Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Ерофеева Татьяна Анатольевна

    Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл erofeeva_ta_rabochaya_programma_orkse_svetskaya_etika.docx74.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 166 г. Новоалтайска»

    «Согласовано»

    Руководитель кафедры

    ______________ /Дудник Л.Н.

    ФИО

    Протокол № ___

    от  « ____» _________ 2014 г.

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя

    МБОУ «Гимназия № 166

    г. Новоалтайска»

    ______________ /Зубова Н.А.

    ФИО

    « ____» _________ 2014 г.

    «Утверждено»

    Руководитель

    МБОУ «Гимназия № 166

    г. Новоалтайска»

    ______________ /Дудник Л.Н.

    ФИО

    Приказ № ___

    от  « ____» _________ 2014 г.

    Рабочая программа

    по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

    Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

    Модуль «Основы светской этики»

    для 4 класса

    на 2014/2015 учебный год

    Учитель: Ерофеева Татьяна Анатольевна

    г. Новоалтайск, 2014

    Пояснительная записка

    Рабочая программа курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», модуль А.В. Кураева «Основы православной культуры», разработана для реализации в 4-х классах в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

    1. Закона РФ «Об образовании»;
    2. Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
    3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
    4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
    5. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа/[сост. Е. С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
    6. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы/А.Я.Данилюк.- М.: Просещение, 2010
    7. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4–5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

           

    Обоснование выбора УМК

           

          В параллели 4 классов обучение учащихся учебным предметам ведется по разным программам (УМК «Гармония», «Школа России»). Так как на 2014-2015 учебный год  учащимися этих классов были выбраны несколько учебных модулей курса, то  педагогом был выбран УМК «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 класса, который входит в систему учебников «Перспективы». Данный выбор был обусловлен тем, что данный УМК представлен в Федеральном перечне, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе,  имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания, кроме этого, позволяет использовать любой из модулей, выбранный учащимися и их родителями,  как самостоятельный учебный компонент.  Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы. 

    Цель и задачи обучения предмету

    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

    Цель учебного курса ОРКСЭ

    Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ

    1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

    2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

    3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

    4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

         Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

    Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

    Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
    • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.

    Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

    Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

    • Патриотизм
    • Социальная солидарность
    • Гражданственность
    • Семья
    • Труд и творчество
    • Наука
    • Традиционные российские религии
    • Искусство и литература
    • Природа
    • Человечество

    Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

    • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
    • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
    • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
    • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
    • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
    • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

    Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий

    Технологии  обучения: ИКТ  технологии, технология  игрового  обучения, технология  проектного  обучения, технология  исследовательского  обучения, здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, личностно - ориентированное обучение, дифференцированное обучение.

    Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

    - словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

    - наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

    - практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса; привыполнении  контрольных работ и  тестовых заданий

    - репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

    - индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

    Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

    При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

    Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

    К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

    Взаимные вопросы и задания при работе в парах, в  группах различного состава. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты). 

    Извлечение необходимой информации. Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

    Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

    Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

    Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

    Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

    Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

    Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

          Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

         При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

    Рекомендации к домашним заданиям

    Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса. Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рацио-нально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

    Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного курса ОРКСЭ

            Учебный курс ОРКСЭ предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

             Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями, в форме собеседований, анкетирования. Главная задача этого этапа – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

    Многие виды деятельности, изучаемые в курсе, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Некоторые родители посещали места, о которых идѐт речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.

    При изучении тем, связанных к бытовым укладом, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученики выполняют при поддержке и помощи со стороны семьи.

    Родители и члены семей учеников обязательно приглашаются на итоговое мероприятие, завершающее курс. Они становятся не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.

    Родители привлекаются и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения.

    Внеурочная работа в рамках изучения курса

    Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие педагоги и школьники, родители.

    Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики еѐ как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.

    При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

    Возможные формы проведения заочной экскурсии:

    Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

    Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

    Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

    Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

    При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

    Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.

    Сроки реализации программы

             На реализацию данной программы отводится 2014-2015 год учебный.

    Информация о количестве учебных часов

    Данный курс реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №166  г. Новоалтайска» в 4 классах.

