ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРКСЭ урок"Искусство в религиозной культуре" №2 | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №2 по теме «Искусство в религиозной культуре»
Цель: формирование понятия «искусство в религиозной культуре» через ознакомление с предметами искусства мировых религий
Тип урока: комбинированный, изучение и первичное закрепление новых знаний.
Технологии: развитие критического мышления
Задачи:
Образовательные:
--Познакомить с предметами искусства встречающимися в религиозной культуре христианства, ислама, иудаизма.
-Ориентироваться в своей системе знаний и умений.
-Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.
-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы
-Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.
Развивающие
-Развитие умения сравнивать события и явления, извлекать из этого данные для выявления закономерностей;
-Развитие представлений о священных сооружениях религий мира;
-Обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
-Содействие формированию интереса к изучению мировых культур и религий;
-Развитие коммуникативных навыков, формирование умения работать в группах
Воспитательные:
-Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-Воспитание гражданственности, веротерпимости, толерантности, уважения к религиозным культурам мира.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий).
- Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
- Определять успешность выполнения своего задания
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
- Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний и умений.
- Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
- Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.-
Регулятивные:
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-Учиться совместно с учителем, выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий).
-Учиться планировать практическую деятельность на уроке.
-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
-Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы. Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные понятия и термины: ступы, пагоды, буддийский храм, алтарь, молитвенный барабан, Будда, типитака, нирвана, лама, мандала.
Оборудование : учебник, тетради, мультимедийное оборудование, словари, презентация «Священные сооружения», карточки с таблицей.
Этапы урока:
1.Организационный момент.
Организация класса, проверка готовности к уроку.
2.Проверка домашнего задания.
Класс поделен на 4 группы. Каждая группа принесла изображения священных сооружений, которые есть в родном городе и предметы относящиеся к разным религиям.
.3.Постановка и формулировка проблемы.
На прошлом уроке вы познакомились с искусством в религиозной культуре каких религий? (христианства, ислама, иудаизма) .С искусством какой религии мы сегодня познакомимся? (буддизм )
- Решение проблемы
-Какая религия самая древняя? (буддизм)
-Почему эта религия стала так называться? (в честь основателя этой религии Будды)
-Что означает слово Будда?(просветленный)
-Кем он был до «просветления»? (царевичем Сиддхартха Гаутама)
-Будда умер в 472г.до н.э. Что сделали ученики с его телом? (кремировали)
-До своей смерти Будда попросил своего ученика Ананду построить ступу над его останками. Ступы в древней Индии были еще до рождения Будды- эти надгробные памятники ставили великим королям Индии, а до них были простые надгробные холмы. После кремации тела Будды его ученики стали ссориться между собой, каждый представитель королевства хотел взять останки с собой .Но нашелся умный правитель который предложил в 8 королевствах построить 8 ступ и поместить туда прах Будды. Ступы приобрели другое значение -в них стали хранить и другие реликвии.
-Как выглядит крыша ступы? (полусфера)
-Что символизирует? (небо над головой)
-Через все здание ступы проходит стержень, что он символизирует ? (ось мира)
-Ступы стали выше, они превратились в высокие многоярусные строения и стали называться пагоды.
-Рядом с о ступами, храмами, монастырями и часто посещаемых местах установлены молитвенные барабаны, чтобы люди могли накопить духовные заслуги и очиститься от омрачений и негативной кармы ,накопленной в этой жизни и предыдущих. Барабаны содержат в себе плотно свернутые свитки мантр (изречений) Будды.
-Как называется Священная книга буддизма? (Типитака). Что означает? (Три корзины мудрости).
Работа с учебником:
-изображения Будды;
-«32 иконографических признаков великой личности» доп. материал;
-божества- покровители буддизма; доп.материал;
-мандала; доп. материал
Мандала- это модель вселенной. Наружный круг-это Вселенная, квадрат ориентирован по сторонам света, внутренний круг- это измерение божества Будд. Иногда во внутреннем круге изображен цветок лотоса. Мандала изготавливается из различных материалов.
- Применение знаний и умений.
-команды тянут жребий и разбирают изображения относящиеся к той религии, которая выпала по жребию;
-на столе задание для команды, которое обобщает и проверяет знания, полученные по теме « Искусство в религиозных культурах».
- Таблица «Сравнение мировых религий»
Христианство | Ислам | Буддизм | Иудаизм | |
Название священного сооружения | ||||
Название Священного писания | ||||
Основатель религии | ||||
Формы искусства |
6.Подведение итогов.
Обсуждение заполненной таблицы и дополнение пропущенной информации.
Команды рассказывают о религии ( по жеребьевке)
6. Рефлексия.
Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Меня очень заинтересовало…
- Мне сложно понять…
- Было неинтересно…
- Я бы хотел…
7. Информирование о домашнем задании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)
Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...
Презентация к курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", уроки 20-21 "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второе полугодие преподаю курс ОРКСЭ и обычно при подготовке к урокам пользуюсь готовыми презентациями, которые нахожу в интернете. Но по теме "Религиозные ритуалы. Об...
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) на тему "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды".
На этом уроке происходит знакомство учащихся с понятиями "ритуал", "обряд" и знакомство с самыми распространёнными из них в разных религиозных культурах....
Методическая разработка урока по теме «Календарь и религиозные праздники» (ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс)
Знакомство с солнечным, лунным и юлианским календарями ; с празднованием Нового года в разных мировых религиях....
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 1
Презентация коротко расскажет о том, как стали возникать ритуалы, пояснит, что это такое. Яркое оформление иллюстрауиями поможет более восприимчивому пониманию, что такое ритуалы, и как они совершалис...
Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды" Часть 2: христианство.
Презентация рассказывает о семи таинствах православного христианства: крещение, миропомазание, соборование, исповедь, венчание, елепомазание, священство. Презентация составлена по материалам учеб...
Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...