Опыт внедрения ФГОС нового поколения по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
методическая разработка на тему

Кристинина Евгения Ивановна

Доклад на ГМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vnedreniya_fgos_noo_po_prgramme_elkonana-davydova.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ГМО

« Опыт внедрения ФГОС по программе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова».

Одной из причин разработки ФГОС второго поколения стал разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности, который обессмысливал сам процесс учения.

Переход в сентябре 2011 года на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества: быть современно образованными, нравственными, предприимчивыми людьми, которые самостоятельно принимают решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству.

Что изменил новый стандарт?

В первую очередь, главной отличительной особенностью ФГОС НОО является деятельностный подход в обучении, ставящий главной целью развитие личности.

В основу развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова как раз  и положен деятельностный подход.

В целом образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова оказала определенное влияние как на ход модернизации российского образования, так и на создание новых стандартов. Большинство специалистов данной системы вошли в рабочую группу Института образовательной политики «Эврика» по разработке ФГОС НОО.

В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

  1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
  2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
  3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

 В соответствии с ФГОС НОО, эти принципы стали принципами традиционного обучения.

УМК по программе Эльконина-Давыдова  построен с учётом этих принципов.


Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления.

 Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности.

Поэтому содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности школьников. Учебный предмет в данной образовательной системе строится с учетом ряда логико-психологических положений, разработанных В.В. Давыдовым.

1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие учебный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. Учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Выявленное отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем и обратно.

Важной составляющей учебного предмета в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова является особенный метод его освоения. Таким методом является решение детьми системы учебных задач.

Русский язык. Неотъемлемая задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит в детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучению языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодавлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Математика. Основным содержанием данного курса является формирование понятия действительного числа, которое является стержневым для всей школьной математики.  

Исходным отношением, порождающим все виды действительного числа, является отношение величин, получаемое в результате измерения одной величины с помощью другой, принятой в качестве единицы (мерки).

Натуральное число выступает исходной формой этого отношения, отражающей последовательное 'укладывание' мерки в измеряемой величине, а также другие виды действительного числа дети получают при решении одной и той же задачи построения величины равной заданной, меняются лишь условия этой задачи, что и определяет различия видов числа и способов его обозначения.

Такой подход к введению центрального математического понятия - понятия числа -обуславливает и принципиально другое построение программы - полное отсутствие концентров ( Ступень обучения, связанная с предыдущей единством содержания и отличающаяся от нее большей сложностью и объемом).  

Особое место в курсе отведено текстовым задачам. Основной целью при их изучении является формирование рациональных способов анализа текстов, т.е. выделения математической структуры задачи (описываемых в тексте величин и связывающих их отношений) и ее моделирования с помощью специальных знаково-символических средств.

Литературное чтение. Литературное чтение ставит своей целью воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях. Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:

1) увидеть внутренний мир героев 'глазами автора';

2) выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами - 'глазами читателя'.

Формирование литературного творчества младшего школьника - ведущая задача ('от маленького писателя к большому читателю'). Главная задача обучения первоклассников - пропедевтическая, т.е. подготовка детей к работе в позициях 'читателя' и 'автора'.

Окружающий мир. Основной задачей курса 'Окружающий мир' является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме того, решаются также следующие задачи:

- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

- ориентация ребенка в мире природных и социальных явлении;

- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

- воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.

В основе построения программы лежит принцип отбора тем, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего формирования, знаний, умений и навыков.

 В процессе изучения окружающего мира развиваются  общеучебные умения ребенка, такие как, способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и прочие, а также специальные умения: устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов.

Все  учебники и рабочие  выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образцами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.

Таким образом,  учителя РО оказались в более выигрышном положении, т.к. методы и приёмы , заложенные в системе развивающего обучения и УМК РО оказались полностью соответствующими принципам ФГОС и наш опыт в реализации деятельностного метода насчитывает уже 20 лет. И мы охотно делимся своим опытом с коллегами из других школ на городских семинарах, которые проходят у нас ежегодно.

