Церковный символизм для основ религиозных культур и светской этики.
материал по орксэ (4 класс)

Филиппова Нина Шаймухаметовна

Ознакомление с церковными символами помогают соответствовать уровню подготовки учащихся начальных классов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» согласно стандарту начального общего образования, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся с применением межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filippova_n.sh_.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

Церковный символизм для  основ религиозных культур и светской этики.

Автор: Филиппова Н.Ш


Содержание

  1. Введение        3
  2. Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов        4
  3. Заключение        8
  4. Литература        9
  5. Ссылки        10


Введение

Много воды утекло с  пор, как человек появился на Земле.  Разные народы на планете жили в разных условиях. Но у них у всех было желание рассказать о своей жизни, каким то образом общаться друг с другом. Об этом говорят рисунки, знаки  на стенах жилищ древних людей - пещерах, на камнях, скалах. До появления письменности человеку пиктограммы и символы помогали выразить свои впечатления и мысли, отношения к чему либо.

Современная жизнь наполнена различными символами. Они встречаются  везде, имеют  скрытый смысл, содержат глубокие познания человечества.

В различных областях науки применяются специальные символы. У каждой науки свои символы: в математиков одни, у программистов другие, химики используют свои знаки, которые помогают запомнить, закодировать материал, знания. Какие символы можно использовать на уроках в начальной школе для освоения знаний по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»?

Мо моему мнению, нам в этом  помогут церковные символы.  


Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

Си́мвол (др.-греч. σύμβολον — «(условный) знак, сигнал») — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение. [1]

Образами и символами Церкви являются: здания храмов, их внутреннее устройство и убранство, настенные росписи и иконы (в узком смысле слова), богослужебные сосуды и предметы, облачения духовенства, динамика священнодействий, мелодика и ритмика чтения и пения, богослужебный язык и т. д. [2]

Впервые христианская символика, тайнопись,  появилась во времена первых гонений. Христианские символы изображались на местах молитвы. Христианской символикой наполнено все церковное богослужение, вся жизнь Церкви, отражая духовную реальность.

На уроках ОРКСЭ раскрываются вопросы духовно- нравственности, морали, история возникновения религии, происходит знакомство с народными традициями,  обычаями, праздниками,  в том числе и религиозными: пример «Праздники как одна из форм исторической памяти» происходит расширение знаний  детей о церковных праздниках и о значениях церковных атрибутов.

На уроках окружающего мира знакомимся с лентой времени («Путь по реке времени»), где вводятся понятия новая эра, до нашей эры, «по традиции счет лет в России и других странах ведётся  от даты рождения Иисуса Христа (От рождества Христова)»[5].

Мо-моему мнению, самый подходящее вреамя для ознакомления с историей жизни Иисуса Христа, о его учениями и почему он распят на кресте, как возникло христианство, как религия спасения- спасения от страданий.

Православная символика раскрывает духовные истины содержащиеся в Евангелии и учении Церкви о мире небесном и земном, о Боге, его отношении к миру и человеку. Перечислим некоторые христианские символики. Это крест, рыба-ихтис,  хлеб и виноградная лоза, агнец, Иисус Христос  в символах и кодах, монограммы имени Христа, ангелы, храм, ….. [3]

Крест

Крест представляет распятие Христа. В настоящее время его изображение можно увидеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии существует множество видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком распяли Спасителя.

Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский«. К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней — Его ноги. Верх креста направлен в небо, в царство Вечное, а под ногами Спасителя — ад. [4]

На уроках изобразительного искусства есть темы про животных. В вводной части урока можно рассказать о тайных значениях рисунков животных, например, познакомить с символом агнец или рыбе-ихтис, рассказать о символе Святого Духа-голуби.

Агнец

Маленький ягненок, послушный, беззащитный — является прообразом жертвы Христа, который был принесен в качестве священной и последней жертвы, потому что Бога утомили приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16). [4]

Рыба — ихтис

Иисус призвал в ученики рыбаков, которые в дальнейшем стали ловцами людей для Царства Небесного.

Одним из первых знаков Церкви того времени стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» [4]

Голубь

Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.

Символ Святого Духа — голубь [4]

Храм

Так же на уроках изобразительного искусства при знакомстве с архитектурой можно рассматривать и познакомить с христианским  храмом.

