Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника
материал по теме

Селянина Людмила Валерьевна

 Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_avgust_2012.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГМО август, 2012

Селянина Л.В.

учитель нач. кл.

МБОУ СОШ №4

Г. Бирск

Технология этического мышления

как средство духовно  - нравственного   воспитания младшего школьника                  

   Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Вводимый курс «Основы религиозных культур и светской этики» в непростое время кризисов и социально-экономических преобразований призван пробудить чистоту помыслов всех обучающихся. Воплощением вершинности духа не обязательно является Бог. Работа души, нацеленная на совершенство, основанная на общечеловеческих ценностях, – есть способ построения нового мира, основанного на любви, добре и справедливости – нравственных ценностях, которые связывают людей верующих и неверующих.

Во власти стереотипов прошлого духовно-нравственное воспитание

ассоциируется как религиозное. А между тем, духовность – предельно

общее понятие в философии, включающее «потребность познания – мира,

себя, смысла и назначения своей жизни. Формирование духовных

потребностей личности – важнейшая задача воспитания»[3]. «Нравственность – совокупность норм и правил, регулирующих отношения

людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или

тормозящих их поведение и деятельность» [3]. Проблема духовно-

нравственного воспитания имеет другие основания в светском понимании.

Она состоит в том, смогут ли единые ценности и идеалы объединить

светское и религиозное духовно-нравственное воспитание.

Главная ценность светской этики – человек и его жизнь. В отличие от религиозной этики, где высшей ценностью является бог. Педагог обращается к тем ценностям нравственной жизни, которые были выработаны человеческим опытом на протяжении веков и не были даны «свыше» пророками, как ценности религиозные.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

        Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их  обучающимися.

Одним из таких направлений является: воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской  этике.

Современное состояние нашего общества переживает кризисный период в своём развитии, который выражается в борьбе духовных и материальных ценностей.

Человек, как часть общества, естественно, ощущает напряжение данного противоречия, пытаясь совместить в своём сознании данные противоположности. В этом процессе примирения мышление имеет важное значение. При помощи него человек снимает противоречия, принимает решения и актуализирует их в своём бытии, тем самым меняя его. Этическая грамотность при этом просто необходима индивидууму.

Поэтому педагогика, как наука общественная, призвана заниматься поиском новых подходов, теорий и методик, направленных на нравственное развитие личности, которые соответствовали бы духу времени и интеллектуальному уровню XXI века.

Ни для кого не секрет, что наши ученики, которые уже завтра будут

самостоятельными членами общества и от чьей этической образованности будет зависеть и нравственный уровень всей нации, пренебрегают этическим образованием, не стремятся к приобретению устойчивых нравственных принципов. С таким отношением к этическому образованию детей трудно воспитать убеждённых носителей нравственности.

В создавшейся ситуации педагогика нуждается в такой методике развития нравственной личности, которая могла бы вызывать неподдельный интерес учащихся к основам нравственности и морали, которая актуализировала бы до максимального обострения их потребности, чувства, эмоции, мысли. Лишь при таком решении проблемы ученики проникнутся уважением к этическому образованию. Поэтому образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы в нём ученику была предоставлена возможность самостоятельно овладевать способами освоения системы нравственных понятий. Для этого нужно найти эффективное средство, при использовании которого ребёнок мог бы совершить нравственный выбор в любой этической ситуации, заранее определить свою линию поведения.

Одним из таких средств является разрешение противоречий в сопряжённых нравственных понятиях, которые актуализируют этическое

мышление. Под сопряжёнными нравственными понятиями понимаются понятия, которые сопряжены определёнными признаками между собой, но различны по значению, по мотивационному обоснованию. Их нужно сравнить, указав на общее и различное и выяснить тот сопрягающий признак, который соединяет эти понятия и позволяет им «переливаться» из одного в другое.

