ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Гришенина Татьяна Владимировна

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №2 по теме «Искусство в религиозной культуре»

Цель: формирование понятия «искусство в религиозной культуре» через ознакомление с предметами искусства мировых религий

Тип урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технологии: развитие критического мышления

Задачи:

Образовательные:

--Познакомить с предметами искусства встречающимися в религиозной культуре христианства, ислама, иудаизма.

 -Ориентироваться в своей системе знаний и умений.

-Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы

-Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.

Развивающие

-Развитие умения сравнивать события и явления, извлекать из этого данные для выявления закономерностей;

-Развитие представлений о священных сооружениях религий мира;

-Обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

-Содействие формированию интереса к изучению мировых культур и религий;

-Развитие коммуникативных навыков, формирование умения работать в группах

Воспитательные:

-Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-Воспитание гражданственности, веротерпимости, толерантности, уважения к религиозным культурам мира.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии

народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий).

- Учиться планировать практическую деятельность на уроке.

  • Определять успешность выполнения своего задания

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
  • Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний и умений.

- Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

- Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.-

Регулятивные: 

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-Учиться совместно с учителем,  выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий).

-Учиться планировать практическую деятельность на уроке.

-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: 

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.

-Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы. Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные понятия и термины: ступы, пагоды, буддийский храм, алтарь, молитвенный барабан, Будда, типитака, нирвана, лама, мандала.

Оборудование : учебник, тетради, мультимедийное оборудование, словари, презентация «Священные сооружения», карточки с таблицей.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

Организация класса, проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Класс поделен на 4 группы. Каждая группа принесла изображения священных сооружений, которые есть в родном городе и предметы относящиеся к разным религиям.

.3.Постановка и формулировка проблемы.

На прошлом уроке вы познакомились с искусством в религиозной культуре каких религий? (христианства, ислама, иудаизма) .С искусством какой религии мы сегодня познакомимся? (буддизм )

  1. Решение проблемы

-Какая религия самая древняя? (буддизм)

-Почему эта религия стала так называться? (в честь основателя этой религии Будды)

-Что означает слово Будда?(просветленный)

-Кем он был до «просветления»? (царевичем Сиддхартха Гаутама)

-Будда умер в 472г.до н.э. Что сделали ученики с его телом? (кремировали)

-До своей смерти Будда попросил своего ученика Ананду построить ступу над его останками. Ступы в древней Индии были еще до рождения Будды- эти надгробные памятники ставили великим королям Индии, а до них были простые надгробные холмы. После кремации тела Будды его ученики стали ссориться между собой, каждый представитель королевства хотел взять останки с собой .Но нашелся умный правитель который предложил в 8 королевствах построить 8 ступ и поместить туда прах Будды. Ступы приобрели другое значение -в них стали хранить и другие реликвии.

-Как выглядит крыша ступы? (полусфера)

-Что символизирует? (небо над головой)

-Через все здание ступы проходит стержень, что он символизирует ?  (ось мира)

-Ступы стали выше, они превратились в высокие многоярусные строения и стали называться пагоды.

-Рядом с о ступами, храмами, монастырями и часто посещаемых местах установлены молитвенные барабаны, чтобы люди могли накопить духовные заслуги и очиститься от омрачений и негативной кармы ,накопленной в этой жизни и предыдущих. Барабаны содержат в себе плотно свернутые свитки мантр (изречений) Будды.

-Как называется Священная книга буддизма? (Типитака). Что означает? (Три корзины мудрости).

Работа с учебником:

-изображения Будды;

-«32 иконографических признаков великой личности» доп. материал;

-божества- покровители буддизма; доп.материал;

-мандала; доп. материал

Мандала- это модель вселенной. Наружный круг-это Вселенная, квадрат ориентирован по сторонам света, внутренний круг- это измерение божества Будд. Иногда во внутреннем круге изображен цветок лотоса. Мандала изготавливается из различных материалов.

  1. Применение знаний и умений.

-команды тянут жребий и разбирают изображения относящиеся к той религии, которая выпала по жребию;

-на столе задание для команды, которое обобщает и проверяет знания,  полученные по теме « Искусство в религиозных культурах».

  1. Таблица «Сравнение мировых религий»

Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Название священного сооружения

Название Священного писания

Основатель религии

Формы искусства

6.Подведение итогов.

Обсуждение заполненной таблицы и дополнение пропущенной информации.

Команды рассказывают о религии ( по жеребьевке)

6. Рефлексия.

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Меня очень заинтересовало…
  • Мне сложно понять…
  • Было неинтересно…
  • Я бы хотел…

7. Информирование о домашнем задании.