В символике архитектуры и декоративного убранства храма раскрываются представления о мироздании.

Важнейшей частью христианского храма является алтарь, символизирующий Царство Божие (Царство Небесное), о котором благовествовалось еще до Иисуса Христа.  В православной церкви алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей. Посредине алтаря стоит его главная принадлежность-престол, покрытый священными одеждами и служащий для совершения евхаристии или причащения. Престол являет собой образ небесного места обитания Бога-Отца. У православных алтарь ориентирован на восток, туда, где восходит солнце, несущее с собой свет  как символ истины, истинной жизни, победы жизни над смертью, олицетворение Христа.

Алтарь от средней части храма отделяет высокий иконостас, имеющий три двери-двухстворчатую центральную (царские ворота) и две боковые (диаконские). Иконостас-это стена или перегородка с иконами. Иконы здесь размещаются в соответствии с религиозной иерархией и содержат изображения Христа, Богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. Иконостас бывает установлен иконами в несколько рядов.

Иконы в православной церкви составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина. Они предназначены для духовного общения верующего  с тем, кто изображен на иконе, поскольку считается, что изображения на иконах имеют священный характер, обладают магическими свойствами.

Монограммы имени Христа

На уроках технологии при изучении темы «Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира народов России и Татарстана. Изделие: «Украшение платочка монограммой»» можно рассказать о монограмме имени Христа.

В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.

Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.

Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога. [4]

Хлеб и виноградная лоза

На уроках литературного чтения много возможностей для объяснения значений церковных символов. При изучении мифов,  легенд, предании  мира и России можно познакомить с другими символами церкви. Читая рассказы о истории страны знакомятся святыми, апостолами, героями – защитниками Родины.

Принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия проявлялась через изображения хлеба и винограда, а иногда вина или виноградных бочек. Данные символы наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.

В Старом Завете виноградная лоза ассоциируется с землей обетованной. В Новом Завете лоза преподносится, как символ рая. Птица, которая сидит на лозе винограда, представляет возрождение к новой жизни. Часто хлеб изображается в виде колосьев, что является знаком единства Апостолов. [4]

Рыба и хлеб

Хлеба, показанные на рыбине, связывают с одним из первых чудес, которое совершил Иисус на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) смог накормить более пяти тысяч людей, явившихся издалека послушать проповеди Миссии. [4]

Иисус Христос — в символах и кодах

Спаситель является Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он — Агнец, закланный за наши грехи, Он — спасительный крест и якорь. [4]

На уроках русского языка можно познакомить учащихся с  преданием о Вавилонской башне (почему люди разговаривают на разных языках), рассмотреть различные  значения слов храм, церковь,  заповедь, око, троица.


Заключение

Церковный символизм в культуре религии является сложным и неоднозначным явлением. При изучении символов, обычаев, традиций  православия, мы расширяем знания об истории своей страны, познаем роль религии в культуре.  

Ознакомление с церковными символами помогают соответствовать уровню подготовки учащихся начальных классов по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» согласно стандарту начального общего образования, с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся с применением межпредметных связей.


Литература

  1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001, с. 155-161. http://ec-dejavu.ru/s-2/Symbol.html
  2. Протоиерей Лев Лебедев «Символика православного храма»
  3. Википедия Христианская символика
  4. Православный информационный портал «Знаки и символы веры в православии» https://1pravoslavnyi.ru/znaki-i-simvoly-very-v-pravoslavii/
  5. Учебник: Окружающий мир. 2 ч. 4 класс. /для общеобразоват.учреждений / [А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая]. М: Просвещение 2014 г
  6. Портал Православие.ру «СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА» Олег Стародубцев http://www.pravoslavie.ru/683.html


Ссылки

  1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. 2-е, испр. изд. - К.: Дух i Лiтера, 2001, с. 155-161.  http://ec-dejavu.ru/s-2/Symbol.html

  2. Протоиерей Лев Лебедев «Символика православного храма»

  3. Википедия Христианская символика

  4. Православный информационный портал «Знаки и символы веры в православии»  https://1pravoslavnyi.ru/znaki-i-simvoly-very-v-pravoslavii/

  5. Учебник: Окружающий мир. 2 ч. 4 класс. /для общеобразоват.учреждений / [А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая]. М: Просвещение 2014 г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...