           Срок реализации программы курса – 34 учебных часа. Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  отводится 34 часа, а именно 17 часов в третьей и четвёртой четверти в 4 классе и 17 часов в первой и второй четверти в пятом классе в объѐме 1 ч в неделю. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 и в 5 классе.

    Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование

    В авторскую учебную программу изменения не внесены.

    Используемая в тексте программы система условных обозначений

       

           Система условных обозначений в тексте программы  не используется.

            

    Планируемые результаты

    Согласно содержанию учебника, 30 учебных часов отводится на изучение модуля «Основы светской этики» и 4 часа на тематический контроль и итоговую аттестацию.

    В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

    В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности».

    Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

    Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

    Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

    Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

    Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

    Личностные результаты

    У учащихся будут сформированы (базовый уровень):

    • Основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
    • Образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
    • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
    • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Учащиеся получат возможность для формирования (повышенный уровень):

    • Мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
    • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
    • Этических чувств как регуляторов морального поведения.

    Метапредметные результаты

    У учащихся будут сформированы (базовый уровень):

    • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства еѐ осуществления.
    • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учѐтом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
    • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
    • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
    • Определение общей цели и путей еѐ достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Учащиеся получат возможность для формирования (повышенный уровень):

    • Адекватного использования речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
    • Умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

    Предметные результаты

    У учащихся будут сформированы (базовый уровень):

    • Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
    • Первоначальное представление о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России.
    • Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

                     Учащиеся получат возможность для формирования (повышенный уровень):

    • Знакомства с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
    • Навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

    Система оценки результатов обучения по предмету

    Для контроля и учѐта достижений обучающихся используются следующие формы:

    Текущая аттестация

    Выполнение практических работ в форме:

    - устный опрос;

    -письменная работа (творческая работа: эссе, реферат; диагностическая работа)

    -тематические тесты по темам.

    Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы.

    Не достигнут базовый уровень

         Отметка 2 выставляется, если учащийся не может решить учебно-практическую задачу с помощью учителя, выполняет верно  менее 50% тестовых заданий.

    Базовый уровень

    Отметка 3 выставляется, если учащийся частично решает учебно-практическую задачу с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения, выполняет верно 50% тестовых заданий.

    Отметка 4 выставляется, если учащийся полностью успешно решает учебно-практическую задачу без ошибок и полностью самостоятельно, выполняет верно 75% тестовых заданий.

    Повышенный уровень

    Отметка 5 выставляется, если учащийся полностью успешно решает учебно-практическую задачу без ошибок и полностью самостоятельно, выполняет верно 100% тестовых заданий.

    Если учащийся не удовлетворѐн собственными результатами текущей аттестации, то он имеет право улучшить свой результат, выполнив аналогичный вариант работы во внеурочное время.

    Итоговая аттестация

    Выполнение практических работ в форме:

    - презентации творческой работы;

    - итоговой контрольной работы в виде теста.

    Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы.

    Не достигнут базовый уровень

         Отметка 2 выставляется, если учащийся не может решить учебно-практическую задачу с помощью учителя, выполняет верно  менее 50% тестовых заданий, менее 51% практических работ (не может решить учебно-практическую задачу даже с помощью учителя)

    Базовый уровень

     Отметка 3 выставляется, если учащийся выполняет верно 50% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 3 (решает учебно-практическую задачу с помощью учителя).

    Отметка 4 выставляется, если учащийся выполняет верно 75% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 4 (решает учебно-практическую задачу с помощью одноклассников).

    Повышенный уровень

    Отметка 5 выставляется, если учащийся выполняет верно 100% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 5 (решает учебно-практическую задачу самостоятельно).

    Если учащийся не удовлетворѐн собственными результатами итоговой контрольной работы в виде текста, то он имеет право выполнить аналогичный вариант работы во внеурочное время.

    Проектная деятельность

    Критерии оценивания:

    1.Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

    2.Аргументированность предполагаемых решений, подходов и выводов.

    3.Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

    4. Качество изделия и его оригинальность

    5.Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.

    6.Качество и полнота в оформлении.

    Защита проектов

    Критерии оценивания:

    1.Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убежденность.

    2.Объем и глубина знаний по теме, эрудиция.

