«Успешен в школе – успешен ли в жизни?» Как внедрение ФГОС нового поколения может решить эту проблему?
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Соколова Светлана Николаевна
  •  Всегда ли хороший ученик становится успешным в жизни? Почему блестящий старт в юности далеко не всегда приводит к успеху во взрослой жизни? Как внедрение ФГОС нового поколения может решить эту проблему?     Почему блестящий старт в юности далеко не всегда  приводит к успеху во взрослой жизни?
  • Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?  
  • «Развивающемуся обществу нужны  современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству»
  • Решение проблем в жизни 
  • А учит ли школа решать проблемы?
  • Меняется  роль учителя
  • Виды деятельности на уроке
  • Принцип успешности
  • Формула успешности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.29 МБ
Файл статья27.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Успешен в школе – успешен ли в жизни?

Слайд 2

отличники и троечники Почему блестящий старт в юности далеко не всегда приводит к успеху во взрослой жизни?

Слайд 3

Отличник Троечник -зависимы от чужого мнения -нет опыта поражений -осторожны в действиях -боязнь ошибиться -узкий круг общения -послушные исполнители IQ -психологически устойчивы -гибки, мобильны -решительны в действиях -внутренняя свобода-цель -широкий круг общения -интуиция, нестандартное мышление EQ

Слайд 4

Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? 1.Уметь ставить цель и добиваться её 2.Уметь общаться 3.Уметь адаптироваться к ситуации 4.Уметь самостоятельно добывать и применять знания 5.Уметь ориентироваться в жизни 6.Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком 7.Сохранить здоровье

Слайд 5

«Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству»

Слайд 6

1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Решение проблем в жизни

Слайд 7

А учит ли школа решать проблемы? Традиционный урок 1. Проверка д / з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения, применение знаний учениками Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

Слайд 8

8 Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? Учебник «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: 3/4 или 3/8 ! Что-то не так… А мы умеем складывать дроби (осознание ситуации затруднения )? К акая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА : Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ : АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)

Слайд 9

«Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие» Э.И. Александрова ученик - инициатор

Слайд 10

учитель – провокатор, организатор, наставник - провоцирует детей на деятельность организует исследовательскую деятельность детей и консультирует наставляет, поощряет: «Молодец, у тебя хорошо получается! Я рядом! Я помогу!» Меняется роль учителя

Слайд 11

Стандартно ли вы мыслите? 1. Плод 2. Домашняя птица 3. Великий русский поэт Яблоко Курица Пушкин

Слайд 12

Креативный ли вы человек?

Слайд 13

Виды деятельности на уроке Лекция – 5% Самостоятельное чтение – 10% Аудио-видео методы - 30% Работа в малых группах - 50% Практическая работа – 75% Коллективные способы обучения (самостоятельная работа с взаимообучением и обсуждением в диалогическом режиме) – 90-95%

Слайд 14

Принцип успешности 1. Участие каждого- общий вклад. 2. Откровенность и доброжелательность. 3. Работа без погон – нет лидера, все равны, одна команда. 4. Сделать себя понятным не только себе, но и другим. 5. Конечный результат – ответственность за него несут все в равной степени. 6. Получать удовольствие от общения друг с другом.

Слайд 15

Результаты обследования учебников максимально приближенных к жизни 1 Финляндия 2 3 … 25 Россия … 32

Слайд 16

Мозги + мобильность + нестандартное мышление + коммуникабельность + интуиция = социально - экономическое процветание страны Формула успешности УСПЕШЕН В ШКОЛЕ - УСПЕШЕН В ЖИЗНИ !



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

 ГБОУ школы № 489   Московского района

 г. Санкт -Петербурга

 Докладчик: Соколова Светлана Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 489   Московского района   г. Санкт-Петербурга

Аннотация: Всегда ли хороший ученик становится успешным в жизни? Почему блестящий старт в юности далеко не всегда приводит к успеху во взрослой жизни? Как внедрение ФГОС нового поколения может решить эту проблему?

   Доклад «Успешен в школе – успешен ли в жизни?»

В нашей жизни сложилась такая МОДЕЛЬ УСПЕШНОСТИ(2 слайд): Одни с детства учатся на пятерки, а достигают в жизни немногого. Другие звезд с неба не хватают, а выросли и ходят в лидерах.

Почему блестящий старт в юности далеко не всегда приводит к успеху во взрослой жизни?

Нормальный человек не может выполнить все требования, которые предъявляет школа: полностью делать объем домашних заданий, выполнять все предписания и пожелания педагогов, родителей. И если он стремится их выполнить на все 100 %, то, значит, лишается определенной свободы выбора.

Растет способный мальчик или умненькая девочка (3 слайд), все его нахваливают, любуются им, и постепенно он тоже начинает любоваться собой. Он хочет все делать лучше всех – или уж вообще не делать. Так человек становится пленником чужих ожиданий. Все ждут от него успеха, и он старается изо всех сил, просто не может позволить себе быть неуспешным. Но в жизни случаются и неудачи. Это может случиться и с отличником, а у него нет опыта переживания проигрышей, потерь и поражений.

Такой отличник во взрослой жизни осторожен и не рискует взвалить на себя ношу лидера: ему больше нравится быть помощником руководителя, экспертом, аналитиком. Он не в состоянии принимать решения в условиях нехватки и переизбытка информации или ее искажения: отличнику надо сначала все проанализировать, продумать. Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что боится решить задачу неправильно. Он, как трамвайчик, едет по проложенному пути и не может самостоятельно повернуть в ту или иную сторону.

Иное дело троечник: он с детства знает, что такое неудачи. Да, частенько он не мог решить какую-то задачу, но учился выкручиваться, временно снижать свой статус, справляться с унижением и радоваться победам. Это сделало его гибким и психологически устойчивым. Троечник, не зная броду, смело суется в воду, не боится идти туда, где никто еще не был, не страшится выйти за границы собственной компетентности, поскольку даже не подозревает, сколь обширно его незнание. Отличник же перебирает последствия каждого шага и, не зная, как решить задачу, не берется за ее решение. Подобно сказочному Иванушке, бывший середнячок смело прыгает в кипящий котел – и выигрывает, а отличник часто не рискует – и не пьет шампанского.

Отличник боится влезать в новое дело, потому что тогда придется хотя бы временно оказаться в роли дилетанта, а это для него очень неуютно. Троечнику же не страшно выглядеть бледно, ему все равно, что о нем подумают; он социально независим.

Вот три основных качества, которые могут сделать троечника человеком успешным: внутренняя независимость от мнения окружающих, гибкость и наличие цели.

Факты показывают: и в делах, да и вообще в жизни процветают как раз те люди, которые не сильно «упирались» в школе и в вузе. Как правило, именно они создают свой бизнес и становятся талантливыми руководителями, обладающими широким кругозором. Дело в том, что троечники изучали только то, что им было интересно. Пока отличники учились, троечники тратили время на общение, приобретали друзей, которые и помогли им встать на ноги. А отличники, как правило, одинокие личности, себя чувствуют комфортно не на руководящей должности, а на наемной работе. Они не могут жить без похвалы и способны работать только в стабильных условиях. Начальник же, как известно, живет, как на вулкане. Послушные, дисциплинированные, скромные в притязаниях, предпочитающие синицу в руках, нежели журавля в небе, осторожные, опасающиеся совершить любую ошибку, боящиеся наказаний, готовые работать на зарплату - это идеальные инструменты для исполнения чужих решений. Отличники хуже адаптируются в жизни, а троечники меньше подвержены стрессам.

Причина успеха многих троечников в их высоком эмоциональном коэффициенте - EQ, а не в коэффициенте интеллекта - IQ. Для успехов важны: интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода. А это не зависит от академических знаний. Троечники, как правило, дружелюбны, коммуникабельны, мобильные, способные к нестандартному действию в предложенных обстоятельствах.

ПОЧЕМУ ТАЛАНТЛИВЫЕ УМНЫЕ ДЕТИ становятся  всего лишь инструментом, для выполнения требований. ЧТО ДЕЛАТЬ? Как сделать так, чтобы отличники были так же успешны в жизни, как троечники,  а троечники стремились к саморазвитию, как отличники?

