Интерактивные формы организации образовательного процесса в начальной школе
методическая разработка на тему

Макарова Ольга Александровна

          Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

    Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа.     Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

          Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

    Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа.     Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

        

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»     

        г. Хотьково, ул. Михеенко, д. 12 б                 

тел.: (8-496) 54-3-65-41, тел./факс: (8-496) 54-3-26-07


Семинар руководителей школьных методических объединений
начальных классов

Доклад

Тема: «Интерактивные формы организации образовательного  процесса

 в начальной школе».

Заместитель директора по УВР:

Макарова О.А.

Слайд 1

I.   1.   Понятие о формах педагогического процесса.

      2.   Из истории становления и  развития организационных форм обучения.

         Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или  иной педагогической системы, имеет определённое организационное оформление.

         Форма обучения понимается как конструкция циклов обучения, реализирующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой наружный вид, форма отражает систему  устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Однако, будучи выражением внешней стороны организации обучения, форма учебного процесса неразделимо связана и с его внутренней, процессуально-содержательной стороной. Эта связь определяется такими факторами, как цель, приёмы, средства обучения, структурирование изучаемого материала.

Слайд 3

         В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система. В начальной школе используются все системы организации образовательного процесса, но преимущество имеет классно-урочная система.

        Классик отечественной педагогики К. Д. Ушинский глубоко научно обосновал все преимущества этой системы и создал стройную теорию урока. В каждом уроке К. Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части.

Слайд 4

       Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся устремлённости на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, писал К. Д. Ушинский, является необходимым ключом, как бы дверью урока.

       Вторая часть урока направлена на разрешение основной задачи и является как бы определяющей, центральной частью урока.

       Третья часть направлена на подытоживание проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.

Слайд 5

Таким образом, урок- это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников ( по А. А. Бударному).

  II. Интерактивные формы обучения и воспитания,  интерактивная модель обучения.

        Так как школа занимает важное место в жизни общества и играет особую роль в судьбе каждого человека, то именно на школу возлагается главный и чрезвычайно сложный труд- подготовить учащихся к самостоятельным шагам в быстро меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки. Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.

       Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик всё время находится в положении не справившегося, что влечёт за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения. Необходимо постоянно повышать эффективность методов обучения.               Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого учителю в своей работе необходимо использовать разнообразные способы активизации процесса обучения, нестандартные формы организации урока.

        Урок был и остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Но нередко ученик является лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на котором отводится монологу учителя. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока: Слайд 6

- уроки-путешествия

- уроки-сказки

-  викторины

-  КВН

-  интегрированные уроки

-  мультимедийные уроки

-  уроки с элементами мультимедиа

-  уроки с использованием интерактивных технологий обучения

Слайд 7

          Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

    Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивное обучение- это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого происходит взаимодействие педагога и воспитанника, организуется индивидуальная, парная и групповая работа.     Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организуется таким образом , что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность высказывать то, что знают и думают. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Слайд 8

         Интерактивными технологиями называют те, которые ориентированы на жизненный и познавательный опыт и реализуют субъектные отношения всех участников образовательного процесса.

Слайд 9

         Особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции, целевые ориентиры и классификационные параметры.

   Философская основа: гуманистическая,

                                           природосообразная.

    Методологический подход: коммуникативный.

    Ведущие факторы развития: социогенные.

    Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

    Преобладающие методы: диалогические.

    Организационные формы: разнообразные.

    Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: демократический,

    интерактивный, характер сотрудничества.

Слайд 10

    Целевые ориентации:

- выявление многообразия точек зрения;

- обращение к личному опыту участников;

- поддержка активности участников;

- соединение теории и практики;

- взаимообогащение опыта участников;

- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания;

- поощрение творчества субъектов образовательного процесса.

Слайд 11

    Концептуальные позиции:

- информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов;

- интерактивное общение способствует умственному и творческому развитию;

- при наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями;

- обратная связь может способствовать повышению эффективности обмена информацией  (учебной, воспитательной и управленческой), что позволяет обеим сторонам устранять помехи.

Слайд 12

   Особенности организации.

          Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область опыта, интересующего его. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

         Если в традиционном обучении учитель играет «роль фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, то в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

        По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, а задача учителя – создать условия для их инициативы. Учащиеся выступают полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не столько даёт знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Слайд 13

       Учитель в интерактивных технологиях выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.

В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса.

