Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Бондаренко Татьяна Владимировна

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов через содержание учебного предмета, курса.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_mirovye_religii.docx51.1 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования,

утверждённой приказом по школе

от 31.08.2017 №620

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

 «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы мировых религиозных культур»

для 4 класса

на 2017-2018 учебный год

 

 

учителя начальных классов:

Бондаренко Татьяны Владимировны

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года,  годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2014.  Рабочая программа модуля «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» рассчитана на 34 часа.

                                                                                    Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметным результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения,умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Предметные результаты

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание учебного предмета, курса.

Организация учебной деятельности основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.

  • беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
  • взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
  • взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;
  • интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
  • драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;
  • ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;
  • составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);
  • написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.


Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

план

Дата факт

Тема

Основные виды учебной

деятельности обучающегося

1.

Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава

Иметь представление о понятиях: Родина,  Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь;

пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

2

Как всё начиналось. Древняя Русь

 Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её

 географическое положение, природа, население. Радушие и

доброжелательность россиян. Россия –многонациональное

государство.

Национальность и раса.

Древние города России, их памятники культуры.

3

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

Иметь представление о понятиях: Родина,

Россия, национальность, раса; кто такие

славяне.

Уметь: показывать границы Российской

Федерации на карте, объяснять значение

однокоренных слов, происхождение названия

Русь;

пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

4

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа

Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

5

Как всё начиналось. Народы Сибири

Объяснять, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснять связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснять, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

6

Культура каждого народа неповторима

Объяснять, чему учил Христос. Объяснять, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

7

Традиционные религии народов России

Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

8

Традиционные религии народов России

Объяснять, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснять, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

9

Народные и религиозные праздники. Встреча весны

Правильно употреблять в речи выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснять выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

10

Народные и религиозные праздники.

Новый год и Рождество

Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа», почему покаяние называют «лекарством души».

11

Народные и религиозные праздники.

Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка

Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

12

Народные и религиозные праздники. Шаббат.

Пурим. Праздник Весак.

Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

13

Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила.

Объяснять, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.

14

Почитай родителей. Будь щедрым.

Рассказать, как устроен православный храм. что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно, Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Правильно употреблять в речи значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

15

Не завидуй.

Не предавай.

Объяснять, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

16

29.12

Будь терпим и честен.

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

17/1

12.01

Что такое религия? Многобожие и единобожие. Какие религии принято называть мировыми?

  • Беседа по ?? Д/з и плана урока;
  • Работа с текстом - поиск ответа на вопрос;
  • Выразительное чтение;
  • Словарная работа –работа с понятиями;
  • Анализ карты мира;
  • Работа со схемой «Религии мира» и таблицей «Религии России»;
  • Ответы на ?? И выполнение тестовых заданий;
  • Работа в парах.

18/2

19.01

Что такое традиционная религия? Что такое религиозная культура? Нужны ли нам знания о различных религиозных культурах?

  • Беседа по ?? Д/з и плана урока;
  • Работа с текстом - поиск ответа на вопрос;
  • Выразительное чтение;
  • Словарная работа –работа с понятиями;
  • Анализ иллюстраций;
  • Работа с картой мира;
  • Работа со схемой «Религии мира»;
  • Ответы на ?? И выполнение тестовых заданий;
  • Работа в парах и группах.

19/3

26.01

Три главные ветви христианства. Распространение христианства. Рождество и Крещение Иисуса.

Объяснять слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

20/4

2.02

Учение Иисуса Христа. Благая весть. Крестная смерть и Воскресение Иисуса.

Объяснять, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

21/5

9.02

Библия. Роль православия  в развитии образования и культуры русского народа.

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснять выражение «Даром приняли – даром давайте».

22/6

16.02

Рост числа монастырей с 11 по 20 век. Троице-Сергиева лавра. Князь Дмитрий и преподобный Сергий.

Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.

23/7

2.03

Храм-дом Божий. Правила поведения в храме. Православное богослужение.

  • Слушание объяснений учителя с элементами беседы;
  • Работа с текстом - поиск ответа на вопрос;
  • Словарная работа –работа с понятиями;
  • Анализ иллюстраций и видеосюжетов;
  • Ответы на вопросы и выполнение тестовых и логических  заданий или экскурсия.

24/8

9.03

Таинство брака. Секреты христианской семьи. Роль календаря в жизни христианина.

  • Работа с текстом и иллюстрациями - поиск ответа на вопрос;
  • Словарная работа: работа с понятиями;
  • Анализ жизненных ситуаций;
  • Работа с логическими схемами;
  • Знакомство с жития святых;
  • Анализ музык. Видеосюжетов;
  • Работа в группах.

25/9

16.03

Особенности православного календаря. Крещение. Благовещение.

  • Беседа по вопросам. Плана урока;
  • Работа с текстом - поиск ответа на вопрос;
  • Словарная работа –работа с понятиями;
  • Анализ иллюстраций;
  • Работа с картой и выполнение заданий на контурной карте;
  • Работа со схемой «Последствия крещения Руси»;
  • Заполнение кроссворда;
  • Выполнение индивидуальных заданий.

26/10

23.03

Ислам – мировая религия.

Главные слова ислама. Ислам в России. «Нет Бога, кроме Аллаха». Главные исламские заповеди.

  • Беседа по ?? Д/з и плана урока;
  • Работа с текстом - поиск ответа на вопрос;
  • Выразительное чтение;
  • Словарная работа –работа с понятиями;
  • Анализ иллюстраций;
  • Ответы на вопросы, выполнение тестовых и логических  заданий.

27/1

6.04

Люди, которых возлюбил Аллах. Великий пророк Мухаммад. Коран и мусульманские добродетели. По примеру пророка.

  • Беседа по вопросам;
  • Работа с текстом - поиск ответа на вопрос;
  • Выразительное чтение;
  • Словарная работа –работа с понятиями;
  • Анализ иллюстраций;
  • Работа с картой мира;
  • Работа со схемой «Религии мира»;
  • Ответы на ?? И выполнение тестовых заданий;
  • Работа в парах и группах.
  • Сообщения учащихся.

28/2

13.04

Внутренне убранство мечети. Правила о которых нельзя забыватьПравила, по которым живёт мусульманская семья. Матери и сыновья.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов.

29/3

20.04

«Не постигают Его взоры». Каллиграфия. Арабеска. Ураза – байрам. Исламский календарь.

Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

30/4

27.04

Когда и где возник буддизм? Буддизм в России. Детство и юность Будды.

Сообщения учащихся.

31/5

4.05

Будда-человек Просветлённый. «Три корзины мудрости». Колесо сансары.

Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

32/6

11.05

Восемь ступеней к освобождению. Лама – буддийский учитель. Далай – лама 14.

Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

33/7

18.05

Буддийский храм. Какой он? Основы, на которых строится буддийская семья.

Сообщения учащихся.

34/8

25.05

Праздники, посвящённые Будде. Буддийский календарь. Календарные праздники буддистов.

Объяснять,что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях  и праздниках буддистов. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...

Рабочая программа модуля "Основы мировых религиозных культур" ОРКСЭ 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Амирова Р. Б.  "Основы мировых религиозных культур"...

Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)

Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с  празднованием Нового года в разных мировых религиях....

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса

Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса...