Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е
статья по теме

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества учебно-воспитательного процесса»

Образовательная среда, создающая комфортные условия для развития учащихся, повышения их мотивации к обучению, достижению ими высоких образовательных результатов – важное условие успеха любой школы. А проектирование такой мотивационной образовательной среды – дело непростое. Более того, чаще всего это процесс, который растягивается не на один год. Хотя некоторые принципы можно и нужно  определить с самого начала.
Наша школа давно занимается этой работой. И сейчас можно утверждать, что здесь сложилась развивающая  образовательная среда. Что для этого было сделано и что делается сегодня? Как вовлечь в работу по проектированию образовательной среды весь педагогический коллектив? Рассмотрим этот опыт подробнее.

Мотивация школьников – чрезвычайно важный элемент образовательного процесса. Именно мотивация определяет его эффективность и результативность. Говоря о мотивации, вспомним, что такое «мотив». Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение – поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей.

.Исследования, проведенные в области образовательной мотивации, позволяют нарисовать образ современного российского школьника, его мотивацию к учению и отношение к школе в целом.

Итак, каков он, современный школьник российской школы? Каковы его образовательные мотивы?

Мотивы обучения младших школьников.

Познавательные мотивы (мотивы, свидетельствующие об ориентации школьника на овладение новыми знаниями, учебными навыками). Познавательные мотивы отражают стремление школьника к самообразованию.

Социальные мотивы - связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми ( стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими , получить их одобрение).

Узко-личные (удовлетворение потребности в успехе, в поощрении за успехи, избежание наказания)

Школа в сознании учащихся воспринимается как здание, как коллектив, как жизненный мир. Ожидания ребенка от школы связаны с удовлетворением его потребностей.

С возрастом учащиеся больше внимания уделяют осознанному выбору предметов, выстраивают свой дальнейший образовательный маршрут, поэтому предъявляют требования к качеству образования.

Чаще всего звучат такие мнения подростков о школе, связанные с образовательными ожиданиями:  

«Это прежде всего профессиональные преподаватели, которые могут и хотят передать свои знания ученикам»;

«...Где море интересных предметов...»;

«В школе должны быть иностранные языки»;

«Это место, куда человек ходит, чтобы получить знания в разных науках»;

«В моем понимании школа – это символ знаний»;

«В хорошей школе прежде всего должно существовать взаимопонимание между учениками и учителями».

На мотивацию влияет множество факторов, среди которых можно назвать не только культурные и образовательные традиции страны, но и семейные ценностные ориентации в отношении образования, структуру досуга и свободного времени школьника,  возможности дополнительного образования и, естественно, условия обучения в школе.

Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности  обучающихся. в процессе решения образовательных задач.  Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей ребенка с учетом его индивидуальности. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы, потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира. Одним важно услышать, другим – увидеть, а третьим необходимо попробовать сделать что-либо самим. Кому-то необходима частая смена деятельности , кто-то сосредоточен на выполнении задания в течении продолжительного времени. Поэтому очень важно создать в начальной школе условия для полноценного развития и обучения каждого ребенка. учителя начальной школы помогают детям обрести уверенность  повысить самооценку, утвердиться в возможностях. Ученики стремятся овладеть теми умениями, которые помогут им в личностном росте, а в дальнейшем – и в жизненном самоопределении.

Образовательное пространство школы:

Работа педагогического коллектива над эстетическим оформлением школы (озеленение школы, оформление информационных стендов и в реакреациях,  в вестибюле школы).

Образовательное пространство школы должно включать в себя два контрастных пространства: учебное и игровое.  Кабинет:  оснащение (мебель, дидактический материал.) Оснащение кабинета питьевой водой, уголки для отдыха. Использование электронных образовательных ресурсов, использование мультимедийного проектора позволяет расширить исследовательское поле обучающихся.  

библиотека

актовый зал (традиционное место публичного предъявления результатов в различных видах деятельности)

спортивный зал

реакреация (место отдыха, место проведения подвижных игр)

Образовательная среда – это и образовательная программа. Образовательный процесс в школе организован в соответствии с современными требованиями к обучению.  Администрация и педагогический коллектив нашей школы стремятся создать условия для развития способностей каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Особенно это актуально в период перехода на обучение по новым образовательным стандартам.

В учебном процессе учителя используют разнообразные технологии, позволяющие развивать мотивацию учащихся . Однако в процессе создания образовательной среды чрезвычайно важно определить тот круг технологий , которые , с одной стороны, позволят развивать личностные ресурсы каждого ребенка, а с другой стороны – отразят специфику самой школы. ее уникальные образовательные возможности. Такой спецификой нашей школы на протяжении всего  времени ее существования остается углубленное изучение английского  языка

Под пристальным вниманием педагогов находится и  организация внеучебной деятельности, направленной на расширение образовательного пространства учащихся. Внеучебная деятельность школьников только тогда будет активно влиять на развитие их образовательной мотивации и образовательного потенциала, если она тесно связана с ведущей деятельностью школьника – учебно-познавательной.  (Сотрудничество с другими обр. учреждениями). Правильно организовать жизнь детей в начальной школе – значит создать такую образовательную среду, которая будет способствовать личностному, социальному, познавательному и коммуникативному развитию любого ребенка, независимо от его способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Активизация мыслительной деятельности как одно из условий обеспечения высокого качества памяти

Активизация мыслительной деятельности как одно из условий обеспечения высокого качества памяти...

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий»

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса  на основе эффективного использования современных образовательных технологий»...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.

Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В мла...

«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» Обобщение опыта.

Метод проектов – это самостоятельная  деятельность учащихся,  направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы,  нацеленной на конкретн...