Конечно, уроки по технологии развивающего обучения имеют и особую типологию, и особую структуру, и особые методы: не только индивидуальная, но чаще групповая и парная работа; и обязательные психологические элементы урока.

Я думаю, что и учителя традиционного обучения давно и успешно применяют методы и приёмы развивающего обучения в своей практике.

Всё это позволяет учащимся овладеть навыками планирования, моделирования, нормами коммуникации, умением строить диалог, договариваться, что в соответствии с новым образовательным стандартом –метапредметные достижения ( УУД)

Система оценки метапредметных достижений так же взята из развивающего обучения. Это  понятие хорошо известно учителям развивающего обучения, которое было одним из требований РО, только раньше мы говорили- общеучебные достижения.

Оценка метапредметных достижений строилась вокруг умения учиться. Она проводилась в ходе различных процедур, таких, как решение задач творческого характера, проектирования, итоговых проверочных , комплексных работ на межпредметной основе. В этом году  учищиеся 1-х классов уже прошли такую комплексную межпредметную проверку.

Учителя РО всегда вели карты достижений, в которые вносили результаты оценки общеучебных  ( метапредметных) достижений. Карта достижений ученика была одной из составляющих Портфолио ученика . Такие    портфолио велись и учителями традиционного обучения, но это была инициатива учителей, а в новом стандарте  создание рабочего портфолио  - обязательное  условие, т.к. является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, не только метапредметных, но и предметных , и личностных.

Рабочее портфолио ученика предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и прогнозирования.

Портфолио реализует одно из положений ФГОС – формирование УУД.

На основе результатов диагности метапредметных, предметных и личностных достижений мы , учителя РО, строили программу развития этих достижений во внеурочной деятельности.

С одной стороны для нашей школы организация внеурочной деятельности – дело не новое. У нас была организована « Школа полного дня»-на базе школы функционировали творческие, интеллектуальные, спортивные кружки, секции, а со стороны классного руководителя это был комплекс воспитательных мероприятий. Однако такая работа испытывала определённые трудности, в первую очередь – финанасовые ,т.е. работа не была системной, а в документах , материалах сопровождения ФГОС неоднократно подчёркивается, что воспитание в школе – это не специальные , отдельные мероприятия или комплекс мероприятий.

Новый стандарт дал возможность осуществлять развитие личности ребёнка в рамках 10 оплачиваемых часов. Это позволило вести работу в системе и поэтапно достигать трёх уровней результатов: приобретение социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества ( человек, семья, отечество, природа, труд, знания и т.д.), получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Таким образом, принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, с одной стороны, расширяет и увеличивает самостоятельность, с другой стороны, усиливает ответственность образовательного учреждения за результаты и качество начального общего образования.

Как было уже отмечено, психолого-педагогическим фундаментом ФГОС НОО является деятельностная педагогика,  поэтому образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, много лет воплощающая эту теорию  в школьную жизнь имеет все возможности для того, чтобы помочь образовательным учреждениям, работающим в деятельностной парадигме, в эффективной и качественной реализации идей нового Стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы:статья-выступление" Использование здоровье-сберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения"

Выступление на пед.совете  " Использование здоровье-сберегающих технологий  в процессе обучения свнедрением ФГОС нового поколения"...

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

презентация "Нравственное воспитание младших школьников, как средство внедрения ФГОС нового поколения".

Нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребёнку открывать этот мир во всём богатстве и многообразии. А значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия, подчинены единст...

«Успешен в школе – успешен ли в жизни?» Как внедрение ФГОС нового поколения может решить эту проблему?

Всегда ли хороший ученик становится успешным в жизни? Почему блестящий старт в юности далеко не всегда приводит к успеху во взрослой жизни? Как внедрение ФГОС нового поколения может решить эту п...

Использование здоровьеберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения

Выступление на заседании  ШМО «Начальная школа» март 2013-2014...