Мышление представляет собой один из наиболее важных компонентов сознания, включающего, наряду с мышлением, воображение и различного рода эмоции. Традиционно в философии, логике, этике мышлению отдавалось предпочтение как способности человека связывать образы,

представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие и прогнозирующие поведение, общение, дальнейшее движение самой мысли.

Позднее мышлению как процессу, как определённой форме человеческой деятельности стали отводить функцию прогнозирования. В прогнозировании субъектом будущих действий воображение играет огромную роль. Так, по свидетельству многих выдающихся деятелей науки, искусства, литературы, в

их творческом (в частности, мыслительном) процессе важную роль играет воображение. Следовательно, надо признать бесспорным по крайней мере одно: как бы ни понималось воображение, его нельзя обойти при изучении мыслительной деятельности.

Суждение является основной формой этического мышления. Когда ребёнок научится анализировать свои поступки и давать им объяснение, а именно, когда он научится объяснять, в чём разница между упрямством и упорством, щедростью и бережливостью, равнодушием и безразличием, когда он точно будет знать, как поступать в той или иной ситуации – только тогда мы воспитаем духовного, нравственного человека нашего современного общества.

Приведём пример применения методики работы с сопряжёнными понятиями в начальной школе. Каждый понедельник на дополнительной доске можно вывесить  одно или два сопряжённых понятия, которые остаются на доске до пятницы, до очередного классного часа. На протяжении всей недели в ходе уроков встречаются моменты, ситуации, в которых дети начинают рассуждать о том или ином понятии. Ученики обращаются к толковым словарям за разъяснением этих понятий, расспрашивают родителей, дома разбирают различные ситуации, также связанные с данными понятиями, приводят примеры, думают и ищут. Учитель не даёт готового ответа, так как суть методики заключается именно в самостоятельном рассуждении учеников, размышлении, поиске правильных ответов.

Самым удачным считается  такое завершение обсуждения понятий, в ходе которого дети приводят примеры тех или иных ситуаций и выходы из них из своего жизненного опыта. Также необходимо отметить, что сопряжённые нравственные понятия способствуют обращению внимания школьников на мотивацию своих поступков. Приводим примеры сопряжённых понятий:

1.Самолюбие

Самоуважение

12.Отчаяние

Безнадёжность

2.Равнодушие

Безразличие

13.Раскаяние

Сожаление

3.Беспокойство

Заботливость

14.Рассеянность

Неосторожность

4.Невежество

Хамство

15.Дружелюбие

Приветливость

5.Трусость

Страх

16.Доброта

Справедливость

6.Сомнение

Колебание

17.Запугивание

Угроза

7.Покорность

Смирение

18.Возмущение

Раздражение

8.Нетерпеливость

Суетливость

19.Злобность

Ненависть

9.Лукавство

Хитрость

20.Придирчивость

Недовольство

10.Смелость

Мужество

21.Вера

Доверие

11.Огорчение

Печаль

22.Доверчивость

Наивность

 Сопряжённые нравственные понятия не заучиваются субъектом, не берутся памятью, а разрешаются с помощью огромного напряжения всей активности его собственной мысли.

Таким образом, можно сделать вывод: при использовании методики работы с сопряжёнными понятиями мы будем способствовать приобретению учениками нравственного опыта в осуществлении перехода этических

знаний из состояния потенциального в состояние актуальной реализации их нравственных идеалов.

 Кроме всего выше сказанного можно ещё дополнить, что в  завершении изучения основ светской этики ожидаются предполагаемые результаты:

  1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
  2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. 
  3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности.
  4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития.
  5. Актуализация нравственного потенциала личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лурье Л. И. Духовно-нравственное воспитание или светская этика//

Образование и наука. -  2010 - №9.

2.Левичев О.Ф. Сопряжённые нравственные понятия как средство развития этического мышления// Грани эпохи. -2008. -№35

3.Медведева Н.В. Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника // Начальная школа + До и После. – 2012. - №1

3. Рапацевич Е. С. Современный словарь по педагогике. Минск:

«Современное слово», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной    задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....