 НАДО МЕНЯТЬ СУТЬ ОБРАЗОВАНИЯ! Отличников надо научить быть коммуникабельным, не бояться делать ошибки, быть решительными в действиях, а троечников НЕЛЬЗЯ ЗАСТАВИТЬ УЧИТЬСЯ, НАДО СЛЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ДЕТИ САМИ ЗАХОТЕЛИ УЧИТЬСЯ! А сделать это можно одним способом - научить учитьСЯ ! Учить самого себя! Этому и способствует внедрение ФГОС!

Когда родителей спросили (4 слайд): какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы он был успешным в современной жизни, то получилась такая картина. По мнению родителей, ребенок должен:

1.Уметь ставить цель и добиваться её.

2.Уметь общаться

3.Уметь адаптироваться к ситуации

4.Уметь самостоятельно добывать и применять знания.

5. Уметь ориентироваться в жизни.

6.Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком.

7. Сохранить здоровье.

ЦЕЛЬ СТАНДАРТОВ 2 ПОКОЛЕНИЯ - сломать нынешнюю модель образования(5 слайд).

В «Концепции модернизации Российского образования» подчеркивается: «Развивающемуся  обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способы к сотрудничеству».

Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да, если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать.

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы (6слайд)! Как происходит решение проблем в жизни?

1.Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватает ли знаний и умений.

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).

4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

А учит ли  школа решать проблемы (7 слайд)?

Традиционный урок:

1.Учитель проверяет Д/З учеников

2.Учитель объявляет новую тему

3.Учитель объясняет новую тему.

4.Учитель организует закрепление знаний учениками

УЧИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ! Учитель на уроке все решает, дает готовые формы решения проблемы. Ученик привыкает, что в любой сложной ситуации есть человек, который ему поможет, привыкает и не старается проявить инициативу, не готов найти решение проблемы.

При введении ФГОС -  Если учителя на уроке больше 30% - это уже авторитаризм! А где же сам УЧЕНИК?

Если учитель все сам скажет, покажет, то дети быстро забудут. А если ребенок сам попробует  пусть плохо и не сразу получится, но он ЗАПОМНИТ, потому что САМ решил проблему! Поэтому задача школы  - создать проблемные ситуации, чтобы дети  сами нашли из них выходы.

Каким должен быть урок сейчас?

Проблемно-диалогический урок:

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.

2.Актуализация учениками своих знаний.

3.Поиск решения проблемы учениками.

4.Выражение решения, применение знаний учениками.

ПРИМЕР СИТУАЦИИ «ЗАТРУДНЕНИЯ»! (8 слайд)

Ученик теперь главный инициатор на уроке (9 слайд)!

ДЕТИ САМИ НАШЛИ ВЫХОД  ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ПОЛУЧИЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ!

Ответьте на вопрос:

  1. «Вам лучше жевать пережеванную пищу или самому ощущать её вкус?»

Тогда надо дать возможность детям самим получать знания, наслаждаться от процесса обучения. «Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать свое маленькое открытие». Э.И.Александрова

Координально меняется роль учителя при новых стандартах второго поколения (10 слайд):

Учитель в данном случае – провокатор (провоцирует детей на деятельность), наставник: должен поощрять «Молодец у тебя хорошо получается! Я рядом! Я помогу!» Происходит переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности школьников.

При переходе на новые стандарты учитель должен осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Для этого в корне нужно менять учительский менталитет тоже нестандартно и креативно мыслить. Давайте проверим, креативно ли вы мыслите или стандартно?

ТЕСТ на  нестандартное мышление.(11 слайд)

Перед вами появятся три вопроса, на каждый отводится по 3 секунды, вы должны ответить то, что первым пришло вам в голову. Потом результат.

1. Плод

2. Домашняя птица

3. Великий русский поэт

Скорее всего у вас получилось: яблоко , курица, Пушкин.  У вас стандартное мышление- мышление посредством стереотипов.

Испугались? Стандартно мыслят все без исключения, в том числе и сотрудники PR2B Group. Просто, мы умеем еще и нестандартно мыслить (креативно - разрушая стереотипы), когда это требуется.

Умеете ли вы креативно мыслить(12 слайд)? Сейчас проверим : выполните всего два действия, не задавая вопросов: нарисуйте круг, поставьте точку.

