«Изучение основ религиозных культур и светской этики в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ в начальной школе». Из опыта работы.
опыты и эксперименты по орксэ (4 класс)

Бакулина Ульяна Алексеевна

В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы ведения курса ОРКСЭ (Бакулина У.А.)

В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся.        

В нравственном воспитании учащихся начальных классов очень актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Уроки данного курса ОРКСЭ (модуль ОПК) предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.

На уроках ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации, но и являются активными участниками урока, рассказывают о личном опыте знакомства с Православием, делятся своими жизненными историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Дети знакомятся с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви.

Урок по православной культуре – это маленький дискуссионный клуб, где дети учатся понимать себя и всё происходящее. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему думать. Ребёнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор. Почти на каждом уроке   используются  презентации, т.к.  иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную  память и учебный материал лучше усваивается.  Систематически используются толковые словари. Для закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников, мультипликационные фильмы. Проводила виртуальные экскурсии по святым местам: Александро- Невская лавра, храм Христа Спасителя, Оптина пустынь, Эрмитаж «Библейские сюжеты» и др.

В ходе изучения курса у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Этот курс помогает умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.

…Особая роль в изучении курса отводится родителям. Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Работа с семьями обучающихся – важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Курс содействует развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, укреплению сотрудничества с семьёй.

Опыт детей не богат, а выполнение заданий часто требуют знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых школьники  не могут обойтись.  Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», предлагалось детям по желанию составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса.

Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки «Зачем творить добро», Международный день толерантности, участие в районных и городских конкурсах исследовательских работ «Военная история моей  семьи», «Военная история моего города Пушкин», «Александр Невский имя России», «Школьники и школы блокадного Ленинграда» по словам родителей, очень сблизило не только родителей и детей, но и многочисленных родственников.

Родители выразили надежду на положительные результаты преподавания ОПК, считая, что изучение данного курса необходимо для общего развития,  расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и культуре своего народа.        Родители  хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание», надеются, что данные знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе.

         Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

Положительные факторы при изучении православной культуры:

  • для ученика: развитие собственных способностей для освоения культурных ценностей общества
  • для родителей: занятость детей; духовно-нравственное воспитание ребенка
  • для учителя: совершенствование учебных навыков для снятия затруднений ученика, возможность повысить свою профессиональную компетентность

Уроки обогатились новыми формами, стали содержательнее и интереснее.

Таким образом,  очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики.

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики....

Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...

Урок основ религиозной культуры и светской этики на тему "Добро и зло" 4 класс

Тема: Добро и зло.Цель и задачи: 1)    Пробудить у детей стремление совершать добрые дела;2)    Развивать у детей чувство товарищества и взаимопомощи;3)...

Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"

Вопросы духовно – нравственного воспитания детей являются одной из ключевых проблем, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В сегодняшнем мире ребёнок получает огромный поток...

Доклад "Проектирование урока и методика преподавания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики в условиях внедрения ФГОС нового поколения в начальной школе"

   Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить  взаимодействие и сотрудничество  с обучающимися в процессе изучения культурологического курс...

Церковный символизм для основ религиозных культур и светской этики.

Ознакомление с церковными символами помогают соответствовать уровню подготовки учащихся начальных классов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» согласно стандарту начал...

"Применение музыки на уроках основ религиозных культур и светской этики"

Содержание статьи "Применение музыки на уроках основ религиозных культур и светской этики" основано на собственном педагогическом опыте и подтверждает свою целесообразность на практике.В ста...