Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"
статья по орксэ (4 класс) на тему

Пашкова Людмила Леонидовна

Вопросы духовно – нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток информации из разных источников и взять именно то, что нужно, что будет являться нормой нравственности, воспитанности, очень сложно. Как различить где добро, а где зло, которое угрожает нашим детям. Несомненно, определяющую роль в этом может сыграть курс ОРКСЭ, основанный на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад 

для учителей начальных классов на тему 

«Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе»

Выполнила:

Пашкова Людмила Леонидовна

Учитель начальных классов

 МБОУ гимназия С.Месягутово

 муниципального района

Дуванский район

Республики Башкортостан

2015

Добрый день, уважаемые коллеги!

СЛАЙД 1.

Вопросы духовно – нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток информации из разных источников и взять именно то, что нужно, что будет являться нормой нравственности, воспитанности, очень сложно. Как различить где добро, а где зло, которое угрожает нашим детям. Несомненно, определяющую роль в этом может сыграть курс ОРКСЭ, основанный на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства.

СЛАЙД 2,3,4,5,6.

     Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить  взаимодействие и сотрудничество  с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Как заинтересовать детей?  Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?        

Сегодняшний учебный  процесс  включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, но в то же время  нужно отходить от стандартного урока, вносить  что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Необходимо  создать  такие психолого-педагогические условия  в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я».

    Этому может способствовать  применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения. Они способствуют формированию умения принимать решения и решать проблемы,  формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения:

•        словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

•        наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

        практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

•        репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

•        индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Значит, основные Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ это: СЛАЙД 7

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач при организации работы в группах – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником, поэтому её можно отнести к эвристическому методу СЛАЙД 8, позволяющему  делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями. СЛАЙД 9

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса, происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы, – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы PowerPoint.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ-технологий на уроке по гуманитарным дисциплинам являются их адресность и ситуативная локализованность. Если подготовленные методистами наглядные пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Принцип репрезентативности – ключевой для отбора материала для любой презентации. Обращение на уроке к пространственным искусствам – живописи, скульптуре, архитектуре -  позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.

Мультимедийная презентация к уроку не может быть перегружена материалом, на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока.

При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Кроме всего прочего использовать можно метод моральных дилемм и дискуссий СЛАЙД 10 - это создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. ;

СЛАЙД 11- исследовательский  метод – это организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде., а также

СЛАЙД 12 – проектирование - особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

СЛАЙД13- и наконец КЕЙС-метод –это метод конкретных ситуаций, активного проблемного анализа ситуации путем решения конкретных задач (решение кейсов).

Если коротко описать Виды, приемы, методики, техники, то  СЛАЙД14

можно выделить несколько-это

  •  Дидактические игры;
  • Действия по инструкции;
  • Выработка коллективных решений;
  • Доказательства и аргументация точек зрения;
  • Анализ ситуаций;
  • Решение конфликтных ситуаций;
  • Работа с иллюстративным  материалом;
  • Практические работы;
  • Разработка проектов;
  • Создание текстов;
  • Тематические дискуссии;
  • Пресс-конференции;
  • Работа с притчами

Основной организационной формой обучения по курсу ОРКСЭ является урок. Он обеспечивает организационную чёткость, целостность и системность образовательного процесса.

Предмет новый и он требует от учителя большого труда, высокого профессионализма. Ведь именно от нас, учителей, зависит каким будет обучение по данному курсу. Необходимо основательно продумать каждый этап урока, другими словами грамотно его спроектировать.

Вашему вниманию предлагаю алгоритм проектирования урока по ОРКСЭ:

1. Встраивание темы в календарно-тематическом планировании курса ОРКСЭ. Важно определить: в какой теме и сколько учебных часов следует отвести на изучение данной темы.

2. Определение целей и задач урока.

Цели урока

Образовательная,

воспитательная,

развивающая.

Цели и задачи урока по ОРКСЭ формируются, исходя из:

- концепции и программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», автор Данилюк А, Я.,

- концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников,

- базовых национальных российских ценностей,

- требований личностных результатов обучения младших школьников,

- портрета выпускника начальной школы.