    3.Ответы на вопросы: полнота и аргументированность.

    4.Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

    Содержание тем учебного курса

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

    Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

    • «Основы православной культуры»,
    • «Основы исламской культуры»,
    • «Основы буддийской культуры»,
    • «Основы иудейской культуры»,
    • «Основы мировых религиозных культур»,
    • «Основы светской этики».

    Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершѐнность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объѐм материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

          Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трѐх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей.

         

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1час)

    Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) и  Часть 2. (12 часов) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

    Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

     Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

     Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

    Учебный модуль «Основы светской этики»

    Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.

    К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

    Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.

    Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

    Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей.

    Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

    4 класс – 17 часов.

    Россия - наша Родина.  Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Что значит быть моральным?

    5 класс – 17 часов.

    Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Любовь и уважение к Отечеству.

    Тематическое планирование учебного курса

     «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»,

    модуля «Основы светской этики»

    4 класс (17 часов)

    № п/п ур.

    Тема уроков

    Основное содержание

    Предметные результаты

    Виды учебной деятельности

    Примечание

    Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

    1

    Россия - наша Родина.

    Знакомство с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.

    Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

    Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

    Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

    Энциклопедия

    для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб

    www/chrio/ cap/ ru

    - Игнатьева А.П. ( герб, флаг, гимн и т.д.)

    ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1.

    Основы религиозных культур и светской этики (16 ч.)

    2

    Что такое светская этика?

    Дискуссия

    Знакомство с общественными нормами нравственности и морали.

    Иметь представления о светской этике и еѐ роли в истории и современности России.

    Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

    Энциклопедия

    для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996.

    ЦОР - Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах».

    3

    Мораль и культура.

    Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

    Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

    Развитие навыков сотрудничества

    Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010  урок 3.

    Толковый и энциклопедический словари.

    4

    Особенности морали.

    Беседа, режиссѐрская игра «Смотритель за моралью»

    Расширение знаний учащихся о морали, об особенностях морали, знать, что такое  материальная культура и духовная культура, в чём их разница.

    Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

    Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

    уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.

    Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  4.

    Толковый и энциклопедический словари.

    5

    Добро и зло.

    Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры,

    Понимание и сопереживание чувствам других людей, изложение своего мнения и умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий

    Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  5, сказка «Мороз Иванович»,

    «Крошечка-Хаврошечка»,

    «Кощей Бессмертный», К.Д.Ушинский «Лекарство».

    6

    Добро и зло.

    Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями  добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений

    Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.

    Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа

    Пословицы и поговорки о добре

    Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.»  ЦОР-Основы  светской этики.

    7

    Добродетель и порок.

    Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали

    Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Групповая работа «Работа со словарями»

    Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  7.

    8

    Добродетель и порок.

    Закрепление понятия добродетель и порок. Воспитание чувства собственного достоинства. Развитие представ-лений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества

    Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых  понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.  

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  8.

    9

    Свобода и моральный выбор человека.

    Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.

    Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

    Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  9.

    10

    Свобода и ответственность.

    Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности.

    Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

    Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в  отношения ответственности.

    Обсуждение результатов самостоятельной работы.

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  10.

    11

    Моральный долг.

    Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образова-тельной) человека, семьи, общества.

    Уметь осознавать ценности человеческой жизни. излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

    Составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением.

    Пословицы о долге, только ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11.

    Толковый словарь

    12

    Справедливость.

    Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям.

    Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

    Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  12.

    13

    Альтруизм и эгоизм.

    Познакомство с понятиями эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными  по отношению к близким людям.

    Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

    Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?

    Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся.

    Самостоятельная работа учащихся.

    ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  13.

    Детская энциклопедия. Толковый словарь.

    14

    Дружба.

    Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба.

    Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, избирательность, порядочность,

    доверие, честность, ответственность.

    Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

     Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге

    ЦОР - Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  14.

    Толковый словарь.

    Пословицы и поговорки о дружбе.

    15

    Что значит быть моральным?

    Формирование у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность",  

    Воспитание любви и уважения к родителям, к своей Родине, к друг  другу.

    Уметь ориентироваться в ситуациях морального выбора, отличать добродетельные поступки от порочных, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

    Самостоятельная работа Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …»

    ЦОР - Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  15.