В роли организатора он налаживает взаимодействие учащихся ( разбивает на группы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д. )

В роли консультанта учитель обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

           Что же представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы:

Слайд 14

- работа в малых группах ( в парах, ротационные тройки, два-четыре-вместе );

Слайд 15

- «большой круг»;

- «вертушка»;

- «аквариум»;

- «карусель»;

- «мозговой штурм»;

- «круглый стол»;

- ролевая игра;

- деловая игра;

- лекции с проблемным изложением;

- эвристическая беседа;

- уроки-семинары (в форме дебатов, дискуссий);

- конференции;

Слайд 16

- использование средств мультимедиа;

Слайд 17

- метод проектов (как элемент урока, но скорее как внеурочная деятельность).

Слайд 18

  Основная цель интерактивного обучения.

           В законодательстве РФ закреплён, как один из основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно, признания творческой природы личности каждого ребёнка.

Слайд 19

          Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим её потенциально внутренние способности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя- обеспечить на уроке такую деятельность, которой способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае:

- ученик сам открывает путь к познанию;

- усвоение энаний это результат его деятельности;

- из объекта образовательного процесса он превращается в субъект;

- меняется сам образовательный процесс: обучение переходит в учение;

- процесс становится увлекательным как для ученика, так и для учителя;

- и учителя и дети получают навыки взаимодействия в группе и умения вести диалог;

- все субъекты процесса учатся быть внимательными к чужому мнению и формировать собственное отношение к окружающей действительности;

- ученики и учитель становятся партнёрами.

111 . Опыт учителей нашей школы.

Слайды 20-36

Теперь мне бы хотелось сказать несколько слов об учителях нашей школы. Мои коллеги люди очень творческие, активно внедряющие в свою работу информационно-коммуникативные технологии, с радостью делятся своим опытом и лучшими наработками, с удовольствием приглашают на открытые уроки и внеклассные мероприятия. Такие учителя как Филиппова Е. В., Зайцева Г. Н., Сорк М. М., Гаврилова Г. А., Панина В. И., Синичкина Н. А., Мельникова Н. Н., Лапкина Н. Ю. , Жданова К.Н.,  – педагог-психолог, Осиненко Г.П. используют на своих уроках мультимедийные и интерактивные формы обучения, проводят нестандартные уроки: уроки-путешествия, КВН-ы, ролевые и деловые игры. Очень популярны в нашей школе уроки-проекты.

Слайды 37-38

         Отдельно хотелось бы сказать об опыте работы учителя высшей категории Филипповой Е. В.

       Третий год в её классе издаётся интерактивный журнал. Цель создания этого журнала заключается в том, чтобы:

- открыть Мир Знаний за пределами школьной парты;

- сформировать у учеников навыки самостоятельного поиска материала и его обработки;

- расширить область знаний, умений и навыков в области работы с компьютером и Интернетом;

- продолжить развивать коммуникативные навыки, умение работать в группах;

- развивать социальную активность;

- объединить на страницах газеты учителей, учеников и их родителей;

- сделать открытой для всех информацию о жизни школы.

       Содержание журнала самое разнообразное. Это и творчество учащихся, и подобранный в различных источниках интересный материал, и результаты прошедших конкурсов, соревнований, внеклассных мероприятий. Мы надеемся, что интерактивный журнал начал свой долгий жизненный путь и станет одной из традиций школы, будет радовать учеников, их родителей и учителей, а также позволит раскрыть десятки талантов, поддержать их и помочь самореализоваться, что и является основой их благополучной взрослой жизни.

         Второе о чём просто необходимо сказать в заключительной части доклада. Уже десять лет в нашей школе работают группы предшкольной подготовки, так называемые «Зайчики». Сама методика представляет из себя интерактивные формы обучения. Дети с радостью посещают эти занятия и в последствии они не испытывают особых трудностей при поступлении в первый класс во время адаптационного периода. Но более подробно о преимуществах применения этой методики расскажет Филиппова Е. В. в своей презентации, которую мы и представляем вашему вниманию.    

Видеоролик «Раннее обучение по методике Н.А.Зайцева»

Принципы отношений с детьми (сформулированы Г. Л. Лэндрэт)

Принципы отношений с детьми

( сформулированы Г. Л. Лэндрэт )

Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться им быть.

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я хочу больше принимать в себе ребёнка. Поэтому я с интересом и благоговением позволю детям освещать мой мир.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям любить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребёнка.

Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям.

Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.

Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребёнка.

Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребёнка.

Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.

Я – это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую. Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.

Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.

Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребёнка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

   

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".

В мастере - классе  по  теме " Здоровьесберегающий  подход  к  организации  обязательного   процесса в начальной  школе"  предоставлен  обзор...

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.

В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна....

Итоговая работа по теме "Организация образовательного процесса в начальной школе с использованием ЭОР"

Презентация содержит слайды, в которых дается информация по использованию ЭОР на уроках в начальной школе, содержит ссылки на сайты, где можно более подробно изучить данную тему....

ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ОВЗ"

Образование в начальной школе уже давно стало одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, также измен...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...

Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...