Если ваша точка в круге или на его границе – то вы  некреативный человек, так как с трудом ломаете стереотипы.

Если ваша точка вне круга, то вы креативный человек и с легкостью отказываетесь от образца, чем дальше точка, тем более творческая личность и способны создавать новые идеи.

Этот тест называется «Наполеон» Когда его попросили поставить точку, он перевернул лист и поставил точку на обратной его стороне, поэтому предугадать его действия как полководца было очень трудно.

Вернемся к учителю и ученику.(13 слайд)

Чтобы научить детей нестандартно мыслить, быть творческими личностями и успешно справляться с проблемами, для этого на уроке отводится место таким видам деятельности:

Лекция -5%

Самостоятельное чтение – 10%

Аудио – видео методы – 30%

Работа в  малых группах – 50%

Практическая работа – 75%

Коллективные способы обучения (самостоятельная работа с взаимообучением и обсуждением в диалогическом режиме) – 90 – 95%

Как вы знаете, «в споре рождается истина». Научить детей общаться и выслушивать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения -  вот главная задача обучения.

Почему так много времени отводится последнему пункту? Да потому что благодаря ему вырабатывается тот самый необходимый ПРИНЦИП УСПЕШНОСТИ (14 слайд)! Он состоит:

1. Участие каждого - вклад общий.

2. Откровенность и доброжелательность (дружелюбие, внутренняя свобода).

3. Работа без погон - нет лидера, все равны, все одна команда (сплоченность)

4. Сделать себя понятным не только себе, но и другим (умение слушать и слышать других, адаптация к жизни).

5. Конечный результат – ответственность за конечный результат несут все в равной степени (развивается интуиция, мобильность, нестандартность в действиях, чтобы получить положительный результат, стрессоустойчивость).

6. Получать удовольствие от общения друг с другом (коммуникабельность, сотрудничество)

 Задача ФГОС – школа должна окунуть детей в действительность.

Начали с учебников(15 слайд). Когда провели обследование учебников, насколько их содержание приближено к реальной жизни, то оказалось что из 32 стран Российские учебники были аж на 25 месте. На 1 месте оказалась Финляндия.

Для сравнения:

а) На территории Ф. действует один учебный методический комплект по которому учится вся страна и нет вариантов – это облегчает работу учителя и на территории страны ко всем выпускникам единые требования.

б) Материал учебников Финляндии настолько приближен к реальной жизни, что все задания основаны на изучении реальных объектов из жизни: найти высоту башни Х города N, или горы, расположенной в такой-то местности. Узнать площадь здания, расположенного в городе N.

У нас же задания: решите примеры, и вы попадете на Луну, вставьте буковки в слова и вы окажетесь в волшебном лесу. Выполнив это, дети понимают, что в реальности этого не произойдет и не видят смысла от выполненного задания.

Европейцы удивляются, как такое СКАЗОЧНОЕ образование дало миру большое количество олигархов?

ВЫВОД: Исходя из сказанного, цель ФГОС приблизить материал учебников к реальной жизни.

С введением ФГОС (новых стандартов второго поколения) школа должна приблизить  детей к реальной жизни (16 слайд), к решению проблем, с которыми они в ней столкнутся, научит не пасовать перед ними, а пытаться решать всеми способами, научить общению, коммуникабельности, стремлению познавать мир и саморазвитию, научить мыслить нестандартно, а креативно.

Стране нужны: мозги + мобильность + нестандартное мышление + коммуникабельность + интуиция = социально-экономическое процветание страны.

Дети должны понять, всё, что происходит сейчас в классе - это не РЕПЕТИЦИЯ и не подготовка к ЖИЗНИ, это сама ЖИЗНЬ!

И тогда ребенок станет УСПЕШНЫМ В ШКОЛЕ и УСПЕШНЫМ В ЖИЗНИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы:статья-выступление" Использование здоровье-сберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения"

Выступление на пед.совете  " Использование здоровье-сберегающих технологий  в процессе обучения свнедрением ФГОС нового поколения"...

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"

Вопросы духовно – нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток...

Доклад "Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"

   Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить  взаимодействие и сотрудничество  с обучающимися в процессе изучения культурологического курс...