3. Определение формы урока – данный курс предпочтение отдаёт нетрадиционным формам, некоторые из них уже были озвучены:

урок - исследование, урок - беседа, урок - экскурсия, урок - конференция (это как правило заключительный урок по теме), урок - погружения в другую эпоху, виртуальные экскурсии, урок - путешествие, уроки – диалоги, вкусные уроки (в данном случае это знакомство с национальной кухней). Таким образом, форму урока учитель выбирает в соответствии с темой урока и его местом в тематическом планировании.

Например: для изучения темы: «Буддийский храм» можно выбрать урок – исследование, а для изучения темы «Дружба и взаимопомощь» актуальным будет урок – диалог, а когда знакомимся с христианством, то целесообразно выбрать урок – экскурсию.

Хочу подробнее остановиться на уроке экскурсии и дать рекомендации по организации экскурсии в краеведческий музей, храм, синагогу, мечеть, так как такая форма урока в курсе ОРКСЭ сопряжена с особыми условиями:

1. Курс ОРКСЭ имеет светский характер и не подразумевает обязательного посещения культовых сооружений, которые могут демонстрироваться учащимся с помощью слайдов, фотографий, видео - записей и т.д. Однако, при наличии в культовых сооружениях  уникальных экспонатов духовной культуры, такое посещение может быть организовано учителем, но только с разрешения родителей учащихся, и неучастие школьников в богослужении и других религиозных обрядах и церемониях.

2. Экскурсии должно предшествовать изучение соответствующего материала на уроке.

3. Составление экскурсионного маршрута должно учитывать духовные потребности учащихся, а также опираться на местные легенды и предания, чтобы вызвать устойчивый интерес участников к экскурсии.

4. Учитель должен предварительно сам посетить место экскурсии и отобрать объекты, наиболее интересные для осмотра учащихся. Это могут быть старинные иконы, культовая скульптура, обрядовая утварь и многое другое.

5. Во время своего предварительного визита обратите внимание на информационные буклеты и брошюры. Они помогут Вам встроить материал экскурсии в содержание урока по этой теме.

6. Планируя совместную работу с людьми, которые будут непосредственно проводить экскурсию, познакомьте их с программой модуля курса ОРКСЭ, а также с темой, целями и задачами предстоящего учебного занятия.

7. Выбирая кандидата для предстоящей беседы, учителям следует ориентироваться не только на его грамотность и профессионализм, но также и на коммуникативные навыки: умение построить живую беседу с младшими школьниками, заинтересовать их и побудить к размышлениям, а не заниматься проповедью или пропагандой религии.

8. Осмотрите здание с точки зрения безопасности учащихся: например, ведется ли в здании ремонт, где расположены туалеты и пожарные выходы и т. д.

9. Тщательно спланируйте время экскурсии. Рассчитайте её общую продолжительность и определите время для каждого мероприятия: сколько минут будет продолжаться общая экскурсия по зданию, сколько времени будет уделено рассказу о каком-то событии или деятеле, какое время займут вопросы детей и ответы на них, и т. п.

4. Выбор эпиграфа урока. Он помогает установить межпредметные связи между курсом ОРКСЭ и другими предметами. Правильно подобранный эпиграф поможет придать уроку диалоговый характер, где ребята смогут выразить свои чувства и мысли, заинтересовать и вовлечь их в учебную деятельность. Если обучающиеся работают по развивающей программе, то они могут, используя данный эпиграф определить тему и цель урока. Используя региональный компонент целесообразно для эпиграфа взять слова писателей – земляков. Например, к теме «Что значит быть нравственным в наши дни» можно взять слова из статьи о Башкирии  « Башкирия  веками хранит имена великих людей! Но в нашей республике всегда жили и непризнанные скромные герои, которые «муравьями тащат свои соломинки при любом строе». А эпиграфом к теме «Любовь и уважение к Отечеству» могут служить слова великого писателя Сергея Аксакова: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству…»

5. Выбор музыкальной заставки урока. Музыкальная заставка подбирается в соответствии темы, цели урока. Например, на уроке по теме «Зачем творить добро», модуль «Основы православной культуры» музыкальной заставкой может быть песня «Добрым быть совсем, совсем непросто». Необходимо отметить, что на уроке ОРКСЭ музыка выступает не как сопровождение, а в роли нравственного учителя.

