Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse.doc45.5 КБ
Файл iskusstvo_v_religii.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленск

Конспект урока

по «Основам религиозных культур и светской этике»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

по теме «Искусство в религиозной культуре»

(4 класс)

                                                                  Составил учитель начальных классов  

                                                    Переслегина Юлия Геннадьевна

Смоленск

2017

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока: «Искусство в религиозной культуре»

Тип урока: урок новых знаний

ТДЦ: формировать у младших школьников представления о многообразии проявлений искусства в различных религиях; формировать знания о связи  видов искусств с религией; развивать логическое и ассоциативное мышление обучающихся; способствовать развитию коммуникативных способностей; способствовать   формированию толерантности и уважительного отношения к религиозным культурам.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 класс/Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др., мультимедийное оборудование, презентация «Искусство в религии», раздаточный материал, демонстрационные карточки.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным и раздаточным материалом, схемой.

Словарик к уроку

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих духовно-общественное бытие.

Культура – абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.

Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Ход урока

1.Организационный момент

При входе в класс каждый ученик получает флажок разного цвета ( красного, зелёного, жёлтого, белого). Учащиеся делятся на группы в  зависимости от цвета флажка.

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.

2.Актуализация знаний

На доске карточки со словами: культура,    искусство,   религия.

 - Давайте вспомним, что обозначает каждое слово.

Если вам трудно, обратитесь к словарикам, которые есть у каждого.

- Что такое культура?  (ответы детей)

Слайд 1

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих духовно-общественное бытие.

Культура – абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.

 -  Что такое религия? (ответы детей)

Слайд 2

Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

 - Что такое искусство? (ответы детей)

Слайд 3

 Искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

3.Постановка темы и цели урока

- Как бы вы расположили эти слова?

- Какое слово является общим для других? (культура)

Схема

            КУЛЬТУРА

 

ИСКУССТВО                РЕЛИГИЯ

- Как связано искусство и религия, мы узнаем сегодня на уроке.

Тема нашего урока «Искусство в религиозной культуре»

Мы познакомимся с предметами искусства, связанными с религиозными культурами и определим, существует ли связь между искусством и религией.

4.Изучение нового материала

Работа в группах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями)

- Распределите карточки, лежащие у вас в конверте №1, на несколько групп: Иисус Христос, Синагога, Сиддихартха Гаутама, Мечеть, Библия, Моисей, Коран, Ступа, Танах, Церковь, Мухаммад, Трипитака.

- По какому принципу вы объединили слова в группы?

(1-й – 3 группы – основатели религий, священные книги, священные сооружения;

2-й – 4 группы – по принадлежности к той или иной религии: буддизм, иудаизм, христианство, ислам)

Проверка задания с использованием демонстрационных карточек на доске.

- У каждой группы в конверте №2 находятся иллюстрации.

Определите виды искусства, которые представлены на них.

Слайд 4  Виды искусства: архитектура, живопись, литература, музыка, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Физкультминутка

- Давайте посмотрим, как виды искусства представлены в различных религиях.

Просмотр презентации с комментариями и вопросами учителя.

Слайд 5 Архитектура (виды храмов различных религий)

5.Проверка домашнего задания

Сообщения учащихся «Храмы моего города»

- Как отражается каждый вид искусства в религии? (беседа)                                                                                                                      

Слайд 6,7 Живопись  Христианство – иконы, ислам – каллиграфия, арабески

Слайд 8 Литература – священные книги мировых религий.

Слайд 9 Скульптура – скульптуры Будды

Слайд 10 Декоративно- прикладное искусство – утварь христианского храма, синагоги, мандалы.

6.Работа по учебнику

Каждая группа получает задание: прочитайте материал учебника, составьте рассказ по вопросам.

1 группа с. 34 – искусство в христианстве

Что такое икона?

Кого изображают на иконах?

С каким видом искусства связана иконопись?

2 группа с. 35 – искусство в исламе

Какие виды искусства получили развитие в исламе?

Почему в исламской культуре не изображают людей и животных?

Что такое арабески?

3 группа с. 36 – искусство в иудаизме

Какой вид искусства получил особое развитие в иудаизме?

Что украшает свиток Торы?

Какие светильники есть в синагоге?

4 группа с. 37 – искусство в буддизме

Какой вид искусства получил наибольшее развитие в буддизме?

Какие изображения Будды существуют?

Подведение итогов

Давайте снова, обратим внимание на нашу схему.

Схема

            КУЛЬТУРА

 

ИСКУССТВО                РЕЛИГИЯ

Чтобы вы изменили? Почему?

Связаны ли эти два понятия?

Какая  связь между искусством и религиозными культурами?

Домашнее задание

Прочитайте материал учебника, расскажите родителям самое интересное. Найдите репродукции картин имеющих религиозные сюжеты.

Рефлексия

Закончи предложение:

На уроке я узнал, что….

Мне очень понравилось…

Оказывается, что…

Работа с одноклассниками это…


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы мировых религиозных культур и светской этики Урок по теме « Искусство в религиозной культуре» Составил учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска Переслегина Юлия Геннадьевна

Слайд 2

Что такое культура? Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих духовно-общественное бытие. Культура – абсолютно всё, созданное человеком. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры

Слайд 3

Что такое религия? Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Слайд 4

Что такое искусство? И скусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Слайд 5

Архитектура в религии

Слайд 6

Живопись в христианской религии Икона

Слайд 7

Литература в религии Священные книги

Слайд 8

Ислам Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.

Слайд 9

Каллиграфия в исламе как особый вид живописи

Слайд 10

Каллиграфия в исламе согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая. Каллиграфические поздравления

Слайд 11

Скульптура в буддизме

Слайд 12

Арабеска Арабеска (ит. arabesco, фр. arabesque - "арабский") - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов и созданных на основе точного математического расчета. Сама идея арабески созвучна представлениям исламских богословов о "вечно продолжающейся ткани Вселенной".

Слайд 13

Арабеска - орнамент

Слайд 14

Мандала Ма́ндала («круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме , ритуальный предмет. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева.

Слайд 15

Мандала

Слайд 16

Мандала

Слайд 17

Иудаизм Йад -традиционная указка в виде руки, которую используют, чтобы не потерять читаемую в Торе строку. В течение многих веков еврейское искусство было связано с украшением синагог и созданием ритуальных предметов, которые использовались не только в синагоге, но и дома по субботам и праздникам, а также для совершения различных ритуалов. Изучение Торы - как большинство заповедей иудаизма , оберегается специальными оградами, возведенными мудрецами. Нельзя читать Тору, не произнеся особого благословения, до свитка можно дотронуться только указкой “ йадом ”, или “ мапот ” - пояском, перевязывающим свиток Торы, или краем “ талита ” и т. д.

Слайд 18

Корона Торы

Слайд 19

Семисвечник Ещё один древнейший символ иудаизма - семисвечник (он же - минора). По легенде, сам Господь повелел Моисею сделать золотой "светильник" с 7 ответвлениями, на каждом из которых должна была рассполагаться лампадка с горящим ладаном. Светить ломпадки должны были по ночам. Семисвечник символизирует присутствие Бога среди людей. Свет, даваемый лампадками - символическое одеяние Господа. В наши дни сокральное значение миноры несколько принижено. Семисвечник используется как противовес христианскому кресту в иудаизме. 7 - число совершенства. 7 ответвлений светильника обозначают Божью благодать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...