентации раскрывается структура рабочей программы, даны краткие комментарии к каждому разделу....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Методические рекомендации помогут учителю в составлении рабочей программы по предмету, соблюдая требования к структуре рабочей программы....

Как написать рабочую программу учебного курса для инклюзивного класса (методические рекомендации)

Алгоритм написания рабочей учебной программы для учащегося с ОВЗ...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Методические рекомендации по составлению  рабочей программы...