Вместо музыкальной заставки в качестве альтернативы можно использовать иллюстрации, репродукции, пословицы, поговорки, загадки. Несомненно, музыка - более эффективно воздействует на эмоциональное состояние младшего школьника, делает урок красивым, интересным.

5. Выбор технологии обучения.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в учебной деятельности могут использоваться как традиционные, так и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению. Это: исследования, разные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологиидискуссии, интерактивные технологии, информационно-коммуникативные технологии. В каждом регионе наработан огромный опыт многих учителей, мы можем смело использовать в своей работе опыт учителей - новаторов.

6. Проектирование работы с текстом.

Одной из важных форм учебной работы на занятиях в рамках курса ОРКСЭ является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при обучении курса ОРКСЭ.

Тексты по курсу ОРКСЭ являются для учащихся начальной школы новыми и сложными. Особенно это относится к текстам священных книг и агиографической (житийной) литературе.

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в свете требований ФГОС второго поколения, которые предусматривают:

• смысловое чтение текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

• готовность вести диалог и признавать различные точки зрения, уважать право каждого человека иметь собственное мнение;

• умение понимать тему сообщения, логику развития мысли автора, извлекать нужную информацию (полно или частично), систематизировать материал, составлять простой и развёрнутый план.

В курсе ОРКСЭ отрабатываются следующие основные виды чтения:

Ø  ознакомительное чтение, направленное на извлечение из текста основной информации;

Ø  смысловое чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

Ø  поисковоепросмотровое чтение, направленное на нахождение нужной информации, конкретного факта;

Ø  рефлексивное чтение, заключающееся в понимании основной мысли текста, способности сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по изучаемой теме; соотносить иллюстративный материал с содержанием текста, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и осмысления текста.

Формы работы с текстом в курсе ОРКСЭ многообразны: чтение – погружение, аналитическое чтение, словарная работа с текстом, составление конспекта, составление плана текста, дискуссия и т. д. В курсе ОРКСЭ действует правило: текст служит приглашением к обсуждению духовно-нравственной проблематики урока. Поэтому текст должен быть ярким, эмоциональным, полемичным и кратким. Основное время на уроке ОРКСЭ отводится беседе по тексту, в ходе которой раскрывается изучаемая тема.

В процессе изучения курса учитель может привлекать документы, отрывки из художественной литературы. При работе с документами учащиеся под руководством учителя выясняют содержание документа:

- кто автор документа?

- с какой целью написан документ?

- о чем говорится в тексте (о ком)?

- о каких событиях рассказывает автор?

- как он относится к тому, о чем пишет?

После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, рассказа учителя и т. д. организуется беседа, учащиеся отвечают на вопросы, иногда сами их формулируют.

7. Моделирование регионального компонента урока.

8. Проектирование домашнего задания.

Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за год, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Рекомендации к домашним заданиям

Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит? Ещё раз повторю,что это…:

-  Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

-  Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

-  Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

-  Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.

-  Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т. п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

9. Завершающий рефлексивный этап урока.

В отличии от обычных уроков уроки ОРКСЭ предусматривают сложные формы рефлексии: творческие – синквейн (стихотворение из 5 строчек)

10. Взаимодействие с родителями учащихся .

Родители могут оказать большую помощь в подборе материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Таким образом, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставлен школе, учителю, родителям для усиления духовно-нравственного воспитания младших школьников. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

 А девизом изучения ОРКСЭ могут стать такие слова:СЛАЙД 15

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие - не нужно!
Злобу, обиды - прочь гони!

Я желаю всем успехов в изучении нового курса ОРКСЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и дете...

Актуальные проблемы преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Презентация к докладу по теме "Актуальные проблемы преподавания учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"...

План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"

План внутришкольного контроля преподавания комплексного курса "Основы религиозной культуры и светской этики"...

Доклад "Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"

   Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить  взаимодействие и сотрудничество  с обучающимися в процессе изучения культурологического курс...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...

«Изучение основ религиозных культур и светской этики в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ в начальной школе». Из опыта работы.

В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна ...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...