    16

    Творческие работы учащихся.

    Творческая работа: иллюстрации к урокам.

    Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

    Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную

    Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы.

    ЦОР - Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  16.

    17

    Итоговая презентация творческих работ

    Обобщение знаний, полученные в ходе изучения курса. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.

    Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную

    Самостоятельная работа учащихся по составлению плана творческой работы. Творческая деятельность учащихся

    ЦОР - Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  17.


    Материально-технического и учебно-методического обеспечения

    Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе

    1. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений : 4-5 классы / А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2010.
    2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010.
    3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
    4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2012.
    5. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)

    Оборудование и приборы

    1. Персональный компьютер

    Характеристика компьютера

    Значение

    Форм-фактор (стационарный, переносной, вид корпуса)

    Стационарный

    Производитель и модель

    Intel

    Процессор

    Pentium ® Dual - Core CPU E5300

    2.60 GHz   2.59 GHz   2Gb ОЗУ

    Жёсткий диск (диски)

    ST3500418AS ATA (тип-дисковые)

    1. Программное обеспечение

    Производитель

    Наименование

    Версия

    Microsoft

    Windows 7

    2009

    Microsoft

    Office

    2010

    SMART Technologies Inc.

    SMART Notebook

    2010

    ABBYY

    ABBYY PDF Transformer 3.0

    2009

    1. Технические средства обучения

    Наименование ТСО

    Марка

    1

    Компьютер с комплектующими

    P-Dual - Core E5300/2048/500Gb/DVD-RW

    2

    Проектор

    Optoma DS316L (C1E)

    3

    Настенный экран

    Дидактический материал

    Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2012.

    Цифровые образовательные ресурсы

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) http://school-collection.edu.ru/

    Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru/

    Интернет-ресурсы

    1. Ахапкина И. Б. Занятие по основам религиозных культур и светской этике "Любовь и уважение к Отечеству" [Электронный ресурс] / И. Б. Ахапкина // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" / Издательский Дом "Первое сентября". – 2011. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/594528/.
    2. Кравец Т. Н. Основы религиозных культур и светской этики [Электронный ресурс] / Т. Н. Кравец // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" / Издательский Дом "Первое сентября". – 2011. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/586833/.
    3. Лукина Ю. П. Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия – наша Родина" [Электронный ресурс] / Ю. П. Лукина // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" / Издательский Дом "Первое сентября". – 2011. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/600135/.
    4. Методическое объединение учителей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Томской области [Электронный ресурс] // Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». – Режим доступа : http://orkce.edu.tomsk.ru/.
    5. Основы религиозной культуры и светской этики: проект [Электронный ресурс] // АПКиППРО. – Режим доступа: http://www.apkpro.ru/co№te№t/blogsectio№/49/622/. –
    6. Основы религиозной культуры и светской этики [Электронный ресурс] // ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» – Режим доступа: http://www.irro.ru/co№te№t/основы-религиозной-культуры-и-светской-этики#attachme№ts
    7. Процкая  С. А. Тематические поурочные планы «Православные праздники» (Модули «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур») [Электронный ресурс] / С. А. Процкая. – Режим доступа : http://orkce.edu.tomsk.ru/.
    8. Смекаева П. А. Основы религиозных культур и светской этики. Герои былых времен [Электронный ресурс] / П. А. Смекаева, И. П. Занцова // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" / Издательский Дом "Первое сентября". – 2011. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/593199/
    9. Франтикова Е. В. Основы светской этики. Урок № 19. "Нравственный поступок" [Электронный ресурс] / Е. В. Франтикова // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" / Издательский Дом "Первое сентября". – 2011. – Режим доступа:// http://festival.1september.ru/articles/591565/.

    Литература, рекомендованная для учащихся

    1. Научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
    2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
    3. Хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса.
    4. Энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

    Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

    Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

    Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

    Добро и зло.Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»4 класс Рахимова Фарзана Фаритовна МБОУ СОШ №4

    Цель урока Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .Задачи урока 1.      Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенно...

    Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

    Рабочая программапо предмету «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы светской этики»)...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", для 1 класса (2017-2018 учебный год).

    Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики", для 1 класса реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс

    Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным  резуль...

    Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с...